Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Прагматичное потепление»?

Эксперт - об ожиданиях от встречи Меркель и Путина
19 августа, 11:11
ФОТО REUTERS

На вторую за последние три месяца встречу с федеральным канцлером Ангелой Меркель российский президент Владимир Путин прибыл на полчаса позже запланированного времени. Напомним, что встреча проходила в субботу поздно вечером в резиденции немецкого правительства дворца Мезеберг и не предусматривала проведение пресс-конференции по итогам переговоров.

 Одной из тем переговоров, как и предполагалось ранее согласно заявлениям немецких чиновников, была Украина. Перед началом переговоров в заявлении для прессы Меркель подчеркнула, что тема урегулирования на востоке Украины будет одной из главных на переговорах. При этом она выразила надежду на достижение нового перемирия в связи с началом учебного года. Кроме того, федеральный канцлер подчеркнула, что хочет обсудить с Путиным возможное размещение на Донбассе миротворческой миссии ООН.

По словам Меркель, еще одной важной темой разговора станет вопрос строительства газопровода "Северный поток-2". При этом она напомнила о позиции немецкого правительства, которое настаивает на том, чтобы Украина после запуска нового газопровода сохранила транзит российского газа по своей территории.

Другие темы переговоров, отметила Меркель, - урегулирование в Сирии, ситуация вокруг ядерного соглашения с Ираном, а также двусторонние отношения России и Германии.

Со своей стороны российский лидер в своем заявлении прежде всего подчеркнул важность развития двусторонних экономических отношений между Россией и ФРГ и специально подчеркнул, что "Северный поток-2" является исключительно экономическим проектом. Среди других пунктов повестки дня переговоров Путин указал на важность возможного возвращения сирийских беженцев домой. Кроме того, он также отметил, что урегулирование кризиса на Востоке Украины "не продвигается" (разумеется, что именно из-за позиции России, которая не хочет выполнять свою часть Минских договоренностей). Российский лидер традиционно повторил слова о заинтересованности Москвы в работе в рамках "нормандского формата" и Трехсторонней контактной группы. Мы все видим, что эта «заинтересованность» никоим образом не способствует выполнению Минских договоренностей. Поэтому совсем непонятно, что означает надежда Путина, о чем он заявил в заявлении для прессы, относительно «прогресса в вопросе урегулирования на Донбассе на переговорах».

Накануне встречи с российским лидером канцлер заявила журналистам в Берлине, что "постоянный диалог оправдан", потому что круг проблем, включая конфликт в Сирии и на востоке Украины, чрезвычайно широк. "Если мы хотим достичь мирных решений, мы пытаться делать это через переговоры снова и снова", - добавила канцлер, цитирует агентство AFP. Впрочем, Меркель предостерегла от чрезмерных ожиданий по итогам переговоров. По ее словам, такие рабочие встречи, как правило, не дают конкретных результатов.

Более оптимистичным относительно результатов встречи Меркель с Путиным был глава МИД ФРГ Гайко Маас, который заявил в интервью изданию W elt am Sonntag, что рассчитывает на определенный прогресс в переговорах с РФ по урегулированию на Донбассе. Маас, в частности, отметил, что он настроен "сдержанно оптимистично относительно шансов на миротворческую миссию ООН на Донбассе". В то же время он признался, что пока представления о формировании и задач этой миссии очень отличаются. "Поэтому именно об этом мы и ведем переговоры с Киевом и Москвой", - подчеркнул Маас.

Между тем некоторые немецкие аналитики рассматривают другие за последние три месяца переговоры Меркель и Путина как признаки «прагматичного потепления». В Берлине считают, что без Москвы нельзя решить ряд конфликтов, в Украине, Сирии, правда, в Германии должны прежде всего обращать внимание на то, что эти конфликты как раз и вызвал российский режим. По мнению аналитиков телеканала Deutshe Welle, канцлер хочет получить определенные политические заверения со стороны российского президента по Украине, в частности в плане реализации Минских договоренностей. Кроме того, Меркель хочет услышать от Путина ответ на вопрос, как Россия планирует сохранить определенные объемы газа в Европу через украинскую ГТС.

«Эта встреча показывает, что мы выходим на новый этап в немецко-российских отношениях»

Штефан МАЙСТЕР, Председатель Центра исследования Центральной и Восточной Европы, России и Центральной Азии имени Роберта Боша, Берлин:

- Эта встреча показывает, что мы выходим на новый этап в немецко-российских отношениях. Если начиная с 2014 года на каждую тему влияло отчуждение между обеими сторона и конфликт в Украине, то теперь мы видим, что из-за политики нынешней администрации США и изменения политической окружающей среды другие темы стали настолько важными, что Берлин и Москва вынуждены построить новые рабочие отношения, несмотря на отсутствие решения по Донбассу и Крыму.

Украина становится менее приоритетной, а без Меркель она откажется от своих принципов. Федеральный канцлер будет придерживаться санкций, не будет идти на плохие компромиссы, но вместе с тем будет обсуждать с Путиным такие вопросы, как Северный поток-2, Сирия и Иран. Диалог относительно Минских договоренностей не будет главной темой этой встречи, но он будет продолжаться, несмотря на отсутствие обещания по изменению позиций российской и украинской сторонами. Эта новая реальность в определенной степени отражает восприятие текущей реальности, поскольку у немецкой стороны существует так много других ключевых интересов, которые требуют ведения переговоров с Путиным. И как раз политика Соединенных Штатов Америки сводит обе стороны вместе.

«Учитывая разницу в приоритетах, а также другие проблемы, которые накопились в отношениях, выглядит маловероятно, что реальный прогресс будет достигнут в какой-либо обсуждаемой сфере»

Сюзан СТЮАРТ, Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности (SWP), Берлин:

Заявления для прессы, которые сделали перед переговорами в Берлине Ангела Меркель и Владимир Путин, отражают, что у них разные приоритеты.

Меркель концентрировалась главным образом на Украине и Сирии, а также на попытках сотрудничать на международном уровне. Путин, со своей стороны, на немецко-российских отношениях, в частности на торговле и экономическом сотрудничестве, включая Северный поток-2. Учитывая разницу в приоритетах, а также другие проблемы, которые накопились в отношениях, выглядит маловероятно, что реальный прогресс будет достигнут в какой-либо обсуждаемой сфере.

Тем не менее для Германии важно поддерживать каналы коммуникации с Россией, поскольку их разрыв может создать еще более угрожающую ситуацию, чем та, что существует сейчас. Ситуация относительно Минских договоренностей остается в значительной степени такой же. Германия и ЕС не хотят военного противостояния, а российское руководство вряд ли будет достаточно удивленно меньше мерами, чтобы изменить свою позицию в отношении Украины.

Для Евросоюза остается очень важным сохранять единую позицию по санкциям и представлять объединенный фронт по России в целом, а также пытаться обеспечить трансатлантическую координацию в подходах к России, хотя это становится осуществить все сложнее после прихода в Белый дом Дональда Трампа.

Кроме того, специального внимания со стороны Германии и ЕС в данный момент заслуживает ситуация на Азовском море, где Россия затрудняет доступ к украинским портам и усиливает свое военное присутствие относительно очень слабых военно-морских сил Украины. Поэтому Германия и ЕС должны внимательно отслеживать развитие событий, обсуждать их с украинской и российской сторонами и, если нужно, принимать шаги, чтобы предупредить эскалацию российско-украинского конфликта в этом регионе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать