Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ОБСЕ и соблюдение принципов

Возродит ли председательство Германии доверие к безопасностной организации
27 января, 19:56
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Международный круглый стол на тему «Украина в приоритетах председательства Германии в ОБСЕ», который состоялся вчера в Киеве, продемонстрировал желание самой могучей страны в ЕС способствовать разрешению конфликта на Донбассе. Советник-посланник, постоянный заместитель Посла Федеральной Республики Германия в Украине Вольфганг БИНДЗАЙЛЬ отметил, что девиз Немецкого председательства — «обновление диалога, возобновление доверия и безопасности». По его словам, Европа живет во время кризиса, который вызван беспрецедентным вызовом, нарушением международного права, и нужно назвать причины этого кризиса. «Россия, аннексировав Крым, нарушила парадигму мира после холодной войны. ОБСЕ в этой ситуации остается одним со столпов безопасности. И мы знаем, как преодолеть кризис, и подход должен быть прагматичным, направленным на диалог и возвращение к духу ОБСЕ в период холодной войны, когда мы имели возобновление доверия и возобновление безопасности», — сказал он.

А с другой стороны, таки непонятно, как эта страна, которая способствовала принятию фактически под диктовку Кремля противоречивых Минских договоренностей, сможет уже в этом качестве заставить российскую сторону выполнить свою часть обязательств. Руководитель Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине Габриеле Бауманн как раз в своем выступлении и отметила, что разрешение территориальных споров и конфликтов, в частности на Донбассе, которые являются главной темой ОБСЕ, ограничено необходимостью достижения консенсуса среди 57 членов этой организации. И именно этот фактор, считает она, парализует деятельность ОБСЕ. По ее мнению, выходом из такой ситуации могла бы стать проработка во время немецкого председательства возможности исключения из наблюдательных миссий страны, которая прямо или опосредствовано причастна к конфликту. Пани Бауман также отметила, что ОБСЕ — это одна из платформ для диалога с Россией, но это не должно стать средством умиротворения России.

Как известно, все стороны, причастны к Минску-2, возлагают надежду на выполнение этих договоренностей в ближайшие месяцы. Однако никто не может дать четкий ответ, произойдет ли это, учитывая то, что даже первый пункт договоренностей — постоянное прекращение огня — не удается обеспечить в течение длительного времени. Один из немецких дипломатов на условиях анонимности признался «Дню», что не знает, будут ли эти договоренности выполнены до конца года. «Россия — очень непредсказуемая страна. Я в начале 2014 года даже не мог подумать, что она может аннексировать Крым», — сказал собеседник.

Другой европейский дипломат тоже на условиях off the record сказал «Дню», что для реализации договоренностей нужна политическая воля двух сторон: Украины и России. Мол, Украина должна выполнить все политические договоренности, а Россия — свою часть, отметил собеседник. Но на вопрос корреспондента «Дня» — как он себе представляет проведение справедливых и честных выборов на Донбассе без выведения российских войск и вооружений, возвращения границы под украинский контроль — дипломат не дал ответа. А перспектива ведь понятна: это как минимум повторение выборов под дулом пистолета, как это было в Крыму, на которых будут обеспечены необходимые проценты.

Заместитель директора Департамента международных организаций МИД Украины Василий ПОКОТИЛО сказал в своем выступлении, что программа председательства Германии во многом способствует интересам Украины. «Россия подорвала безопасность на европейском континенте после принятия Хельсинки-75, и потому урегулирование конфликта на Донбассе является определяющим для сохранения доверия к ОБСЕ, и будущее организации будет зависеть от соблюдения принципов», — отметил он.

Этот тезис относительно принципов ОБСЕ развил Председатель Меджлиса крымскотатарского народа, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и междунациональных отношений Рефат ЧУБАРОВ. Он в частности отметил, что российская сторона высказыванием Лаврова о «выполнении Россией Будапештского меморандума» и объяснением Патрушева — почему Россия вторглась в Крым — навязывает свое виденье, на каких принципах должен быть диалог с ними.

«Мы пытаемся сформировать цивилизационный диалог. Мы думаем о будущем всего мира, и это лучше, чем ставить ультиматум миру, как это делает Россия», — сказал он. По его мнению, возможности Германии во время председательства кардинально возобновить эффективность ОБСЕ будет зависеть от того, будет ли ее деятельность базироваться на принципах.

«Мы имеем врага человеческой цивилизации в лице России, и потому должны определять такие задачи, чтобы они поверили, что мы их будем реализовывать. Поэтому мы выступаем не за усиление принципов ОБСЕ, а за их возобновление», — отметил Чубаров. Он обратил внимание на то, что в приоритетах Германии относительно урегулирования кризисов упоминается Нагорный Карабах, Приднестровье, а нет Крыма как основного принципа нерушимости границы.

Кроме того, Чубаров достаточно своевременно отметил, как можно говорить о предотвращении конфликтов, как это упоминается в приоритетах ОБСЕ, если мы не можем обеспечить базовые принципы, главным из которых является нерушимость границ.

«ПОКА ОБСЕ НЕ ПОЛУЧИТ СТАТУС ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ, ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ БУДЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ»

Виталий МАРТЫНЮК, аналитик УНЦПИ, Киев:

Если исходить из задекларированных приоритетов председательства Германии в ОБСЕ, то они в целом соответствуют интересам Украины, поскольку «Германия берет на себя большую ответственность за мир и безопасность в Европе», как записано в речи председательствующего в ОБСЕ, министра иностранных дел ФРГ Штайнмайера. В самом же документе недостаточно раскрыто, как Германия видит реализацию своего первого приоритета «Управление кризисами и конфликтами на пространстве ОБСЕ», в частности, в отношении Украины, ведь в нем только указана политическая ответственность Германии за работу важных инструментов ОБСЕ для урегулирования конфликта в Украине.

В то же время Германия является членом Нормандского формата по урегулированию ситуации в Украине. Поэтому было бы логичным для Берлина использовать свой статус председательствующего в ОБСЕ для достижения конкретных результатов.

Председательствующий в ОБСЕ министр Штайнмайер подчеркнул, что альтернативы процессу выполнения Минских договоренностей нет и что эти договоренности должны быть выполнены незамедлительно, а Нормандский формат будет способствовать их выполнению. Поэтому Германия будет прилагать усилия именно в этом направлении, а это означает, что Берлин не рассматривает возможность новых минских договоренностей - «Минска-3», который достаточно активно обсуждается в экспертной среде.

В прошлом году фактически ни один пункт Минских договоренностей не был выполнен, и с согласия лидеров стран Нормандского формата их выполнение было пролонгировано на 2016 год. Еще одна пролонгация Минских договоренностей будет двойной «пощечиной» для Германии, и в Берлине это, вероятно, хорошо осознают.

Среди задекларированных шагов на урегулирование ситуации в Украине сейчас четко можно назвать увеличение в этом году численности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ почти вдвое, увеличение ее финансирования и расширение функций и полномочий. Вместе с тем следует обратить внимание на порядок заполнения должностей наблюдателей в СММ ОБСЕ, который осуществляется за счет специалистов категории «секондид», то есть тех, которые финансово содержатся странами их происхождения, а ОБСЕ выплачивает только так называемые «полевые суточные». На практике это означает, что в Украину в качестве наблюдателей приедут граждане тех стран, которые согласятся тратить средства на их содержание. Несомненно, первой среди таких стран будет Россия, у которой уже есть свои наблюдатели в нынешнем составе СММ ОБСЕ в Украине, что является недопустимым для объективной работы Миссии.

Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что Германия заинтересована в урегулировании конфликта на востоке Украины до конца своего председательства в ОБСЕ, но непосредственно в Организации она не имеет рычагов влияния на стороны конфликта в целом и на Россию в конкретно нашем случае.
ОБСЕ не имеет собственной правосубъектности, то есть ее решения не носят обязывающего характера и не существует механизмов обеспечения выполнения этих решений, то есть рычагов влияния или наказания нарушителя достигнутых договоренностей. И в Берлине это осознали и в приоритеты своего председательства записали, что «немецкое председательство будет стремиться достичь прогресса в вопросе получения ОБСЕ правосубъектности в рамках международного права». А это уже попытка вывести ОБСЕ на новый уровень, на котором каждая из 57 стран-участниц будет нести ответственность за выполнение обязательств в рамках

Организации и будут внедрены рычаги влияния от предупреждений или санкций до исключения из организации или ограничения полномочий страны-нарушителя.

Пока ОБСЕ не получит статус правосубъектности, ее деятельность не будет эффективной, а решение будут оставаться политическими декларациями. Россия уже доказала, что по своему усмотрению может нарушить любой международный документ, договоренность или задекларированный ею же принцип.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать