«Нужно политическое решение»
Эксперт — о причинах блокирования Украиной ратификации Римского статутаГенеральный секретарь международной организации «Парламентарии за глобальные действия» Дэвид Донат-Каттин призвал Украину скорее принять Римский статут. Напомним, что Украина 20 января 2000 года подписала Римский статут Международного уголовного суда (МУС), однако до сих пор не ратифицировала этот документ. Нынешняя власть обязалась принять все меры для ратификации Римского статута в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Однако по инициативе Президента Украины Петра Порошенко были внесены изменения в Конституцию, которые уже приняты в первом чтении и которые откладывают ратификацию Римского статута Украиной на три года.
И из-за этого, как отметил Доннат-Каттин, Украина до сих пор не является государством-участником МУС и не имеет возможности принимать участие в работе суда, хотя на нее распространяется его юрисдикция.
«Мы очень надеемся, что Рада и Президент при поддержке гражданского общества найдут путь, как сократить этот срок до максимум одного года и поддержат курс международного правосудия, особенно относительно жертв конфликта на Донбассе. Ратификация Римского статута будет гарантировать невозможность избежания наказания за международные преступления и, таким образом, станет новым началом для мирных переговоров, где лидеры будут стремиться к достижению реального, длительного и справедливого мира», — отметил он.
По словам народного депутата, председателя комитета по иностранным делам Верховной Рады Анны Гопко, существует утвержденный еще в июле прошлого года план законодательного обеспечения реформ, который предполагает ратификацию Римского статута в 2016 году.
«НАМ НЕОБХОДИМО ПОЛУЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОЦЕННО ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В БОРЬБЕ С БЕЗНАКАЗАННОСТЬЮ ЗА САМЫЕ ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
«День» обратился к доценту кафедры международного права Института международных отношений КНУ им. Т.Г Шевченко Николаю ГНАТОВСКОМУ с просьбой прокомментировать заявление организации, поддерживающей эффективное функционирование МУС и преодоление безнаказанности, и то, почему украинская власть не желает скорее ратифицировать Римский статут.
— Это заявление свидетельствует о том, что международное содружество следит внимательно за ситуацией в Украине. Мы безусловно должны выполнить взятое на себя обязательство завершить процесс присоединения к Римскому статуту. На мой взгляд, «Парламентарии за глобальные действия» были неприятно удивлены идеей отсрочки ратификации этого договора на три года. Они профессионально разобрались в этих вопросах и знают, что идея откладывания не имеет никакого практического смысла. Ведь Украина уже признала юрисдикцию Международного уголовного суда относительно себя. Я думаю, что в значительной степени речь идет о недоразумении в Украине, причем на наивысшем уровне. Мы не понимаем, что уже взяли на себя основной груз обязательств по Римскому статуту, не став его государством-участницей. И нам необходимо просто завершить этот процесс и получить возможность полноценно принимать участие в общей борьбе с безнаказанностью за самые тяжкие преступления.
Нет понимания того, что ратификация Римского статута при нынешних обстоятельствах не только не навредит нам, а наоборот — создаст много преимуществ для Украины. В первую очередь, Украина получит возможность самостоятельно инициировать рассмотрение некоторых дел в Международном уголовном суде. А поскольку она уже признала юрисдикцию этого суда, не ратифицировав Римский статут, и мы уже дали право прокурору МУС расследовать международные преступления на нашей территории, у нас нет никакого смысла бояться, что это ухудшит какую-то ситуацию. Тем более помня, что речь идет не об ординарных, а о самых тяжких преступлениях, которые существуют в мире, нельзя даже допускать мысли или намекать, что мы кого-то хотим защитить от ответственности за более ужасные преступления, которые только могут быть. Поэтому недопустимо не ратифицировать Римский статут. Думаю, что это недоразумение.
Удивляет ситуация, когда глава государства сначала санкционирует полное признание юрисдикции МУС относительно прошлых и будущих событий в Украине, что и сделало МИД, а затем предлагает отложить ратификацию статута этого суда. В этом случае создается впечатление, что иногда правая рука не знает, что делает левая. Или же нет полного понимания проблемы, с которой мы имеем дело.
Чтобы ратифицировать Римский статут, нужно политическое решение. Автором проекта изменений к Конституции относительно правосудия, которые предусматривают откладывание этого вопроса на три года, является Президент Украины. Поэтому в первую очередь должно быть понимание с Банковой. И что касается Верховной Рады Украины, то понятно, что подавляющее большинство народных депутатов, как это доказали два семинара в Верховной Раде, которые, кстати, проводили «Парламентарии за глобальные действия», имеют очень приблизительное представление о МУС и о том, какая там процедура, какие преступления им расследуются, как делятся обязанности между национальным и международным расследованием и тому подобное. Кроме политической воли руководства государства, чтобы завершить этот процесс, нужна просветительская работа среди парламентариев.
На данный момент я не вижу прямой перспективы быстрой ратификации Римского статута, потому что речь идет о необходимости внесения поправок в проект изменений к Конституции, который был предварительно одобрен Верховной Радой и одобрен Конституционным Судом. На этом этапе вносить изменения в этот проект не так просто.
Выпуск газеты №:
№28, (2016)Section
День Планеты