Перейти к основному содержанию

Приоритеты соседа

Белорусские эксперты не видят угрозы от вступления Украины в НАТО
23 апреля, 19:32

Последние 14 лет геополитический приоритет белорусских властей сводился к одному: Союз с Россией — это хорошо, членство в Евросоюзе — это плохо. Однако Союзное государство так и не создано, и с ЕС отношения остаются плохими. Тем временем независимое экспертное сообщество Беларуси имеет свое мнение относительно того, как следует развиваться республике и какие выбирать геополитические приоритеты. Что и подтвердили ответы некоторых экспертов и представителей белорусской интеллигенции на три вопроса.

1. Что вы думаете о теперешнем состоянии дел в Союзном государстве Беларуси и России? Может ли оно в какой-либо перспективе перерасти в нечто большее?

2. Какой вам представляется интеграция Беларуси в Европейский Союз, и насколько это возможно вообще? Что для этого со своей стороны должна сделать Европа?

3. Как вы относитесь к тому, что Украина хочет вступить в НАТО? Видите ли вы от этого шага пользу своей стране и России, в частности, гражданского общества в РБ и РФ?

Владимир КОЛАС , директор Белорусского гуманитарного лицея, председатель Рады белорусской интеллигенции:

1. Пока Союзное государство выглядит продолжением старой политики двойных стандартов, когда под прикрытием лозунгов об «историческом братстве», «равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве» обе стороны имеют совершенно иные цели, весьма далекие от декларируемых лозунгов и морали вообще. Что касается белорусского руководства, то тут вообще нечего сказать. Выторговывать экономические подачки в обмен на сдачу государственности, уничтожать собственный язык, перечеркивать свою историю — это уже за гранью не только морали, но и здравого смысла. Это — трагический период в истории белорусов, и братья-россияне ведут себя в этот период далеко не по-братски.

2. Процедура вступления в Евросоюз прописана четко, и Беларусь пойдет этим путем, как только ее народ вернет себе возможность жить своим умом. Что касается Европы, да и всего цивилизованного мира, то они должны твердо отстаивать демократические стандарты (честные выборы, свобода слова и печати, независимый суд), а также помогать российскому руководству избавляться от имперских заглатывающих рефлексов.

3. После еще одного «откровения» бывшего российского руководителя («Украина — это не государство») стремление Украины в НАТО выглядит еще более оправданным и логичным. И опасность от этого шага грозит не народам и гражданским обществам каких-либо стран, а режимам, попирающим вышеназванные демократические нормы.

Виктор ЧЕРНОВ , политолог, эксперт Аналитической группы «Наше мнение»:

1. Союзное государство может быть создано только на российских условиях. Сегодня Беларусь поставлена перед очень неприятным выбором. Или она соглашается на интеграционный проект, включающий вхождение российского рубля в денежное обращение на территории РБ и союзный референдум по кремлевскому проекту Конституционного акта Союзного государства — или она уходит в самостоятельное «плавание» с крепкими визовыми границами, таможней и энергоносителям по рыночной цене. Очевидно, что выбор первого варианта будет равносилен отказу от государственного суверенитета, на что нынешнее белорусское руководство вряд ли когда-нибудь пойдет.

2. Беларусь пока мало использует открывшиеся возможности интеграции в ЕС, поскольку особенности ее экономической и политической модели привели к очень низким инвестиционным и экономическим рейтингам. Крупный европейский капитал по разным причинам не идет в Беларусь. До тех пор, пока в политике белорусского руководства не наметятся либеральные тенденции, отношение ЕС к Минску будет оставаться прохладным. Перспективы же вступления Беларуси в ЕС находятся в прямой зависимости от перспектив демократизации этой страны, а также от позиции России. В то же время Евросоюз должен постоянно и как можно активнее сигнализировать белорусам, что двери для них открыты, но чтобы переступить порог европейского дома и «поселиться в нем навеки», нужно принять определенные правила, по которым стремятся жить все европейцы.

3. НАТО не представляет абсолютно никакой угрозы для демократических стран. Почти 200-летний опыт демократических трансформаций показывает, что демократии с демократиями не воюют. Что же касается России и Беларуси, то и с ними затевать войну НАТО не собирается даже в отдаленной перспективе. В краткосрочной перспективе от вступления Украины в НАТО могут выиграть скорее правящие элиты России и Беларуси, нежели их гражданские общества, на которые еще с большей силой обрушится государственный пресс.

Геннадий БУРАВКИН , член Рады белорусской интеллигенции, лауреат Государственной премии им. Я.Купалы

1. Не думаю, что Союзное государство перерастет в нечто большее. Ситуация с ним очень напоминает всем известную ситуацию с чемоданом, который и тащить тяжело, и бросить жалко. Ведь, если отбросить всяческую словесную красивость и идеологическую шелуху, речь идет о создании Советского Союза в усеченном варианте, при котором Беларусь автоматически становится частью России. Естественно, что все, кому дорог наш суверенитет, с этим согласиться не могут в принципе. На мой взгляд, сотрудничать и дружить с россиянами можно и нужно, но только в формате независимых равноправных государств.

2. Наше положение на карте мира, историческая данность, белорусский менталитет — все это должно подвигать к тому, чтобы мы стали частью европейской цивилизации. Но при этом Европа должна четко понимать теперешнюю своеобразную политическую, экономическую, да и психологическую ситуацию в Беларуси. Это говорит не о том, что у нас «особый, белорусский путь развития» — развиваться мы будем по общепринятым законам. Но европейским структурам нужно принимать во внимание тот факт, что мы находимся только в начале «европейского пути».

3. Вступать или не вступать в НАТО, решает украинский народ. И если он видит в этом гарантии безопасности своей страны, собственного дальнейшего развития, то украинцам можно пожелать только удачи в этом деле. В любом случае, я не вижу в приобщившейся к НАТО Украине угрозу ни для Беларуси, ни для России.

Юрий БАРАНЧИК , кандидат философских наук, руководитель интернет-проекта «Империя.by», бывший директор информационно- аналитического центра НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при президенте РБ

1. В настоящее время проект Союзного государства заморожен. Стороны перешли от стратегического партнерства к жесткому торгу за каждую позицию. «Перерасти в нечто большее», по сути, означает, что стороны вернутся к продолжению союзного проекта. Это возможно только в результате осознания белорусским руководством полной тупиковости избранного варианта развития Беларуси, который можно назвать «Брестская крепость». Возобновление союзного проекта возможно только в том случае, если между партнерами будет полное доверие, понимание целей друг друга и согласованность в выборе методов и сроков их достижения.

2. Мне не представляется возможным вступление Беларуси в Евросоюз, поскольку эта идея не отвечает национально-государственным интересам белорусского народа, не пользуется популярностью у граждан страны, а ратующие за эту идею — политические маргиналы по определению.

3. Никакой пользы от вступления Украины в блок НАТО ни для Беларуси, ни для России не вижу.

Андрей ФЕДОРОВ , независимый эксперт в области международных отношений и безопасности

1. В настоящее время строительство «Союзного государства» в институциональной сфере практически заморожено. Принципиальными пунктами разногласий являются конституционный акт и введение единой валюты (т.е. российского рубля). Россия, ссылаясь на свое колоссальное превосходство в географических параметрах и экономическом потенциале, фактически предлагает партнеру занять подчиненное положение. Официальный же Минск настаивает на полном равенстве. Достичь согласия будет крайне сложно. Не исключено, что, используя огромную энергетическую зависимость Беларуси, Москва попытается занять доминирующее положение в белорусской экономике с последующим усилением политического давления.

2. На данный момент едва ли можно предположить, что Беларусь найдет какой-то свой путь в ЕС, отличный от того, который прошли недавно присоединившиеся к Евросоюзу страны. Теоретически во вступлении ничего невозможного нет, однако даже в случае целенаправленного движения в данном направлении, чего пока и близко не происходит, для этого потребуется весьма длительный период — не менее 15—20 лет. К числу наиболее важных действий со стороны Брюсселя я бы отнес официальное заявление высшего руководства ЕС, что при выполнении всех установленных требований наша страна непременно станет членом Евросоюза, смягчение во всех аспектах визового режима, а также усиление поддержки гражданского общества и независимых СМИ в Беларуси.

3. Лично я отношусь к этому абсолютно позитивно, но что касается пользы для нашей страны, то, к сожалению, в обозримом будущем об этом говорить не приходится. Напротив, в такой ситуации Россия будет стремиться как можно глубже втянуть своего единственного союзника на западном направлении в свою внешнеполитическую орбиту, тем самым еще больше ставя под угрозу наш суверенитет. Наилучшим же вариантом для нас стали бы максимально большие успехи всех наших соседей, и в первую очередь, Украины, во всех сферах. И, прежде всего, в экономике.

Сергей НИКОЛЮК , член группы социологов профессора Олега Манаева, политолог

1. После прихода к власти Путина на политических амбициях Лукашенко, который до этого всерьез подумывал о «российском престоле», был поставлен жирный крест. Но к этому времени внутренние возможности «белорусской модели развития» были исчерпаны. Сохранение дотационного режима — основное условие пролонгации власти Александра Лукашенко. Поставки нефти и газа в Беларусь продолжаются практически по внутрироссийским ценам. Скорее всего, уровень интеграции в ближайшее время не изменится. Россия заинтересована в стабильной Беларуси, поэтому никаких активных шагов по ее поглощению предпринимать не будет.

2. При нынешнем режиме сближение Беларуси и ЕС невозможно. В перспективе просматривается только ухудшение отношений. Об этом говорит сама структура белорусского общества, расколотого приблизительно в соотношении 3 к 7. Меньшую часть составляют люди, обладающие личностными ресурсами (молодые, образованные проживающие в больших городах). Они настроены продемократически и выступают за европейский выбор. Но большую часть белорусского общества составляет «человек советский», который в силу отсутствия личностных ресурсов нуждается в «сильном» государстве. Данная структура белорусского общества за годы независимости практически не претерпела изменений.

3. Активное стремление Президента Виктора Ющенко в НАТО приносит скорее больше минусов, чем плюсов для развития демократического процесса в Беларуси, так как предоставляет Лукашенко дополнительные козыри в торге с Россией. Тема НАТО даже не поднимается белорусской оппозицией во внутриполитических дискуссиях в виду непопулярности данной темы в обществе. Число высказывающихся за вступление Беларуси в НАТО, по данным независимых социологов, не превышает 18% .

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать