Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему Лондон не признал Голодомор геноцидом

«Этим вопросом должны заниматься юристы-международники, которые должны более подробно объяснять нашу аргументацию британской стороне», — эксперт
27 ноября, 18:38
ФОТО REUTERS

На днях Министерство иностранных дел Великобритании ответило отказом на призыв парламента страны признать украинский Голодомор геноцидом. Свое решение правительство объяснило тем, что Голодомор состоялся до одобрения конвенции ООН по поводу геноцида 1948 года, а международное право нельзя применять ретроспективно, говорится в объяснении украинского посольства в Великобритании на Facebook.

Украинское дипломатическое представительство сообщило, что радо, что британское правительство признает серьезность и ужасность Голодомора, а также ответственность советского руководства за политику и политические решения, которые привели к голоду и гибели миллионов украинцев, однако жалеет о том, что правительство Соединенного королевства не имеет планов принять политическое решение или начать расследование.

В этом контексте следует напомнить о личности британского ученого, украиноведа и журналиста-международника Ланселота Лоутона, который является автором книги «Украинский вопрос». В 1935 году во время выступления в Палате общин Великобритании он заявил: «Главной проблемой для сегодняшней Европы является проблема украинская. Глубокий интерес к этой стране обусловлен ее влиянием на европейский мир и дипломатию; в то же время с ней тесно связаны жизненно важные британские интересы».

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать решение британского правительства не признавать украинский Голодомор 1932—1933 гг. геноцидом и объяснить, каким образом можно изменить позицию Лондона.

Посол Украины в Великобритании (2010—2014 гг.) Владимир ХАНДОГИЙ отметил, что аргументация Великобритании является сугубо правовой, юридической. «Ее нужно воспринять и работать с британской стороной для того, чтобы объяснить, что Голодомор 1932—1933 гг. подпадает под определение Конвенции 1948 года», — отметил он. По словам Владимира Хандогия, британцы признают, что это принудительный голод, употребляют слово «голодомор» и с точки зрения политической констатации полностью нас поддерживают в этом. Собеседник отметил, что этим вопросом должны заниматься юристы-международники, которые должны более детально объяснять нашу аргументацию британской стороне и «попытаться перетянуть Британию на свою сторону».

«ЭТО ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ ДЛЯ МНОГИХ ДРУГИХ НОВЫХ ДИСКУССИЙ И ТРЕБОВАНИЙ»

Богдан ЦЮПИН, украинский журналист в Лондоне:

— Главная причина, почему британское правительство сейчас объявило, что не готово признавать украинский Голодомор геноцидом, заключается в том, что он не хочет идти на политический шаг. Теоретически, наверное, можно было это сделать в Лондоне волевым политическим решением, но британское правительство не идет на такой шаг по двум причинам.

Первая причина. Правительственные службы решили, что речь идет о юридическом термине, и они хотят придерживаться правовой процедуры в этом деле — чтобы термин «геноцид» использовал международный суд или какой-то из британских судов, решение которых признает британское правительство. Если такого решения нет, юридических оснований употреблять термин «геноцид» относительно Голодомора британские члены правительства не видят.

Вторая причина. Британское правительство не хочет использовать политическую волю для такого определения, так как это открывает двери ко многим другим вопросам относительно массовых преступлений, которые определенные страны или народы хотят называть геноцидом.

7 ноября в Лондоне проходили парламентские слушания по поводу Голодомора, британские депутаты почти все высказались за то, чтобы признавать украинский Голодомор геноцидом. То есть политическая воля на определенном уровне среди существенной группы депутатов есть. Во время дебатов они говорили и о потребности признания армянского голодомора, и о том, что курды на Ближнем Востоке требуют признать преступления против курдского народа геноцидом. Кроме того, говорили о том, что, вероятно, придется говорить о действиях в Мьянме относительно мусульманского населения рохинджа как о геноциде. То есть это открывает двери для многих других новых дискуссий и требований.

Скрывшись за требованием придерживаться правового процесса, британское правительство таким образом избегает начала новых дискуссий по поводу признания других массовых преступлений голодоморами.

Относительно того, каким образом изменить позицию Лондона. Согласно ответу британского МИД на запрос депутатов, речь о юридическом процессе. Или в международном суде, или в британском суде должно было состояться судебное дознание, расследование с решением суда, в котором бы было указано, что речь идет о преступлениях геноцида. Это проблематично. Основанием для заседания мог быть суд над человеком, причастным к совершению преступления, но из-за давности событий было бы трудно найти преступника, которого можно было бы судить за Голодомор.

Другой способ — судебные дознания, которые практикуются в Британии. Но это очень дорого. Например, судебные дознания по делу Литвиненко стоили миллионы фунтов стерлингов, дознания в деле гибели принцессы Дианы также стоили очень дорого. Когда речь идет о суде на британском уровне, с этим проблема. Как это сделать на международном уровне — это уже дело юристов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать