Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Об особенности военного партнерства с Канадой

Полковник Роберт ФОСТЕР: «Вооруженные силы Украины демонстрируют стойкость солдат и желание защищать страну. И это — невероятно»
20 февраля, 17:35
ФОТО АВТОРА

Канада была одной из первых стран, которая признала независимость Украины 2 декабря 1991 года. Официальная Оттава постоянно поддерживает Украину на пути евроатлантической интеграции и оказывает не только политическую, но и военную поддержку нашей стране, в частности в усилении возможностей Вооруженных сил Украины (ВСУ).  Каким является состояние и перспективы военного и военно-технического сотрудничества между Канадой и Украиной, а также как канадская помощь способствует реформированию ВСУ. Об этом «Дню» рассказал в эксклюзивном интервью атташе по вопросам обороны при посольстве Канады в Украине Роберт ФОСТЕР.

«С 2015 ГОДА МЫ УВЕЛИЧИЛИ КОЛИЧЕСТВО КАНАДСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ТРЕНИРОВОЧНЫХ МИССИЯХ ДО 200 ЧЕЛОВЕК»

— Военное сотрудничество Канады с Украиной началось еще после провозглашения Независимости. Тогда мы начали посылать тренировочные миссии в Украину и отправляли людей в Канаду, чтобы они проходили военное обучение. Мы также начали принимать участие в тренировках здесь на Яворивском полигоне, который в настоящий момент стал Международным центром миротворческой и безопасности.

А с 2015 года мы увеличили количество канадских военнослужащих в тренировочных миссиях до 200 человек, которые работают в 11 разных местах по всей стране. Если раньше фокус был направлен главным образом на запад Украины, то теперь мы начали двигаться несколько больше к центру — Киеву, Старому и Десне, Житомиру, а также к Николаеву, Широкому Лану.

Идея заключается в том, что мы предоставляем небольшие тренировочные команды от трех до восьми человек, которые приезжают и предоставляют тренировку в академии сержантского состава. Они будут осуществлять обучение по стрельбе снайперской винтовкой, оказанию первой медицинской помощи, а также по навыкам инженерных работ.

— Какую цель преследует ваша страна, проводя военное сотрудничество, и сколько тратит на это средств?

— В данный момент затраты Канады на военное сотрудничество с Украиной составляют почти 65 млн канадских долларов. Хочу отметить, что мы возобновили наши обязательства по тренировке весной 2019 года, которые будут длиться до 31 марта 2022 года.  Ввиду крепких отношений между Канадой и Украиной мы ожидаем, что после этого тренировки будут опять продлены.

А относительно использования предоставленных средств, то они в основном предназначались для обеспечения пребывания здесь канадских солдат и офицеров. Кроме этого, мы оказываем поддержку министру обороны и его персоналу через группу советников по оборонной реформе. В частности, Канада прислала советника высокого уровня пани Джил Синклер, которая была помощником заместителя министра обороны Канады и отвечала за вопрос международной политики.

Мы также поддерживаем учебные программы через тренинги по военному управлению, под которыми подразумевается командование и контроль, а также то, как западные структуры используют процедуры и принимают политические решения.

Каждые шесть недель здесь бывает бригадный генерал Крейг Кинг, который проводит брифинги на уровне министерства обороны и генштаба, рассказывая о концепциях, принципах НАТО.

Последние два года мы тесно сотрудничали с Украиной, помогая создать военную полицию и развить ее возможности. В частности наши советники способствовали подготовке и принятию закона о военной полиции.

В рамках военного сотрудничества мы также фокусировались на таких вопросах, как роль военной разведки в обеспечении обороны. Мы помогали построить аналитические возможности, которые должны были быть похожими на то, что мы делаем в Канаде. В частности, мы предоставляли украинским разведывательным аналитикам возможность приезжать в Канаду и проходить там определенные курсы.

Последняя отрасль, на которой мы фокусируем внимание, это —  изучение языка, и это мы делаем согласно концепции, которую мы используем, уча инструкторов. Обычно мы предоставляем возможность двум людям приехать в Канаду на шестимесячные курсы. В основном речь идет об английском языке, но временами мы предлагаем французский язык. Идея заключается в том, что после курсов эти люди становятся учителями и по возвращении преподают язык в академии.

Мы также предоставляем более короткие языковые курсы и тренировки персонала, которые происходят периодически на протяжении года.

«МЫ ПРИГЛАСИЛИ СОВЕТНИКОВ И ЭКСПЕРТОВ, ЧТОБЫ ПО-НАСТОЯЩЕМУ СОЗДАТЬ ГРАЖДАНСКИЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НАД ВОЕННЫМИ»

— Есть ли отличие в подходах в Канаде к военному и гражданскому персоналу?

— Внутри Министерства обороны мы поддерживаем и военный, и гражданский персонал. В группе стратегических советников по вопросам оборонной реформы мы фокусировались на гражданском аспекте. В частности на том, чтобы  создать более гражданское и демократически управляемое министерство. Следовательно, мы пригласили советников и экспертов, которые могли бы помочь решить этот вопрос и по-настоящему создать гражданский и демократический контроль над военными.

В этом контексте особенно следует отметить сотрудничество с министром обороны  Андреем Загороднюком, заместителем министра Алиной Фроловой, которая отвечает за международную координацию и сотрудничество, заместителем министра Алексеем Марценюком.

Мы тесно работаем с заместителем министра Александром Полищуком, который отвечает за трансформацию министерства, а также с заместителем министра Анатолием Петренко, который занимается закупками.

А недавно, действуя в рамках наших усилий по поддержке министерства, мы предложили советника по вопросам закупки вооружений, который начал работу на прошлой неделе (интервью записывалось 30 января 2020 года — Авт.). В понедельник он был представлен в министерстве. По моему мнению, привлечение этого специалиста поможет деятельности нового агентства по закупкам.

«МОЖНО С ОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ ГОВОРИТЬ, ЧТО НАША ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ ВЛИЯЕТ НА РЕФОРМЫ ВСУ»

— Имеет ли военное сотрудничество влияние на реформы ВСУ или, другими словами, увидели ли вы определенные сдвиги в реформировании сектора безопасности и обороны?

— Я считаю, что да. И это  происходит на двух уровнях. У меня была возможность побывать на Востоке Украины. И там я услышал от командиров бригад, которые расположены в районе проведения операции Объединенных сил, что они были очень довольны уровнем тренировок, которые им предоставили канадские  эксперты.

Поэтому можно с уверенностью говорить, что наша военная помощь влияет на реформы ВСУ. Мы заметили разницу в подготовке как на тактическом уровне, так и на уровне солдат. Наши тренировки ценятся, и их считают важными. И украинские военные хотели бы иметь больше тренировок.

Если говорить об институционном уровне, то можно заметить изменения, которые осуществляются под руководством министра Загороднюка. Мы видим, что внутри министерства началась формироваться  идеология, чтобы брать больше под контроль собственные процессы. Там понимают ценность выработки политики и принятие долгосрочных решений.

Я считаю, что на данный момент сделано очень много, и мы начинаем видеть, что трансформация министерства обретает очертания. И внутри министерства существуют очень крепкие отношения с генеральным штабом, происходит двухсторонняя коммуникация. Я бы сказал, что два года назад вы бы не могли увидеть такой уровень коммуникаций. А теперь под руководством генерала Хромчака и министра Загороднюка эти обе структуры имеют замечательные отношения и выглядят очень сильными. И мы начинаем видеть больше координации между министерством и генштабом, что является очень позитивным шагом.

«ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ХОЧЕТ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И КАК ВОЕННЫЕ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИТЬ ЭТИ ЗАДАЧИ»

— И это благодаря вашей помощи?

— Да, думаю, что это частично происходит благодаря рекомендациям не только Канады, но других международных партнеров. Здесь важным является понимание того, как в западных странах работают с военными. А для этого нужно гражданское и демократическое наблюдение за военными. Кроме того, должно существовать понимание того, что хочет гражданское правительство и как военные должны выполнить эти задачи.

По этому поводу я уже общался в конце сентября с председателем комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Александром Завитневичем. С ним также встречалась советник по вопросам оборонной реформы Джил Синклер. И я планирую встретиться с Завитневичем. Признаюсь, мы видим, что оборонная реформа продвигается, и считаем это позитивом.

«Я БЫ ПРЕДЛАГАЛ СОСРЕДОТОЧИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТАТЬ СОГЛАСОВАННЫМ СПОСОБОМ С МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМИ ШТАБАМИ»

— Недавно министр обороны Загороднюк во время конференции в институте Горшенина заявил, что ВСУ могут за несколько лет достичь стандартов НАТО. Но мы помним, что предыдущая власть также обещала достичь стандартов НАТО до 2020, но этого не случилось. Что вы думаете относительно этого?

— Действительно, президент Порошенко поставил цель достижения взаимосовместимости с НАТО до 2020 года и почти достиг этой цели. Например, если говорить о возможностях Сил специальных операций, то существует одно подразделение под командование Силы специальных операций, который фактически достиг стандартов НАТО, и это очень поражает.

А что касается достижения полной взаимосовместимости с НАТО, то Украина двигается на этом пути, имплементирует правильную политику и практику. И думаю, что со временем это случится.

Но действительно, существует вызов относительно приобретения стандартов НАТО. И я бы предлагал сосредоточить внимание на возможности работать согласованным способом с многонациональными штабами.

Я знаю, что есть много украинских офицеров, которые делали это в прошлом, и думаю, что они имеют амбиции делать это в будущем. И по-моему, это будет настоящий тест относительно того, достигнута ли взаимосовместимость с НАТО или нет.

«БЕЗУСЛОВНО, В ВМС УКРАИНЫ МЫСЛЯТ СТРАТЕГИЧЕСКИ И ПРЕДЛОЖИЛИ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ПЛАН»

— Существует ли отличие при военном сотрудничестве Канады и Украины относительно разных видов ВСУ?

— Честно говоря, я не вспомнил один вид ВСУ — это Военно-воздушные силы. Но я встречался с представителями воздушно-десантных, сухопутных и военно-морских сил.

Если говорить об их прогрессе, то, по моему мнению, все они реформируются очень быстро. Особенно ВМС, которые представили стратегический план до 2035 года, который очень амбициозный, направленный на модернизацию и переоснащение собственного флота, чтобы действовать более эффективно как в прибрежной морской зоне, так и отдаленном море. Безусловно, в ВМС Украины мыслят стратегически и предложили очень хороший план. Сухопутные войска действуют подобным образом. Но им труднее всего, потому что этот вид войск самый большой и имеет дело со многими проблемами, особенно на востоке Украины. Но тем не менее, они тоже прогрессируют.

Я считаю, что для них вызов будет заключаться в достижении взаимосовместимости с НАТО. Существующее решение заключается в том, чтобы они получили J-структуру. Насколько я понимаю, они начали двигаться в этом направлении. По-моему, в будущем месяце будет формально предложена эта структура. И нужно будет время, чтобы J-структура стала самостоятельно работать и военнослужащие понимали, как все это работает и какая существует взаимозависимость.

«ВСЕГДА ЛЕГЧЕ, КОГДА КОМАНДИР ИМЕЕТ ЖЕЛАНИЕ И ВОЛЮ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЕРЕМЕНЫ, ПОТОМУ ЧТО ТОГДА ЭНЕРГИЧНЕЕ И БЫСТРЕЕ МОЖНО ИХ ПРЕТВОРИТЬ В ЖИЗНЬ»

— Пан Фостер, хотелось услышать ваше мнение по поводу того,  приближается ли мышление  наших старших офицеров к НАТОвскому?

 — По-моему, они двигаются  к этому. Бригадный генерал Кинг, которого я уже вспоминал и который прибыл из Канады, провел ряд семинаров со многими генералами, включая генерала Хомчака. Было очень четко видно, что на протяжении нескольких дней, когда проходил этот семинар, они понимали, что означает взаимосовместимость с НАТО и какую работу  нужно сделать для этого.

Роль канадского генерала заключалась в формировании НАТОвского мышления среди руководства Минобороны и генштаба, а также получения обратной связи. Мы ожидаем следующей встречи с ним, которая состоится через несколько недель и на которой он начнет работать с низшим уровнем командования. После взаимодействия с генералами вызов заключается в сотрудничестве с более широкой аудиторией.  Поэтому прогресс есть, и мышление старшего офицерского состава направлено для достижения этой цели. Конечно, всегда легче, когда командир имеет желание и волю осуществлять перемены, потому что тогда энергичнее и быстрее можно их претворить в жизнь. Но мне кажется, что все поняли это и двигаются в этом направлении.

«МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ К ПРОГРАММЕ ПАРТНЕРСТВА РАСШИРЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ С НАТО»

— Вы, видимо, знаете о желании Украины, которое выразил Президент Зеленский во время пресс-конференции в прошлом году в Киеве, присоединиться к Программе партнерства расширенных возможностей с НАТО. Поддерживает ли Канада предоставления нашей стране такого статуса?

— Во многих случаях желание страны присоединиться к Программе партнерства расширенных возможностей значит, по сути, существование взаимосовместимости с НАТО. По моему мнению, это главная цель этой программы. Мы слышали от Министерства обороны Украины о сильном интересе не только от президента получить статус партнера НАТО п расширенным возможностям. В настоящий момент все свидетельствует о том, что Украина находится на правильном пути получить этот статус. А решение по этому поводу принимает Североатлантический совет. Именно он определит, предоставлять или нет этот статус. А если говорить о мнении Канады, то мы поддерживаем присоединение Украины к Программе партнерства по расширенным возможностям. И, по-моему, это будет хороший шаг. Но мы имеем один голос среди многих членов НАТО.

А как относительно предоставления Украине Плана действий относительно членства в НАТО, который наша страна не получила на саммите Альянса в 2008 году?

— Действительно, на мой взгляд, существуют вызовы неиспользованных возможностей много лет назад. И получение статуса партнера НАТО по расширенным возможностям будет правильным шагом для достижения этой цели. И только после этого мы будем рассматривать следующий шаг.

По-моему, в данный момент Украина должна продемонстрировать, что она является стабильной и прошла через необходимую трансформацию, имеет гражданское руководство и демократические принципы, что здесь существует свободная от коррупции система закупок и надлежащая система принятия политических решений.

«В ДАННЫЙ МОМЕНТ КАНАДСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НЕ СПОСОБНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ УКРАИНЕ КАКИЕ-ЛИБО САМОЛЕТЫ»

— Что вы можете сказать о военно-техническом сотрудничестве между Канадой и Украиной?

— Когда речь идет о закупке военного оборудования и оборонном сотрудничестве, то Канада действует несколько по-другому, чем Украина. Если Украине нужны какие-то конкретные вооружения, то канадское посольство будет способствовать взаимодействию между любыми оборонными предприятиями, относительно которых имеет интерес украинская сторона. Мы предоставим такие контакты, а затем украинская сторона должна напрямую сотрудничать с этими предприятиями и осуществлять приобретение вооружений или определенных военных возможностей.

На выставке вооружений в Украине я видел много БТР, которые производятся в вашей стране и которые достаточно поразили. Так возникает вопрос, если вы можете выпускать их в собственной стране, то зачем покупать где-то.

Может ли Канада подобно США предоставить Украине в лизинг или в другой форме вооружения, которых недостает нашей стране, самолеты-истребители, системы ПВО?

— Честно говоря, в данный момент канадские вооруженные силы не способны предоставить Украине какие-либо самолеты.  И даже, если говорить о слухах, которые несколько лет назад были опровергнуты посольством относительно возможности предоставления Украине CF-5, то их количество у нас было незначительным, и они были или распроданные давно, или использованы для запасных частей. И это действительно стало проблемой. И мы в Канаде получаем вооружение или военное оборудование и используем его на протяжении срока службы и даже больше в некоторых случаях. Поэтому вызов, если говорить теоретически о предоставлении упомянутых вами вооружений, то для этого, во-первых, нужно политическое решение, а во-вторых, оборудование, которое бы мы предоставили не отдавало Украине преимущество, поскольку оно устарело.

В прошлом году Правительство Канады добавило Украину к списку стран, куда разрешено продавать канадское оружие. Можете сказать, воспользовалась ли Украина этим и что закупала у Канады?

— Да. Действительно, благодаря этому соглашению существует возможность закупать канадское оборонное оборудование. И насколько я знаю, недавно Украина закупила 50 снайперских винтовок и оборудование для винтовок, телескопов и тому подобное. Хочу еще раз отметить, что мы, посольство Канады в Украине, способствуем достижению договоренностей и передаем соответствующие запросы нашей оборонной промышленности. А в упомянутом выше случае украинский  атташе по вопросам обороны в Оттаве был привлечен к переговорам с соответствующей компанией, с которой была осуществлена эта закупка.

«НАША ПОДДЕРЖКА БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ И БУДЕТ ПОМОГАТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗИРОВАТЬ ВСУ»

— Подытоживая, хочу спросить, что вы думаете об оборонных возможностях Украины, способна ли она противостоять России и достаточна ли помощь, которую предоставляет Канада и другие страны?

— Это сложный вопрос. В данный момент Вооруженные силы Украины демонстрируют стойкость солдат и желание защищать страну. И это невероятно. И очень похвально то, что ВСУ были способны справиться с этой задачей сами с начала российской агрессии. Другими словами, у вас есть профессиональные войска, которые могут противостоять российской агрессии. А что касается международного сотрудничества и поддержки, по моему мнению, Министерство обороны в настоящий момент действует достаточно разумно и занимается координацией, определяет, что важно, и продолжает реализовать необходимые перемены. А поддержка, которую Минобороны получает от Канады, Литвы, США, Великобритании, очень ценна  и очень важна. Наша поддержка будет продолжаться в обозримом будущем и будет помогать еще больше профессионализировать ВСУ.


 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать