Преступление и наказание для беженцев
Страшное убийство Джованны Реджани, совершенное вблизи лагеря румынских беженцев в пригороде Тор ди Квинто в Риме, шокировало как Италию, так и Румынию. Данное происшествие приобрело большое значение ввиду жарких споров о статусе эмигрантов и иностранных резидентов в Италии, да и во всех странах Европы.
Реакция некоторых итальянцев была яростной; определенные итальянские и румынские политики, готовые предложить быстрые и суровые решения, сделали скандальные заявления, напомнившие тоталитарные и ненавидящие иностранцев лозунги прошлого. Мы столкнулись, без всякой иронии, с гротескно перевернутым чувством «национальной гордости», которое проявляется, когда звезды культуры и спорта ассоциируются с государством как часть коллективного наследия.
Не смотря на то, что убийство было совершено отдельным человеком, перенесение преступления на все меньшинство является безответственным шагом, который повлечет печальные моральные и социальные последствия как для невинно наказанных, так и для тех, кто будет инициатором этого наказания. Кроме того, ни одно меньшинство не является однородным, о чем говорит тот факт, что человек, предупредивший полицию, был соотечественником убийцы из того же лагеря беженцев.
Коллективное наказание означает не только амнезию итальянцев и румын в отношении того, что произошло во времена фашизма, нацизма и коммунизма, но также и в отношении всей собственной истории. Ведь итальянцы мигрировали не только с юга на север Италии, но также и в другие страны в поиске лучшей жизни. Они знают, что значит быть беженцем, изгнанником, чужестранцем.
Со своей стороны, часть истории Румынии не вызывает восхищения в отношении «цыганского» меньшинства, чьи проступки и действия всегда вызывают осуждение, но никогда не сопровождаются реальными действиями со стороны государства, чтобы улучшить их положение. Цыганское меньшинство впервые появилось в Румынии в XIV веке, однако их рабское положение было отменено только в 1856 году!
Сегодня общество Румынии ощущает последствия десятилетий террора и лжи, демагогии и бедности, которые оставили свой отпечаток на нескольких поколениях. Эти раны нельзя залечить мгновенно. Падение коммунизма дал выход большому потоку человеческой энергии, однако он начался с ненормальной и циничной передачи привилегий и имущества среди старой «номенклатуры», а также новой дарвинисткой борьбой за выживание.
Несмотря но то, что в Румынии заметны достижения экономического прогресса и что с приходом демократии произошло постепенное обновление сознания граждан, пародия политической жизни Румынии — несмотря на ее членство в ЕС — показывает, насколько устойчивы ее старые плохие привычки двуличности, непоследовательности, фатализма, инертности и коррупции. Коррупция в действительности сегодня выглядит как двигатель общества. В Румынии продолжают существовать неимущие и игнорируемые группы, которые задвинуты на самые грязные окраины общества. Цыганское население составляет 41% сезонных рабочих, 33,5% не имеющих каких-либо профессиональных навыков, 38,7% неграмотных. Это не только проблемы Румынии — это стало проблемой всей Европы.
25-летний молодой человек Николай Ромулус Майлат, обвиняемый в убийстве Джованны Реджани, был отправлен в 14 летнем возрасте в школу для перевоспитания. Впоследствии он был снова осужден за кражу, однако за год до приезда в Италию помилован.
Стала ли бедность причиной его проступков в пору несовершеннолетия в Румынии и его преступления в Италии? В великом романе Достоевского «Преступление и наказание» на преступление Раскольникова подтолкнул не только его нигилизм и бунтарство, но также и бедность. Его социальное положение не было таким же, как у Майлата, его духовная «целостность» значительно отличается, однако его двойное преступление не менее омерзительно.
На сегодняшний день нет причин надеяться на то, что Майлат в результате своего преступления начнет новый путь в направлении спасения через страдания и духовное обновление. Однако, возможно, мы должны будем снова услышать слова одного из собеседников Раскольникова, когда он говорит об «отвратительном Содоме», в котором он блуждает, и говорит, что бедность — это не порок, а нищета — да. В бедности человек все еще сохраняет своего рода «врожденное чувство благородства», в то время как в нищете моральное падение неотъемлемо и пагубно.
Майлат искал пути выхода из своей нищеты в Румынии и своего прошлого в Румынии, однако он не мог себе представить, что в итальянском лагере беженцев он найдет такую же нищету, как раньше; что его образом в повседневной новой жизни станет образ убийцы. Люди, знакомые с пугающими окрестностями Тори ди Квинто, где была убита Джованна Реджани, готовы сказать грубые слова о пренебрежении и безразличии городских властей Рима. Это, конечно, не оправдывает его поступок или любое другое преступление, но эти факты нельзя не принимать во внимание.
Несмотря на то, что мы не можем ожидать чудесного перерождения преступника Майлата, мы можем и должны потребовать радикального пересмотра ситуации, в которой живут такие же люди-маргиналы, как он. Такой пересмотр должны сделать не только итальянские или румынские власти, но и цыганские сообщества в Румынии и Италии, а также Европейский Союз. Так как преступник имеет отношение ко всем этим организациям.
Сегодня мы слышим голоса тех, кто не доволен расширением ЕС, а также последовавшим в результате этого социальным напряжением. Увеличенная миграция и в самом деле стала повседневным фактом нашей центробежной и глобальной современности, однако в этом не только негатив. Свободное перемещение людей не означает лишь рост социальных столкновений или преступности. Это также означает постепенное и выгодное совместное проживание, которое началось по окончании Второй мировой войны, для того, чтобы усилить в проигравших странах установление демократии и процветания.
Когда в прошлом году я был в Барселоне и Мадриде, то с удовольствием воспринял вызывающие энтузиазм новости об успехах растущего румынского сообщества в этих городах. Некоторые из румынских беженцев уже были кандидатами на выборах в местные органы власти, превозносимыми за свой тяжелый труд и честность. Я надеюсь, что подобное произойдет и в других местах, и не только с румынами, но и с другими людьми, которые готовы принять вызов времени. Для таких людей эти факты являются примером не только их личного успеха, но также победами всего сообщества.
Европа заслуживает того, чтобы доказать, что она является настоящим сообществом — разнородным, демократическим, одухотворенным, свободным и процветающим.
Норман МАНЕА — один из известных в Румынии писателей, книги которого переведены на 20 языков. Его последняя книга «Возвращение хулигана» получила в 2006 году литературную премию Медичи (Prix Medicis etranger).
Выпуск газеты №:
№203, (2007)Section
День Планеты