Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Не успешный, но и не провальный»

Какие достижения принес Киеву саммит НАТО
12 июля, 19:23
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

29-й саммит НАТО, который состоялся 11—12 июля на наивысшем уровне при участии глав государств и правительств, принес для Украины свои достижения.

Во-первых, в итоговой декларации Альянс осудил незаконную аннексию Крыма, дискриминацию крымских татар, повторил, что «поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины, Грузии, Молдовы в рамках международно признанных границ». НАТО призвало к полной имплементации Минских соглашений всеми сторонами, поддержке усилий в рамках Нормандского формата и Трехсторонней контактной группы. В документе Альянс также призывает РФ прекратить политическую, финансовую и военную поддержку вооруженным формированиям, прекратить военное вторжение в Донецкую и Луганскую области, вывести войска, снаряжения и наемников из территории Украины. «В свете подтвержденных стремлений Украины присоединиться к членству в НАТО, мы придерживаемся решений, принятых на Бухарестском саммите и следующих саммитах. Альянс также приветствовал «значительный прогресс в уже воплощенных реформах, особенно недавнее принятие закона о Высшем антикоррупционном суде и закона о национальной безопасности.

Во-вторых, вчера в Брюсселе состоялось заседание Североатлантического Совета на уровне глав государств и правительств при участии Украины и Грузии, в котором принял участие Президент Украины Петр Порошенко. После этого мероприятия Генсек НАТО сделал заявление по поводу отношений Альянса с Украиной. В нем среди прочего упоминается, что участники мероприятия обсудили перспективы миротворческой миссии ООН на Донбассе и отметили, что она должна быть размещена по всей зоне конфликта, включительно с украино-российской границей.

В-третьих, Президент Украины Петр Порошенко провел двустороннюю встречу с генсеком Альянса. «Пан Президенте, долгосрочная цель Украины — присоединение к Альянсу. Фокус сейчас — на реформах. Вы осуществляете важный прогресс», — отметил Столтенберг во время совместно с Порошенко брифинга. Между тем Президент Украины подтвердил, что интеграция Украины в ЕС и НАТО является приоритетом внешней политики нашего государства и что он намеревается «закрепить этот стратегический курс в Конституции Украины». Также он сказал, что рассчитывает на поддержку Альянсом размещения миротворческой миссии ООН на Донбассе.

В-четвертых, как пишет «Европейская правда» со ссылкой на собственные источники, Петр Порошенко встретился с президентом США Дональдом Трампом, обсудил с ним проект «Северный поток-2» и последующее сотрудничество в оборонной сфере. Однако на момент подготовки номера официального подтверждения от Администрации президента, что этот разговор таки состоялся, не было.

ФОТО РЕЙТЕР

Однако стоит все же напомнить, что сначала Украина рассчитывала на то, что в рамках саммита состоится заседание Комиссии Украина — НАТО (КУН), однако из-за серьезного несогласия с Венгрией по поводу Закона «Об образовании» Будапешт заблокировал проведение этого мероприятия. Кроме того, Украине не предоставили статус члена Enhance Opportunity Program (Программы расширенных возможностей), хотя Киев рассчитывал получить его на этом саммите.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ АЛЬЯНСА

В финальной декларации 29 стран-членов подтвердили преданность ключевому принципу, что нападение на одну страну означает нападение на всех. Также — преданность цели довести расходы на оборону до 2% ВВП. Союзники согласились на инициативу «Четыре по тридцать», которая заключается в обязательстве до 2020 года создать 30 боевых суден, 30 воздушных эскадрилий и 30 механизированных батальонов, а также создать новые командные центры в США и Германии. Македонию пригласили стать 30-м членом НАТО. Много внимания в общей декларации посвящено России. «Агрессивные действия России, включая угрозу и использование силы для достижения политических целей, бросают вызов Альянсу и подрывают евроатлантическую безопасность и основан на правилах международного порядка», — говорится в начале декларации. Также в документе отмечается, что НАТО приостановило все практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией, оставаясь открытым к политическому диалогу.

АМЕРИКАНСКИЙ ВЗГЛЯД

Во второй день саммита президент США сделал достаточно резонансные заявления. Мировые СМИ сообщили о том, что американский президент на не предусмотренной повесткой дня встрече пригрозил выйти из Альянса, если союзники немедленно не начнут тратить на оборону больше. «Позже во время пресс-конференции Трамп не ответил на вопрос, угрожал ли он, что США выйдут из НАТО», — пишет Politico. В то же время он заявил, что был «очень, очень счастлив» после того, как члены НАТО согласились со своими обязательствами повысить расходы на оборону» и назвал внеплановую встречу «фантастической». На вопрос репортеров, возможно ли признание аннексии Крыма, Трамп ответил, что будет с полуостровом «на этом этапе». «Еще задолго до того, как я стал президентом, президент Барак Обама позволил, чтобы это произошло», — цитирует слова главы Белого Дома «Голос Америки». Поднял Трамп и вопрос «Северного потока-2», назвав Германию «заложницей России» из-за того, что Москва «тотально контролирует» Берлин с помощью энергетических ресурсов. Эту тему Трамп обсудил с канцлером Германии Ангелой Меркель с глазу на глаз, однако детали разговоров лидеры не сообщили репортерам. Трамп же назвал отношения США и Германии «грандиозными», пишет DW.

ФОТО РЕЙТЕР

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать достижения для Украины от саммита НАТО:

«УКРАИНА И УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ ПОЛУЧИЛИ МАКСИМУМ ИЗ ТОГО, ЧТО МОГЛИ»

Константин ГРИЩЕНКО, министр иностранных дел (2003—2005 гг., 2010—2012 гг.):

— С одной стороны, заявление было ожидаемым, потому что в целом существует консенсус среди государств-членов НАТО, что Украина является жертвой агрессии и ее нужно поддержать. С другой стороны, заявление не содержит ничего прорывного или такого, что может изменить общую ситуацию относительно перспектив полноценной интеграции Украины в НАТО. Ведь для этого существуют уже проверенные апробированные инструменты: План действий относительно членства, конкретные программы в этом контексте.

Даже Грузия получила больше, чем Украина, при том, что у нее тоже, по сути, есть две аннексированных территории. Украина рассматривается большинством стран НАТО и Евросоюза как государство, которое имеет огромные риски, такие как агрессия России, внутренние проблемы, коррупция, выборы, которые неизвестно что принесут. Все это вместе создает дихотомию — когда из одной стороны нужно поддерживать, а с другой— очень жестко критиковать.

В данном случае, думаю, что Украина и украинская власть получила максимум с того, что могла. Но это никоим образом не отвечает тому тезису, что мы что-то приблизили в плане интеграции или членства в НАТО.

— Заседание Комиссии Украина — НАТО не состоялось из-за блокирования Будапешта. Как вы оцениваете нынешний формат участия Украины в саммите НАТО?

— То, что произошло, является яркой демонстрацией кризиса европейских и трансатлантических институций. Если одна страна, не самая важная и не самая мощная, может себе позволить торпедировать полностью понятные легитимные стремления соседней страны по вопросам, которые абсолютно не касаются ее обеспокоенностей, это свидетельствует о том, что механизмы влияния на цивилизованное поведение своих собственных членов в НАТО отсутствуют. И это огромная проблема.

Вообще мы стремимся в НАТО, которое было в 90 годы. А если и попадем, это будет совсем другое НАТО, где те, кто хотел, чтобы мы были там 10 лет назад, возможно, будут не совсем довольны конечным результатом.

— Какой должна быть наша стратегия налаживания отношений с Венгрией, чтобы возобновить заседание КУН?

— Она должна формироваться другой командой, потому что нынешняя на это не способна. Сначала она должна иметь понимание по поводу того, что делать внутри страны, каким образом формировать консенсус, который позволит более мощно и жестко отстаивать свои интересы, в том числе относительно НАТО.

Сегодня, конечно, нужно решить проблему отношений с Венгрией, потенциально — с Румынией и, в принципе, с Польшей, и оградить себя от возникновения дополнительных раздражителей. Для этого, откровенно говоря, нужно, чтобы руководство государства занималось государственными делами минимум 50% в свое время. А без этого ничего не будет.

«НЕПРОВЕДЕНИЕ КОМИССИИ УКРАИНА —НАТО КОМПЕНСИРОВАЛА ОЧЕНЬ ЧЕТКАЯ РИТОРИКА В ДЕКЛАРАЦИИ ЛИДЕРОВ САММИТА»

Алена ГЕТМАНЧУК, директор Центра «Новая Европа»:

— Учитывая, что с самого начала Украина ставила цель на Брюссельском саммите НАТО проведение Комиссии Украина — НАТО на наивысшем уровне, а также приглашение Украины приобщиться к Программе усиленных возможностей, было бы лукавством называть этот саммит успешным для Украины. Однако назвать провальным его тоже нельзя.

Вместо Комиссии Украина — НАТО де-факто состоялось совместное заседание Комиссии Украина — НАТО и Комиссии Грузия — НАТО, и таким образом Президент Украины смог принять участие в саммите, несмотря на венгерское «вето». Непроведение отдельной Комиссии Украина — НАТО и отсутствие общего двустороннего заявления по результатам этой Комиссии (зато было заявление председательствующего) компенсировала очень четкая риторика в декларации лидеров саммита накануне.

Важно, в частности, что в декларации было подтверждено решение Бухарестского саммита НАТО. Это выгодно выделяет нынешний саммит от предыдущих саммитов НАТО, на которых не было консенсуса относительно подтверждения Бухарестской декларации (в ней говорилось, что Украина и Грузия будут членами Альянса), и, соответственно, она и не была подтверждена. Бухарестское решение было подтверждено и по результатам совместной встречи Североатлантического Совета с лидерами Украины и Грузии. Важным также зафиксирован в заявлении председательствующего призыв освободить украинских политических узников, которые удерживаются РФ.

Что стоит делать Украине, чтобы все-таки приобщиться к Программе расширенных возможностей НАТО в будущем?

— В заявлении председательствующего четко указано, что НАТО признает интерес Украины в присоединении к Программе усиленных возможностей и рассмотрит этот вопрос. Для того, чтобы решение было позитивным, должно быть согласие на приобщение Украины со стороны ключевых европейских союзников НАТО. А для того, чтобы было такое согласие, Украина должна продемонстрировать прогресс в реформировании сектора безопасности и обороны по крайней мере на том уровне, на котором продемонстрировала Грузия. В украинском случае это, в частности, выполнение «Закона о национальной безопасности» и реформировании СБУ. Но я бы в действительности не преувеличивала значения участия Украины в этой программе. Ее добавленная стоимость в контексте интеграции в НАТО остается сомнительной.

Что касается решения недоразумений с Венгрией, то стратегия здесь должна быть одна — аргументированный диалог в формате, который будет наиболее убедительным для наивысшего руководства Венгрии. Очевидно, диалог на уровне министров иностранных дел, учитывая продолжение токсичных заявлений венгерского министра, себя исчерпал. Нужно решать этот вопрос при посредничестве США на уровне венгерского премьер-министра. Однако не забываем, что саммит НАТО был последним реальным рычагом влияния Венгрии на украинское руководство до президентских выборов в Украине. Больше таких рычагов не будет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать