«Москва жива, и она готова действовать»
Марш памяти Бориса Немцова собрал в России более 50 тыс. человек.«В Киеве — братья, фашисты — в Кремле», «Нет войне», «Россия без Путина», «Свободу Савченко» – эти, а также многие другие лозунги скандировали сегодня россияне, пришедшие на Марш памяти Бориса Немцова в Москве. Изначально эта акция планировалась как антикризисный Марш «Весна», однако после убийства Немцова, которое произошло в минувшую пятницу, организаторы изменили посыл шествия. Также изменили и локацию – из спального района Марьино в центр Москвы.
Сбор участников начался в Китайгородском проезде. Оттуда многотысячная колонна двинулась по Москворецкой набережной и прошла по Большому Москворецком мосту. Закончилось шествие на Малом Москворецком мосту.
Хотя пресс-служба ГУ МВД России и заявила, что на Марше было около 7 тыс. человек, есть все основания сомневаться в этом. На фотографиях и прямой трансляции видно, что почтить память Бориса Немцова пришли десятки тысяч россиян. И цифра организации «Белый счетчик», которая поставила своих людей возле рамок металлоискателей, через которые проходили участники, кажется более объективной. Это – 51 тыс. 500 человек. А вот российская оппозиция насчитала 70 тыс. демонстрантов.
На акции не было политической символики и девизов. Участники шли с российскими триколорами. Можно было заметить и флаги Украины. Много людей пришли с цветами и свечами, чтобы оставить их на месте убийства Немцова – на Большом Москворецком мосту).
В рамках Марша «Весна» состоялось и шествие в поддержку украинской летчицы Надежды Савченко, которая незаконно удерживается в московском СИЗО. Его организовали адвокаты Надежды.
По словам одного из организаторов Марша, шеф-редактора «Ежедневного журнала» Александра Рыклина – это шествие не только поминальное, но и протестное, поскольку Немцов «был оппозиционным политиком». «Это акция, которая будет проходить в непосредственной близости от Кремля. Конечно, они боятся», – отметил Александр Рыклин.
Обозреватель «КоммерсантЪ FM» Константин фон ЭГГЕРТ также принял участие в Марше скорби. По его словам – «это первая с прошлого года тихая и спокойная демонстрация инакомыслящих и оппозиционно настроенных граждан».
«Я впечатлен числом людей, которые пришли на этот Марш. Это –демонстрация людей, которые не согласны с нынешним политическим курсом, которые скорбят о Борисе Немцове…», – отмечает г-н фон Эггерт.
По его мнению, у россиян «очень сильный шок» после убийства политика, но с другой стороны, у многих также есть ощущение, «что оппозиционно настроенные люди в меньшинстве» в России. Кроме того, убийство Немцова добавило «ощущение безысходности». «Сегодня российское руководство полностью потеряло интерес к демократии и к открытой и честной дискуссии в обществе – непременному условию существования страны», – добавляет обозреватель «КоммерсантЪ FM».
Президент Фонда прикладных политических исследований «ИНДЕМ» Георгий САТАРОВ не исключает, что убийство Немцова послужит катализатором для объединения оппозиции и российского общества. Когда корреспондент «Дня» общался с ним, на фоне слышалось: «Россия будет свободной!».
«Сюда пришли люди, которых не удалось запугать, как планировалось. Народу гораздо больше, чем на любом подобном мероприятии, начиная с 11 декабря 2010 года (демонстрация на Манежной площади в Москве. – Ред.)», – считает политолог. И если раньше на подобных акциях доминировали лозунги, «которые содержали стёб и издевательства над властью, то на этом марше – все гораздо серьезнее».
Председатель демократического движения «Мы» Роман ДОБРОХОТОВ также принял участие в этом Марше и в комментарии тоже отметил количество его участников. «Это очень важно, поскольку российская пропаганда выставляла Немцова как «маргинального политика», которого «никто не знал». Его убийство непременно станет поворотным. Однако непонятно в какую сторону будет поворот. То ли это будет начало террора, то ли это будет поворот к тому, что общество и власть перейдут от конфронтации к диалогу. Но это зависит не столько от людей, они уже давно готовы, сколько от власти», – считает Роман Доброхотов. Он добавляет, что нынешняя акция – «сигнал для Кремля»: россияне не готовы «молча смотреть на то, что происходит».
Готово ли российское общество к более активным действиям? «Российское общество более пассивно, чем украинское, но социальные изменения происходят быстро и спонтанно», – отмечает Роман Доброхотов. Он также добавил: нужно подождать конца года, когда «кризис коснется большого количества людей и пропаганда станет неэффективной». «Возможно тогда то молчаливое большинство, которое сидит по домам, услышит тех, кто уже сегодня говорит, что так жить нельзя. Для этого есть предпосылки. В частности, – количество участников этого митинга. Запугать всех не удастся», – считает г-н Доброхотов.
С ним согласен и Константин фон ЭГГЕРТ, однако он добавляет, что количество демонстрантов, пришедших на Марш – «недостаточное, чтобы увлечь за собою страну». Впрочем, то, что такие люди «не расходятся, а продолжают заявлять о себе» – обнадеживает. «Сегодняшний марш, как минимум, покажет очень многим, что демократическая Москва жива, и она готова действовать. Но насколько долго сохранится этот настрой – сложно сказать. В последние годы было много прогнозов и, в основном, они не сбывались», – резюмирует обозреватель «КоммерсантЪ FM».
Автор
Игорь СамокишSection
День Планеты