Перейти к основному содержанию

Принцип компромисса

26 декабря, 19:02

Когда я пишу о Европейском парламенте, то всегда ссылаюсь на этот институт как будто каждый знает, как он организован и как работает. Так ли это действительно? Отличается ли он от других национальных парламентов в Европе? Хотя, с первого взгляда, он выглядит как обычный репрезентативный орган, я могу утверждать, что некоторые его характеристики и некоторая его практика делают Европейский парламент немного особенным.

Я могу даже сказать больше, его состав и определенные характеристики исходят из очень фундаментального принципа, на котором построен Европейский Союз, а именно — принципе компромисса.

Конечно, Европейский парламент, в состав которого входит 27 государств, является местом, где встречаются национальные интересы. Но следует иметь в виду, что его конструкция сформирована таким образом, чтобы усилить европейские интересы по сравнению с национальными. Именно этим объясняется то, что члены Европейского парламента сидят в политических группах по партийным признакам, а не по национальным. Вес каждой группы естественно зависит от количества мандатов, полученных во время выборов. Это количество при помощи математической системы распределения голосов, известной как система D’Hondt, полностью определяет организацию деятельности парламента, начиная с количества парламентских постов и функций до времени выступлений во время пленарных сессий, приходящихся на каждую политическую группу. А это в сочетании с принципом недискриминации малых групп или неприсоединенных членов создает демократическую схему, в которой все точки зрения представлены и в которой есть место для свободного диалога. Стоит только подчеркнуть тот факт, что даже самые большие группы не могут полностью доминировать над меньшими.

Каким же образом в таких условиях принимается законодательство? Конечно, готовящиеся доклады (законопроекты) распространяются среди политических групп в соответствии с тем, что говорит система D’Hondt. Среди групп определяется одна, называемая «докладчик» и готовящая проект доклада или законопроекта. Другие группы назначают «теневого докладчика», который тоже делает определенный вклад в законодательный процесс. Документ обсуждается, и, в конечном счете, происходит первое голосование на уровне комитета, а потом на пленарном заседании всем составом парламента. Ввиду того, что ни одна из двух наибольших групп не имеет большинства, а также распространенное мнение, что доклад, который поддерживает большее количество членов парламента, имеет больший политический вес, в парламенте существуют хорошие основания для консенсусного принятия решений. Действительно, подавляющее большинство принятых Европарламентом документов является результатом компромисса между политическими группами. Вот почему, самая тяжелая работа выполняется «докладчиком» и его «теневым докладчиком», которые от имени своих политических групп ведут переговоры друг с другом относительно текста документа. Очевидно, что все члены Европарламента должны подавать свои поправки и, конечно, это они делают — иногда к этому присоединяются сотни депутатов, но работа докладчика заключается в том, чтобы найти, если это возможно, общую основу, где можно достичь компромисса.

Само собой разумеется, что такая практика забирает много времени и нервов. Не говоря уже о том, что иногда температура прений в парламенте является такой высокой, что нельзя предусмотреть результаты голосования, но это является скорее всего исключением, чем правилом и ежедневной реальностью.

Хотя для многих Европейский парламент может казаться далеким, но несомненно, он задает определенные стандарты, которые можно использовать многим национальным парламентам. Мы хорошо знаем, что во многих европейских странах всегда найдется место для усовершенствования, как например, для Польши, Бельгии или Украины. В этих странах имеется слишком большое искушение использовать численное преимущество для принятия решений, чем силу аргумента и консенсуса. Практика Европейского парламента доказывает, что несмотря на иногда очень большие традиционные, культурные, языковые, не говоря о политических, расхождения, деятельность парламента может быть организована в соответствии с другими принципами.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать