Прагматизм по-фински
Об экономности и порядке в скандинавской стране и «агрессивности» ее кухни
Родина великого финского композитора Яна Сибелиуса не перестает удивлять все новыми чертами, которые открываются с каждой поездкой в эту скандинавскую страну. Это, прежде всего, экономность финнов, стремление «отцов» Хельсинки заработать на туристах, все растущее осознание гражданами и политиками роли страны в мире, отстаивание собственных интересов, не оглядываясь на восточного или западного соседа, а также пропаганда национальной кухни за границей.
Обычно иностранцам сначала в глаза бросается идеальная чистота и порядок как в столице, так и в сельской местности, а также, понятно, «всеоружие» финнов мобильными телефонами производства отечественной компании Nokia. При этом следует заметить, что порядок сознательно поддерживают сами граждане. Один из признаков этого — балконы. В отличие от нашей и многих южно-европейских стран, финские балконы имеют тот вид, который они получили после сдачи дома. Никаких шкафов, полочек, веревок для сушения белья, не говоря уже о самовольном утеплении балконов.
В Финляндии очень бережно относятся к диким животным и в то же время в этой стране чуть ли не самые строгие требования относительно получения разрешения на то, чтобы держать собаку. И действительно, за три дня пребывания в Хельсинки я увидел всего одного «верного друга» человека с хозяином в парке. Безусловно, это еще один признак финского порядка. Если мы посмотрим на нашу страну, то у нас здесь полный беспорядок. Кто хочет заводит сколько хочет собак, и когда это домашнее животное надоедает хозяину или его детям, его вышвыривают на улицу.
Кстати, порядок касается как общественного транспорта, который двигается точно по графику по идеальным дорогам, так и стандартов жилья и жилищного строительства. Как объяснила редактор русскоязычного журнала «Новые рубежи» Вероника Пеннанен, государство покупает на определенный период в частном секторе услугу по обеспечению движения общественного транспорта. И, понятно, государство контролирует соблюдение графика движения, составляемого на полгода. Подобным образом государство «поддерживает» в идеальном состоянии дороги. Оно заключает с частным предприятием договор на строительство дороги и/или поддержание в нормальном состоянии дорожного полотна определенной длины на срок пять или больше лет. Если это полотно будет повреждено, то частной компании придется снимать и перекладывать его верхний слой или же выплачивать огромные штрафные санкции.
Также в Финляндии довольно строгие стандарты относительно жилья, которые стоило бы перенять Украине. В частности, квартира в скандинавской стране сдается с высококлассной сантехникой, полностью оборудованной кухней, с установленной стиральной машинкой. При этом стоимость 1 м2 жилья составляет от 1,5 тыс. до 1,8 тыс. евро. В Финляндии обязательно страхование жилья, иначе никто не будет предоставлять услуги. К тому же любой обслуживающий персонал, будь-то сантехник, трубочист или электрик, должен иметь соответствующие лицензии. И соответственно, хозяева должны быть заинтересованы в том, чтобы оборудование регулярно проверялось, и об этом ставилась соответствующая отметка. Если, например, не будет соответствующей отметки трубочиста относительно проверки камина, то компания не выплатит страховку в случае пожара, объяснила госпожа Пеннанен, которая, кстати, родом из Украины.
Финны не любят разбрасываться деньгами. Более того, они бережно относятся к своему наследию, зданиям и сооружениям. В частности, бывшие здания царской таможни в Хельсинки служат и по сей день. После соответствующих реставрационных и внутренних работ таможенные склады превращены в отели, рестораны и офисные помещения. В частности, в одной из таких гостиниц проживал автор во время последней поездки в Хельсинки.
Недавно жители Хельсинки бойко обсуждали тему, как использовать «одноколейку», которая проходит по центру города и использовалась для перевозок грузов из порта. Они решительно выступают против того, чтобы ее засыпали. Власти города прислушалась к пожеланиям горожан и пообещали пустить по «одноколейке» трамвай.
Нужно заметить, что столичные власти внимательно следят за тенденциями и пытаются оперативно на них реагировать. В частности, реагируя на все больший наплыв туристов, мэрия решила переселить клерков из центра города и отдать его иностранным посетителям, чтобы таким образом больше наполнить столичную казну. Рассказывают, что мэр решил переселить клерков даже из городской ратуши, а освобожденные помещения отреставрировать под городской рок-клуб. Интересно, что в ратуше остаются квартира мэра и шведское посольство. Более того, «отцы» Хельсинки стали выносить порт из центра города, чтобы со следующего года начать на этом месте строительство нового офисно-гостиничного комплекса.
Нельзя не обратить внимание на то, что внешне финны довольно терпимо относятся к прошлому, в частности к долговременным периодам шведского и российского правления. Признаком первого остается официальная двуязычность: названия улиц подаются на финском и шведском языках, а второго — названия улиц в честь российского царя Александра I и его родственников, а также построенный на средства горожан памятник царю.
Сейчас отношения Финляндии с Россией довольно сложные. Финны не забыли о «Зимней войне», в ходе которой Советский Союз силой отобрал у Финляндии часть территории. О потере финской территории говорят простые финские граждане. Они считают, что это влияет на отношения их страны с Россией. На их взгляд, именно из-за этого русский язык непопулярен в Финляндии. С другой стороны, финские политики, находящиеся у власти, действуют очень осторожно и пытаются угодить российскому президенту Владимиру Путину. Однако, в сентябре прошлого года в ходе визита в США произошел случай, когда министр обороны Финляндии Юры Хаакаамиес сказал о том, что думает простой народ. В частности, в обращении к экспертам престижного исследовательского института CSIS в Вашингтоне он заявил: «Есть три главных вызова безопасности Финляндии — это Россия, Россия и Россия». Кстати, финский министр является сторонником вступления страны в НАТО. В Вашингтоне он выразил надежду на то, что «экономический аспект поможет нам в этой дискуссии».
Также неизвестно, как в будущем финны будут относиться ко второму официальному языку. Они не понимают, почему нужно учить шведский язык, на котором с каждым годом разговаривает все меньше и меньше граждан. В частности, сейчас численность граждан Финляндии, разговаривающих по- шведски, составляет всего пять процентов.
Можно также отметить, что все больше растет уверенность финнов на международной арене. Если раньше Финляндия по большей части оглядывалась на Швецию, то сейчас страны поменялись местами. Шведы все больше принимают во внимание то, что по тому или иному поводу думают финны.
К слову, сейчас Финляндия активизирует усилия для преодоления еще одного мифа, что, мол, в мире не существует такого понятия, как финская кухня. Эту задачу взяла на себя Информационная служба Finfood, существующая уже 50 лет. «Мы хотим, чтобы иностранцы больше знали о вкусной финской еде, кроме того, наша задача состоит в улучшении имиджа финских продуктов питания за границей, — сообщила «Дню» исполнительный директор этой организации Тиина Ламписаарви. — Наша кухня позаимствовала элементы западной и восточной кухни, но в то же время она очень близка к природе и содержит аромат финского севера. При этом очень большое значение имеет безопасность продуктов и чистая окружающая среда», — подчеркнула госпожа Ламписаарви.
Членами Finfood являются 300 предприятий пищевой промышленности, которые вместе с министерством сельского хозяйства и лесов финансируют Информационную службу. Кстати, с 1997 года интернет стал основным каналом распространения информации о финских пищевых продуктах и 2,5 тыс. кулинарных рецептов. Если раньше информация о продуктах питания распространялась на финском языке и была предназначена для внутреннего потребления, то теперь она подается на английском и русском языках. Также для пропаганды своей кухни финны начинают использовать новые тренды. В частности, как объяснила координатор по маркетингу Finfood Карита Вастинеслуома, с этого года таким трендом стал гастрономический туризм.
Выпуск газеты №:
№5, (2008)Section
День Планеты