О «новом окне возможностей»
Посол Сергей КАМЫШЕВ: Украина в последние годы сделала далеко не все, что могла бы, для развития своих отношений с КНРВ конце прошлого года Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о назначении послом Украины в КНР Сергея Камышева. Особенностью этого назначения является то, что пан Сергей уже был послом в Поднебесной с 2004 по 2009 год. В 2007 году он дал резонансное интервью «Дню» «Сергей КАМЫШЕВ: Нам нужно по-новому посмотреть на Китай».
Интересно, что на этот раз Сергей КАМЫШЕВ сам вышел на редакцию «Дня», чтобы дать свое первое интервью украинским изданиям. Разговор с паном Сергеем мы начали с вопроса, почему он согласился еще раз стать послом Украины в КНР.
«РАБОТА В КИТАЕ — ЭТО ВСЕГДА ОГРОМНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ ДИПЛОМАТА»
— Рад возможности с вами снова пообщаться, пан Мыкола! Хотел бы передать всем вашим читателям теплые приветствия и пожелания здоровья от украинских дипломатов из Поднебесной, которые ни дня не прекращали свою работу в условиях сложной борьбы против коронавируса COVID-19 как в Китае, так и в Украине.
А согласился я еще раз стать Послом Украины в КНР потому, что, во-первых, это для меня большая честь, а во-вторых, работа в Китае — это всегда огромный профессиональный вызов для дипломата.
Важным обстоятельством принятия этого непростого для меня решения было то, что в предыдущие пять лет мне трудно было наблюдать и воспринимать стагнацию наших отношений с Пекином: ни одного официального визита государственного или правительственного уровня, попытки «гениев от дипломатии» вводить по сути любительские подходы к построению отношений с великой державой, которая является «если не первым, то и не вторым» глобальным игроком в мире.
«...НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТА ПАНДЕМИЯ «ПОСЛЕДНИМ ЗВОНКОМ» ДЛЯ ВСЕГО «НАШЕГО ТЕАТРА»?
— Во всем мире главная тема — борьба с коронавирусом, который вышел из китайской провинции Ухань. Недавно стало известно, что в китайской провинции Цзилинь ввели карантин из-за появления новых случаев заражения коронавирусом. Значит ли это, что КНР все-таки не удалось положить конец этой пандемии, и какие уроки, по вашему мнению, стоит вынести миру и нашей стране из китайского опыта борьбы с COVID-19?
— В провинции Цзилинь, где проживает 27 млн ??человек, снова вводились временные дополнительные меры против COVID-19 с целью предотвращения «второй волны» коронавируса. Сегодня весь Китай, конечно включая город Ухань, где был эпицентр пандемии, является, возможно, лучше всего подготовленным и наиболее мобилизованным государством по противодействию возможным новым волнам коронавируса.
Если даже Китай с таким эксклюзивно высоким уровнем общей дисциплины и ответственности не может на 100% «положить конец» коронавирусу, то возникает вопрос, можно ли вообще положить конец этой пандемии. Похоже, что без разработки эффективной вакцины и соответствующих лекарств это будет сложно сделать. Что касается уроков, которые мы должны усвоить, то среди главных: мгновенное реагирование локальное и международное, открытость к сотрудничеству, с одной стороны, и готовность принимать непопулярные местные меры — с другой.
Что касается уроков для всего мира, то, очевидно, следовало бы отбросить недостатки глобальной политической конъюнктуры, и, вспомнив известное высказывание классика: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры...», вместе задуматься над вопросом: не является ли эта пандемия «последним звонком» для всего «нашего театра»?
«ЧТО МЕНЯ ГЛУБОКО ПОРАЗИЛО — ЭТО ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ КИТАЙСКИХ ДРУЗЕЙ «С МЕСТ»
— 24 марта этого года Президент Зеленский во время встречи с новым послом КНР в Украине Фань Сяньжуном обратился к китайскому правительству с просьбой предоставить Украине дополнительную помощь: необходимы тест-системы, медицинское оборудование и лекарственные средства. Как реализуется эта просьба китайской стороной и налажен ли обмен информацией с китайскими медицинскими специалистами?
— Искренне рад за своего коллегу Фань Сяньжуна, которого украинский народ воспринял как посланника дружественного государства, которое является одним из важнейших наших стратегических партнеров.
Посол Фань был принят практически во всех высших кабинетах нашего государства, получив огромный аванс веры в то, что Китай будет оставаться одним из главных наших партнеров в современном мире.
Учитывая приобретенный Китаем значительный опыт по профилактике и борьбе с COVID-19, а также наличие современной производственной базы, обращение руководства Украины к китайской стороне с просьбой о помощи было вполне логичным и своевременным.
Правительство КНР быстро откликнулось на эту просьбу, направив 16 мая в Киев первую часть гуманитарной помощи, включающей 50 тыс. тестов, 50 тыс. медицинских масок N95, 30 тыс. медицинских очков и 1 тыс. бесконтактных термометров.
Вторая часть правительственной гуманитарной помощи должна быть получена уже в июне.
Но что меня глубоко поразило, это гуманитарная помощь китайских друзей «с мест». Десятки правительств из провинций, университетов, корпораций, компаний, обществ, которые сотрудничают с Украиной, частных лиц до сих пор продолжают везти, нести, отправлять по почте в посольство средства борьбы с пандемией, которые они просят передать украинским друзьям, партнерам, госпиталям, больницам, большим и совсем маленьким от Киева — до Гайсина.
Нам пришлось искать целый большой склад, причем как можно ближе к аэропорту Пекина, когда мы поняли, что попытки китайских друзей помочь «не имеют границ».
Старые друзья и здесь нас не покинули: авиационная корпорация АVIC в дополнение к медицинским средствам предоставила нам в безвозмездное пользование свой огромный склад, за что мы ей очень благодарны.
Сейчас в ожидании спонсорского самолета украинских ВВС Ил-76, о котором договорился министр иностранных дел Украины, мы собрали для Украины более миллиона медицинских масок, тысячи единиц другой помощи, всего 125 м3 груза на сумму примерно $1 млн.
«ПОКА МЕНЯ НЕ БЫЛО, КИТАЙСКИЕ ПАРТНЕРЫ УВЕЛИЧИЛИ ОБЪЕМ СВОЕЙ ЭКОНОМИКИ В 2,8 РАЗА!»
— Сергей, предыдущую миссию в Поднебесной вы завершили в 2009 году, как, на ваш взгляд, изменился Китай за десять лет?
— Когда в 2009 году я покидал Китай после первой каденции, ВВП КНР составил $5,101 трлн. Вернувшись в Поднебесную, я узнал, что ВВП составляет $ 14,140 трлн по итогам 2019 года. То есть пока меня не было, китайские партнеры увеличили объем своей экономики в 2,8 раза!
Китайские золотовалютные резервы на конец марта 2020 составляют более $3,11 трлн.
Кроме того, приведенные цифры поражают сами по себе, они еще имеют большое положительное влияние на уровень жизни рядовых граждан: если по состоянию на 2010 г. количество людей за чертой бедности составляло более 100 млн, то в 2019 г. — уже только 5,5 млн. И это при населении 1400 млн человек!
Крупнейшая в мире сеть связи пятого поколения, свыше 800 млн интернет-пользователей и более 1,5 млрд пользователей мобильных телефонов. Вот как изменился Китай!
Похоже, что наши китайские друзья уверенно движутся по пути окончательного возвращения своего достоинства и места в этом мире, которые были утрачены во времена империи Цин не без «помощи» наших западных партнеров и Российской империи.
«НАДЕЮСЬ, ЧТО НАМ УДАСТСЯ ВНОВЬ НАЛАДИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ОБМЕН ВИЗИТАМИ ВЫСШЕГО И ВЫСОКОГО УРОВНЯ»
— Какие задачи от Президента вы получили на время вашей миссии в Китае, или, возможно, вы имеете собственные приоритеты?
— Мне посчастливилось встречаться с Президентом Украины Владимиром Зеленским и убедиться в его искреннем стремлении восстановить полноценные и продуктивные отношения с Поднебесной.
Надеюсь, что нам удастся снова наладить результативный обмен визитами высшего и высокого уровня, как это было в лучшие годы наших отношений. Конечно же, в двусторонней повестке дня должны занять достойное место межпарламентские, межправительственные и межпартийные обмены. Восстановления авиационного сообщения с обеих сторон уже ждут многочисленные делегации для участия в консультациях, заседаниях совместных комиссий, подкомиссий, рабочих групп, круглых столов.
Что касается собственных приоритетов — конечно же, это организация первого визита Президента и министра иностранных дел Украины. Чрезвычайно важным остается проведение очередного совместного заседания Межправительственной украинско-китайской комиссии.
О КРУПНЕЙШЕЙ В КИТАЕ ДИАЛОГОВОЙ ПЛАТФОРМЕ
— В статье Ukraine’s Road to Asia в издании The Diplomat министр Кулеба заявил, что приоритетом внешней политики Украины станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время он отметил, что чтобы достичь успеха в этом регионе, нужно разработать долгосрочную стратегию. А что вы скажете о нашей стратегии отношений с Китаем, существует ли таковая?
— Здесь важно отметить, что министр Кулеба начал озвучивать необходимость нового подхода к сотрудничеству с Азией, еще когда он был вице-премьером Украины по вопросам европейской интеграции. Очень интересно, что мощную рекламу этой концепции начал глава МИД, который практически всегда работал в европейском измерении.
По моему убеждению, это означает серьезность и прагматическую обоснованность введения нового внешнеэкономического вектора.
Что касается вопроса, существует ли стратегия отношений с Китаем, то следует признать, что формально такие стратегические документы с Пекином мы имели всегда. Вопрос заключается в другом: хватало ли нам желания, умения, воли и прагматизма их выполнять или хотя бы соблюдать. Поскольку во времена Председателя СИ в Китае были десятилетние циклы формирования власти, то в украинско-китайских отношениях наблюдалось несколько удачных периодов сотрудничества. Очевидно, что сегодня мы имеем «новое окно возможностей», в том числе и благодаря разработке «Программы сотрудничества между Украиной и КНР на период до 2025 года в рамках совместного создания «экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века», которая сейчас разрабатывается экономическими министерствами обоих государств.
Надеемся, что китайская сторона официально пригласит Президента Украины Владимира Зеленского принять участие в работе Третьего форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» (ОПОП) в апреле следующего года. Как известно, ОПОП — это крупнейшая в Китае диалоговая платформа, которая проводится в Пекине каждые два года при участии Председателя КНР Си Цзиньпина.
«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ СЕЙЧАС В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОСТАЕТСЯ ДЕКЛАРАТИВНЫМ»
— Как нам добиться того, чтобы отношения между нашими странами приобрели настоящее стратегическое партнерство в соответствии с подписанной в июне 2011 года во время визита председателя КНР в Украину Совместной декларацией об установлении и развитии отношений стратегического партнерства между Украиной и КНР?
— Ваше непростой вопрос можно дополнить ссылкой и на более поздние документы, в частности, подписанные 5 декабря 2013, в которых стратегическое партнерство между Украиной и КНР приобрело конкретное содержание, а именно: Совместная декларация двух стран о дальнейшем углублении отношений стратегического партнерства, а также Программа развития отношений стратегического партнерства между Украиной и КНР на 2014 — 2018 годы. Причем мероприятия Программы были выполнены полностью или частично на 70%.
Несмотря на эти достижения, стратегическое партнерство между Украиной и КНР пока в значительной степени остается декларативным и не соответствует ожиданиям, по крайней мере с украинской стороны.
Впрочем, давайте признаем: Украина в последние годы сделала далеко не все, что могла бы, для развития своих отношений именно с КНР как второй сверхдержавой мира и с точки зрения реализации совместных проектов и законодательного содействия приходу китайских инвестиций, и либерализации визового режима для китайских туристов, 150 млн которых посетили другие страны в 2019 году. Не привлекают китайский бизнес в Украине низкие темпы экономического роста, техническое отставание, высокий уровень коррупции, зависимая судебная система и долгие бюрократические процедуры.
Вместе с тем я верю, что нынешняя атмосфера солидарности и взаимной поддержки между Украиной и КНР на фоне общей борьбы с пандемией, будет способствовать перезапуску двусторонних политических контактов на высшем и наивысшем уровнях, позволит усилить межпарламентские и межпартийные связи, побуждать Украину к более активному участию в реализации совместных с КНР проектов в рамках китайской инициативы «один пояс, один путь», лучшему использованию своего транзитно-логистического и аграрного потенциала.
В этом контексте хотел бы отметить важную роль обмена личными посланиями между лидерами наших стран, что способствовало налаживанию бесперебойной совместной работы и обмену опытом борьбы с COVID-19.
«СИСТЕМА «ИНВЕСТИЦИОННЫХ НЯНЬ» В ЭТОМ РЕГИОНЕ МОЖЕТ СРАБОТАТЬ»
— Кстати, почему нашей стране, которая давно стремится привлечь китайские инвестиции, большой китайский бизнес к инфраструктурным проектам, этого никак не удается достичь? На сайте посольства указано, что на 01.07.2019 г., в экономику Украины привлечено $ 36,38 млн инвестиций из Китая.
— Следует отметить, что приведенные статистические показатели инвестиций Китая в экономику Украины представлены исключительно инвестициями в акционерный капитал и не отражают реальной картины присутствия китайского ресурса в Украине. Для этого необходимо учитывать успешную работу на нашем рынке таких крупных китайских компаний, как COFCO, CNBM, Huawei, ZTE, COSCO, которые активно вкладывали средства в создание производственных баз в Киевской, Харьковской, Черниговской и Одесской областях, транспортную и информационную инфраструктуру, альтернативную энергетику, банковский сектор, сельское хозяйство, человеческие ресурсы через инвестирование в оборотный капитал, основные фонды и др. По информации из публичных источников и китайской статистики можно утверждать, что объем капитала, заведенный китайскими компаниями в украинскую экономику за последние 10 лет, составляет не менее $ 4 млрд. Вообще большие инвестиции являются субстанцией довольно своеобразной. Конечно, все серьезные инвесторы публично декларируют, что, как и в ЕС, необходимы независимые суды, справедливые соревнования на тендерах, прозрачные регуляции и тому подобное. Но ни разу не встречал миллиардера с Востока, который не хотел бы еще быть «немного знаком» с Президентом лично. Поэтому система «инвестиционных нянь» в этом регионе может сработать. Понятно, что это следует воспринимать как временный инструмент.
О ИДЕЕ ПРЕЗИДЕНТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ «МИНИ-СИНГАПУРА В КОНТЕКСТЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ...»
— Сергей, еще в 2007 году вы сказали в интервью «Дню», что предлагали рассмотреть возможность создания правительством государственной компании, которая работала бы исключительно на привлечение и освоение масштабных иностранных инвестиций. Стоит вернуться к этой инициативе сейчас, идея принятия законопроекта о «инвестиционных нянях» решит этот вопрос?
— Возможно, и стоило бы вернуться к этой идее. Но еще раньше правительству нужно было бы четко определиться, какие именно стратегические инфраструктурные, индустриальные, аграрные и т.д. проекты ему нужно было бы реализовать для импульса экономического роста всего государства.
Скажем, строительство и введение, наконец, движения скоростных поездов. Допустим, по маршруту Киев — Одесса? Ведь наши китайские партнеры уже строят линию такого поезда Белград — Будапешт: 350 км стоимостью $ 2,89 млрд. В очереди стоит Турция с проектом скоростного поезда (bullet-train) Карс — Эрдин.
А разве не нужна нам была бы реализация идеи Президента Зеленского по строительству нового города на побережье Черного моря? Выступая на ХVІ Форуме Ялтинской Европейской Стратегии в сентябре прошлого года, Президент дословно сказал следующее: «Нужно уточнить, что это совершенно новый украинский город, построенный «с нуля». Конечно, есть некоторые огромные китайские корпорации, которые уже готовы принять участие в реализации этого амбициозного мегапроекта в случае нашей заинтересованности. Этакий мини-Сингапур в контексте Шелкового пути...»
О СВЯЗИ МЕЖДУ ИНВЕСТИЦИЯМИ, РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И ЭКСПОРТ В КНР
— Что нового, кроме сырья и продовольствия, наша страна со своей стороны может предложить на китайский рынок, чтобы тем самым выровнять негативное сальдо в торговом обороте с КНР?
— Подождите, пан Николай! А как там насчет предложения наших самый стратегических партнеров стать аграрной сверхдержавой?
Вы считаете, что администрировать существующий экспорт Украины в КНР в размере более $ 3,5 млрд в год — это, как говорят наши проблемные соседи, «проще пареной репы»? Настоящие бизнесмены, которые завоевывают рынки годами, знают, что без преданной работы «бюрократов», которых для многих почему-то олицетворяют украинские дипломаты, им было бы в несколько раз труднее получить свою долю на азиатских рынках.
Я уже не говорю, что такой вопрос логичнее было бы адресовать нашим экспортерам на рынок Евросоюза.
Теперь главное: мы тогда сможем что-то предложить китайским партнерам, когда благодаря их инвестициям проведем у себя реиндустриализацию в зонах специального развития и в дальнейшем будем экспортировать в ЕС и Поднебесную то, что сейчас от них импортируем сами.
SHANGHAI IMPORT EXPO-2020 И «СОЗДАНИЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ В НАШИХ ОТНОШЕНИЯХ С АЗИЕЙ»
— Какую роль при этом может сыграть государство, чтобы помочь украинскому бизнесу выходить на рынок КНР?
— Государство в лице министра Дмитрия Кулебы уже начало это делать.
С участием бизнеса проведено заседание Украинской части украинского-китайской межправительственной комиссии. Перезагружен Совет экспортеров и инвесторов, который до сих пор существовал при внешнеполитическом ведомстве.
Эти сигналы было положительно восприняты в Поднебесной. Сейчас правительство КНР рассматривает вопрос приглашения именно министра иностранных дел Украины во главе правительственной делегации и украинского бизнеса для участия в ІІІ Китайской международной выставке в Шанхае, которая является серьезной платформой по позиционированию государств и их корпораций на китайском рынке.
В контексте создания новой реальности в наших отношениях с Азией это лучшая площадка, чтобы обнародовать заявления о преимуществах страны, которая имеет Соглашение об ассоциации с ЕС и глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли. Как отметил сам Дмитрий Кулеба: «Этого нет ни у кого в таком масштабе. Поэтому интересы украинского бизнеса, бизнеса стран ЕС и бизнеса Китая должны сойтись не только с точки зрения логистики товаров из КНР в ЕС, но и с точки зрения производства, чтобы товары производились здесь (в Украине), насыщали внутренний рынок, а также экспортировались в ЕС» .
Как известно, Шанхай — витрина китайских реформ и поэтому председатель КНР Си Цзиньпин лично курирует эту выставку и участвует в довольно статусной бизнес-конференции в рамках Shanghai Import Expo-2020.
ОТНОСИТЕЛЬНО «БЕГСТВА» ЗАПАДНЫХ ИНВЕСТОРОВ ИЗ КИТАЯ
— Упомянутый ранее МИД приоритет поворота на Азию предполагает перенос части производства Китаем или другими странами Азии в Украину, чтобы потом эти товары экспортировать в Европу. По-вашему, это реально? И что для этого нужно сделать?
— Вспышка эпидемии COVID-2019 в Китае и принятые в этой связи китайским правительством карантинные меры привели к некоторому сокращению производства в стране, что со своей стороны отрицательно повлияло на мировые цепи поставок. Иностранные инвесторы, производство которых расположено в Китае, усвоили этот урок и сейчас разрабатывают пути диверсификации рисков или частичного переноса производства из Китая в другие страны.
Разумеется, что именно сейчас в украинских, американских, японских и других СМИ много спекуляций относительно «бегства» западных инвесторов из Китая, несмотря на усилия Пекина оставить их.
Мне кажется, здесь надо учиться именно на примерах успешной дипломатии Китая, которая строится на философии и традициях пятитысячелетней истории китайской цивилизации. Базовый принцип внешней политики КНР в ретроспективе и на современном этапе — в любых условиях избегать конфронтации и обострения, тем более военных конфликтов, последовательно отстаивая собственные интересы, прагматично, добиваясь конкретной цели путем переговоров, пусть жестких, но — переговоров.
И это вовсе не является демонстрацией слабости, а скорее — мудрости и рациональности позиций КНР. Здесь уместно вспомнить один из постулатов трактата «Искусство войны» древнего китайского стратега Сунь Цзы: «Одержать сто побед в ста сражениях — это не вершина военного искусства. Победить врага без боя — вот вершина».
При этом, анализируя дальновидные усилия и методы китайской дипломатии, можно уверенно утверждать, что Китай в своей риторике и действиях никогда не выставляет на первый план имеющиеся разногласия и острые проблемы, а стремится к сближению с любой страной на основе «конструктива и позитива», концентрируясь на преимуществах взаимовыгодного сотрудничества.
В моем личном плане работы предусмотрена встреча с председателем американской Торговой палаты в КНР, чтобы выяснить, кто же на самом деле уже «пакует контейнеры», чтобы покинуть Китай.
Что здесь можно отметить «полевым дипломатам»: есть большая политика, и в СМИ громко звучат заявления президентов и премьер-министров некоторых стран; объявляются привлекательные суммы, чтобы поощрить «условных путешественников» из КНР.
Относительно Украины, то мы как посольство будем стараться как можно лучше воспользоваться этим новым «окном возможностей». Но, Николай, понимая, что речь идет о выходе из рынка объемом в 1,4 (!) млрд потребителей, нужно трезво оценивать свои риски и иметь пакет чрезвычайно привлекательных предложений.
«В УКРАИНЕ ВСЕ ЕЩЕ ЕСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, ИМЕЮЩИЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ В КИТАЕ»
— Известно, что китайцы долгое время сотрудничали с украинским авиационным научно-техническим комплексом и строят транспортные самолеты на базе украинских разработок. Какова сейчас ситуация здесь и есть ли перспектива совместного производства новых самолетов, разработанных «Антоновым»?
— Авиационная отрасль Китая создавалась в 60-х годах прошлого века при непосредственном участии украинских предприятий и институтов. В частности много китайских авиастроителей получили в Украине высшее образование, что дало возможность освоить в Китае лицензионное производство некоторых типов самолетов семейства «Антонов». Уже в современной истории авиаконструкторы КБ Антонова принимали участие в разработке регионального пассажирского самолета ARJ-21 и военно-транспортного самолета Юнь-20.
Стоит отметить, что в последнее десятилетие Китай сделал колоссальный технологический рывок по многим направлениям, в частности в сфере авиации, освоив замкнутый цикл производства авиатехники военного и гражданского назначения мирового класса.
Вместе с этим в Украине все еще есть научно-технические разработки, вызывающие интерес китайского авиапрома и имеющие существенный потенциал коммерциализации в Китае. Кроме этого, мы также имеем положительный опыт диверсификации поставок авиационных комплектующих за счет сотрудничества с китайскими предприятиями, поэтому отношения в этой сфере имеют не только перспективный, но и взаимовыгодный характер.
«ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ» УКРАИНСКОЙ «МРИИ» И ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГОНКОНГСКОЙ КОМПАНИИ
— В свое время даже была информация, что Китай заинтересован в получении лицензии и достройке крупнейшего в мире военно-транспортного самолета Ан-225 «Мрия», второй корпус которого находится на заводе «Авиант»...
— Созданный в конце 80-х годов прошлого века Ан-225 «Мрия» и доныне остается крупнейшим в мире транспортным самолетом, способным перевозить негабаритные грузы массой до 250 т.
Этот авиационный гигант хорошо известен во всем мире и в значительной мере олицетворяет научно-индустриальную мощь времен бывшего СССР, где на космические и оборонные разработки выделялись колоссальные материальные ресурсы. Мы хорошо понимаем, что сейчас Украина находится в других экономических условиях, которые определяют необходимость поиска новых экспортных рынков сбыта наукоемкой продукции, наиболее масштабным из которых является Китай. Поэтому, получив перспективное предложение одной из гонконгских компаний о сотрудничестве в сфере авиастроения, содержавшее в частности модернизацию и достройку «Мрии», ГК «Укроборонпром» и ГП «Антонов» его тщательно обработали, выдвинув свои условия, связанные с подтверждением полномочий и возможностей потенциального заказчика.
Хочется верить, что «второе пришествие» украинской «Мрии», которое уже произошло и продолжается на крупнейших аэродромах планеты (наш Ан-225 за один перелет перемещает стратегические объемы средств борьбы с COVID-19), будет побуждать серьезных международных инвесторов продолжить этот уникальный проект украинского ГП «Антонов».
ЖЕМЧУЖИНА УКРАИНСКОГО ОПК «МОТОР-СИЧ» И ОДИОЗНЫЙ КИТАЙСКИЙ ОЛИГАРХ
— Кстати, как, по вашему мнению, нашей стране следует решить спор по «Мотор-Сич» — жемчужине украинского ОПК, по словам бывшего советника президента США Болтона, который во время своего визита в Киев предостерег украинское руководство не продавать этот завод КНР?
— Причины проблемной ситуации с «Мотор-Сич», с одной стороны, следует искать в далеких 90-х, когда было принято, мягко говоря, неоднозначное решение о приватизации стратегического предприятия ВПК.
С другой стороны, стоило бы задуматься: куда смотрели мы, когда на кон перспектив отношений с обоими крупнейшими стратегическими партнерами наши экс-руководители решили сделать ставку с помощью довольно одиозного китайского олигарха. Возможно, надо было бы сначала изучить, что подвигло китайского миллиардера ВАН Цзина к подписанию в 2014 году Соглашения с никарагуанским лидером Даниэлем Ортегой о строительстве альтернативного Панамскому канала по территории Никарагуа и стоимостью $50 млрд. Ни один из серьезных финансовых аналитиков мира тогда не поверил в реальность этого проекта.
Конечно, шума было немало. Даниэль Ортега даже назвал начало строительства этого канала «вторым этапом никарагуанской революции». Но где сегодня этот канал? Там, где и наша «Мотор-Сич» — в списке «биржевых хайпов» азартного дельца, которому фактически передоверили стратегический пакет наших отношений и радостно принимали в высших кабинетах страны.
Если листинг компании ВАН Цзина в ближайшее время будет окончательно остановлен Шанхайской биржей на основании проблем с финансовой отчетностью (что нанесет серьезный репутационный ущерб китайскому инвестору), Антимонопольному комитету Украины, конечно, придется учесть новые обстоятельства при принятии окончательного решения относительно разрешения на концентрацию контрольного пакета акций украинского предприятия.
По-моему, возможным путем выхода из этой ситуации для Украины остается поиск компромиссного решения (с максимальным учетом национальных интересов и сохранением рынка высокотехнологичной продукции) за столом переговоров с участием чиновников, финансистов, юристов, дипломатов, партнеров и бизнесменов.
«КАЖЕТСЯ, ЧТО «КОЗА (КОМПАНИЯ SKYRIZON) ВСЕ-ТАКИ ПРИЙДЕ ДО ВОЗА»
— А как в Китае смотрят на эту ситуацию и действительно ли главный претендент на покупку «Мотор-Сич», китайская компания Skyrizon, обанкротилась, как сообщают некоторые СМИ?
— Позиция официального Пекина, которая несколько раз обнародовалась китайскими дипломатами, заключается в «невмешательстве государства в коммерческую деятельность китайских компаний» в Украине до того момента, пока их законные интересы не будут нарушаться в силу тех или иных причин.
То есть как «смотрят» китайцы на ситуацию со своей частной компанией, понятно — сверхпрочная корпоративная солидарность является традиционной чертой наших китайских партнеров.
Что касается возможности начала процесса банкротства Skyrizon, то кажется, что «коза все-таки прийде до воза». С июня этого года компания Beijing Xinwei Technology Group Co. объявила о невозможности выплаты кредитных средств в сумме 1,7 млрд юаней, что наверняка приведет к приостановке листинга акций компании на Шанхайской бирже.
«НАДО УЧИТЬСЯ ИМЕННО НА ПРИМЕРАХ УСПЕШНОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ...»
— И тут еще возникает вопрос: как нам вообще строить отношения с КНР, второй супердержавой в мире, сохраняя отношения с США, которые больше всего помогают нашей стране противостоять российской агрессии?
— Несомненно, развитие особых отношений Украины с КНР, которые являются стратегическими, должно помогать Украине в решении ее ключевых внешних и внутренних задач, никоим образом не нанося ущерба нашим отношениям с США.
Мне кажется, здесь надо учиться именно на примерах успешной дипломатии Китая, которая строится на философии и традициях пятитысячелетней истории китайской цивилизации. Базовый принцип внешней политики КНР в ретроспективе и на современном этапе — при любых условиях избегать конфронтации и обострения, тем более военных конфликтов, последовательно отстаивая собственные интересы, прагматично, добиваясь конкретной цели путем переговоров, пусть жестких, но — переговоров.
И это вовсе не является демонстрацией слабости, а скорее — мудрости и рациональности позиций КНР. Здесь уместно вспомнить один из постулатов трактата «Искусство войны» древнего китайского стратега Сунь Цзы: «Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Победить врага без боя — вот вершина».
При этом, анализируя дальновидные усилия и эффективные методы китайской дипломатии, можно уверенно утверждать, что Китай в своей риторике и действиях никогда не выставляет на первый план имеющиеся разногласия и острые проблемы, а стремится к сближению с любой страной на основе «конструктива и позитива», концентрируясь на преимуществах взаимовыгодного сотрудничества.
Следовательно, такие подходы присущи КНР и в ее отношениях с США. При этом эти две сверхдержавы мира, несмотря на их конкуренцию и порой откровенный антагонизм, настолько взаимосвязаны в этом глобализированном мире, они обречены находить общий язык. А следовательно, я убежден, что нынешняя нешуточная новая волна обострения отношений между США и КНР на почве ответственности за последствия пандемии COVID-19 и фактора президентской гонки в США, в конце концов закончится новым китайско-американским пониманием.
«НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ НАЧАТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНКРЕТНЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПУТЬ — ОДИН ПОЯС»
— Среди экспертной среды существуют различные мнения относительно целесообразности нашей страны присоединиться к инициативе «Один путь — один пояс», формата 16+1 и стать наблюдателем в ШОС. А что вы думаете насчет этого?
— Что касается инициативы «Один пояс — один путь», то речь идет не о присоединении, а о более активном участии в реализации этой инициативы, потому что Украина одной из первых стала ее участницей. Иначе и быть не могло, поскольку старинный Шелковый путь проходил по территории, на которой сейчас находится наше государство. Мы уже, собственно, уделили внимание перспективам нашего участия в этом глобальном проекте.
Близится к завершению создание договорно-правовой базы нашего сотрудничества с КНР в рамках этой инициативы. Наступает время начать реализацию конкретных договоренностей: строить дороги, порты, мосты, прочую инфраструктуру, а также промышленные объекты вдоль Шелкового пути. А это — новые рабочие места, рост производства и поступлений в государственный и местные бюджеты.
Что касается формата «16+1», который, кстати, после присоединения Греции превратился в «17+1», считаю, что Украина также должна быть в этом формате по меньшей мере наблюдателем. Думаю, первым шагом могла бы стать реализация одного-двух проектов с участием нашего государства, Китая и одной-двух стран ЦВЕ.
А вот перспектив присоединения Украины к ШОС, одним из лидеров которой является Россия, как наблюдателя или партнера по диалогу я не вижу.
КАК УКРАИНЕ НЕ ПОТЕРЯТЬ НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИРОВОГО УРОВНЯ
— Как развивается научное сотрудничество с Китаем, нам удается коммерциализировать свою науку в отношениях с этой страной?
— Так исторически сложилось, что научно-техническое сотрудничество между Украиной и КНР является одним из приоритетных направлений двусторонних отношений. Именно поэтому Соглашение о НТС стало первым межправительственным документом, который был заключен между нашими странами в 1992 году.
За это время многое изменилось. В частности, в 13-й пятилетке инновационное развитие Китая было определено как основной драйвер национальной экономики, способный превратить страну из «мировой перерабатывающей фабрики» в «креативную базу вселенной». Для достижения этой цели к 2019 году КНР потратила на инновационные проекты более 2,5% ВВП, что дало возможность существенно снизить зависимость от иностранных технологий и занять второе место мирового рейтинга после США.
В период быстрого экономического роста последнего десятилетия Китай не только накопил достаточные для стремительного инновационного развития финансовые и материальные ресурсы, но и создал масштабную и развитую систему научно-технических центров. Очевидно, что единственным «узким» местом остается дефицит опытных ученых, который невозможно преодолеть в пятилетний срок только благодаря подготовке собственных кадров.
Указанная ситуация будет оставаться актуальной в течение еще пяти-десяти лет. За это время Китай подготовит собственные опытные кадры, а Украина может окончательно потерять научный потенциал мирового уровня. Возможным выходом из сложившейся ситуации является максимальная локализация совместных научных центров и инновационных кластеров на территории Украины, которые частично или полностью финансировались бы за китайский счет.
«КИТАЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ЗАИНТЕРЕСОВАНА УЧИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО В КИЕВЕ, НО И ВО МНОГИХ ДРУГИХ ГОРОДАХ УКРАИНЫ»
— В Киеве я встречал индийских студентов, а заинтересованы ли китайские студенты учиться в Киеве и можем ли мы зарабатывать на этом, как это делает Австралия, где учится очень много китайских студентов?
— Видимо, господин Николай, мы с вами посещали разные районы Киева, потому что там, где я находился, встречал в основном китайских молодых людей, похожих на студентов.
Китайская молодежь заинтересована учиться не только в Киеве, но и во многих других городах Украины. Посудите сами, по информации Украинского государственного центра международного образования Министерства образования и науки Украины, в 2019 учебном году в Украине получали образование 3527 граждан КНР, что составляет 4,4% от общего числа (более 80 тыс.) иностранных студентов в Украине. Таким образом, по количеству молодежи, направленной на учебу в Украину, Китай занимает 7 место среди 158 стран мира, граждане которых также являются студентами украинских вузов.
Хотелось бы также отметить, что довольно значительное количество студентов из КНР не появилось само по себе. Это — результат кропотливого труда по формированию положительного международного имиджа Украины в сфере образования, который проводится профильным министерством, Государственным центром международного образования, непосредственно учебными заведениями, а также посольством. Кстати, статистика Государственного центра свидетельствует об устойчивой тенденции к росту количества китайских студентов в Украине: 2018 г. — 2090; 2019 г. — 2721; 2020 г. — 3 527.
Выпуск газеты №:
№108-109, (2020)Section
День Планеты