Пришло время укрепить евро

Евро страдает от структурных дефицитов. У него есть центральный банк, но у него нет централизованной финансовой системы, а наблюдение за банковской системой предоставлено национальным властям. Эти недостатки все больше заявляют о себе, усугубляя финансовый кризис.
Процесс начался всерьез после банкротства Lehman Brothers, когда 12 октября 2008 года европейские министры финансов сочли необходимым заверить свою общественность в том, что они не позволят разориться никакому другому систематически важному финансовому учреждению. В отсутствии централизованной финансовой системы, эта задача легла на национальные власти. Эта договоренность создала непосредственный и тяжелый финансовый кризис в новых государствах-членах Европейского Союза, которые еще не ввели евро. В конечном счете, это обострило напряженные отношения внутри зоны евро.
Большую часть кредита в новых государствах-членах предоставляют банки зоны евро, а большая часть внутреннего долга выражается в иностранных валютах. Поскольку банки зоны евро попросили защиты у своих родных стран, переведя в них свой капитал, восточноевропейские валюты и рынки облигаций подверглись давлению, их экономические системы ослабли, а способность семей погасить свои долги уменьшилась. Банки с большим доступом к Восточной Европе пришли к выводу, что их балансы уменьшились.
Способность отдельных государств-членов защищать свои банки стала предметом обсуждений, а размах процентной ставки между разными правительственными облигациями стал тревожно увеличиваться. Более того, национальные регуляторы в своих попытках защитить свои банки невольно оказались втянутыми в политику «сделай соседа нищим». Все это способствует внутреннему напряжению.
В то же время прогрессирующий финансовый кризис убедительно продемонстрировал преимущества общей валюты. Без нее некоторые члены зоны евро, возможно, оказались бы в таком же затруднительном положении, как и восточноевропейские страны.
Фактически, Греция страдает меньше, чем Дания, хотя ее основные принципы гораздо хуже. Евро может быть в состоянии стресса, но он входит в общее употребление. Более слабые члены конечно же будут цепляться за него; если и существует какая-нибудь опасность, то она исходит от самого сильного члена — Германии.
Отношение Германии к финансовому кризису расходится с отношением большей части мира, но легко понять почему. Она все еще травмирована своей исторической памятью о 30-х гг., когда безудержная инфляция в Веймарской Республике привела к возвышению Гитлера. В то время как остальная часть мира признает, что способ противостоять развалу кредита заключается в том, чтобы расширить денежную базу, Германия против любой политики, которая может привести к конечной инфляции. Более того, в то время как Германия была твердым сторонником европейской интеграции, она по понятной причине не хочет стать глубоким карманом, который финансирует вывод из кризиса в зоне евро.
И все же в этой ситуации остро необходима институциональная реформа, и Германия извлечет из нее такую же большую выгоду, как и другие. Создание правительственного рынка облигаций в зоне евро принесет немедленную пользу в дополнение к устранению структурного дефицита.
Прежде всего, это придаст доверие спасению банковской системы и позволит оказать дополнительную поддержку более новым и более уязвимым членам ЕС. Кроме того, это послужит механизмом финансирования для скоординированной противоциклической финансовой политики. Если сделать это правильно, то это уменьшит беспокойство Германии о том, что другие страны роются в ее кармане.
Рынок облигаций и вексельный рынок в зоне евро послужат в качестве дополнения, но не заменят существующие рынки правительственных облигаций отдельных стран. Они будут под контролем министров финансов зоны евро. Регулирование финансовой системы тогда будет передано в руки Европейского Центробанка, а задача обеспечения — и когда необходимо спасения финансовых учреждений — ляжет на министров финансов.
Это создаст единую финансовую систему с хорошей поддержкой внутри зоны евро. Даже Великобритания, которая борется со слишком большой банковской системой с недостаточным оборотным капиталом, может склониться к вступлению.
Облигации зоны евро могли бы использоваться для того, чтобы помочь новым государствам ЕС, которые еще не вступили в зону единой валюты. Они могли бы также послужить для того, чтобы увеличить кредитоспособность ЕС за пределами текущих мандатов Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Тогда ЕС мог бы финансировать инвестиционные программы, которые объединяют противоциклическую функцию с важными европейскими целями, такими как электрическая сеть, сеть газо- и нефтепроводов, инвестиции в альтернативные виды энергии и создающие занятость общественные работы в Украине.
Все эти инвестиции помогли бы разбить мертвую хватку, которой Россия держит Европу. Возражение о том, что слишком много времени уйдет на то, чтобы послужить противоциклической цели, можно отклонить на том основании, что спад тоже скорее всего продлится долго.
Нужно будет решить два тернистых вопроса — распределение долгового бремени среди государств-членов и относительное право голоса разных министров финансов в зоне евро. Германия сочтет существующие прецеденты, а именно бюджет ЕС и состав EЦБ, несправедливыми и неприемлемыми.
Хотя многие государства-члены откажутся согласиться на решение, которое меняет внутреннее равновесие сил в ЕС, некоторые уступки будут необходимы для того, чтобы взять Германию на борт. Обычно требуется кризис для того, чтобы найти компромисс, но кризис уже назревает, и чем быстрее он будет разрешен, тем лучше.
Джордж СОРОС — председатель Управления Фонда Сороса. Его последняя книга «Размышления о кризисе 2008 года».
Выпуск газеты №:
№31, (2009)Section
День Планеты