Разговор под занавес года
Путин требует, Байден предупреждаетПутин спешит. Ему все время необходимо говорить с американским президентом Джо Байденом. Через две недели пройдут встречи Россия-США, Россия-НАТО, Россия-ОБСЕ. Персональный состав делегаций утвержден, предмет обсуждения выведен в открытое информационное пространство. Особой надобности в очередном разговоре вроде бы и нет, но с точки зрения Путина очень даже есть.
Дело в том, что западные страны и в первую очередь США предприняли ряд действий, вызвавшие своего рода панику в Москве.
В самом конце декабря американские самолеты-разведчики Е-8С Joint STARS, Е-3С и Boeing RC-135W совершали полеты с украинской территории вдоль линии разграничения на Донбассе и над акваторией Черного моря вблизи берегов Крыма. Что вызвало особое возмущение в Москве так это приближение на 20-40 км к российскому воздушному пространству и просмотр не только Крыма, но также Ростовской, Белгородской и Воронежской областей. Именно там концентрируется большая часть российских войск вдоль границы Украины.
Примерно в эти же дни французский фрегат «Auvergne» совместно со средним десантным кораблем ВМСУ «Юрий Олефиренко» отрабатывал наступательные действия и тренировки типа PASSEX в том числе учебные стрельбы к северо-западу от Крымского полуострова.
По терминологии американских ВМС PASSEX (сокращение от passing exercise — беглая тренировка) означает учения двух различных флотов, в задачу которых входит отработка взаимодействия в условных военных операциях и гуманитарных миссиях.
Здесь два аспекта. Во-первых, французский корабль участвует в демонстративных учениях накануне встречи Россия-НАТО. Конечно, они готовились заранее, но определенный символизм, а в России этому уделяют повышенное внимание, присутствует.
Во-вторых, это французский корабль, а Франция до недавнего времени не была замечена в желании остро противостоять России. В каком-то смысле это изменение политической позиции не в пользу Москвы. Явно просматривается единый европейский фронт, если сдвиг происходит со стороны Парижа, а до этого Рима.
И, наконец, совсем вызывающий шаг. По сообщению CNN, министр обороны США Ллойд Остин приказал ударной авианосной группе (АУГ) ВМС США во главе с авианосцем USS Harry S. Truman остаться в восточной части Средиземного моря и не выдвигаться в регион Персидского залива в распоряжение Центрального командования. Переход через Суэцкий канал отменен до особого распоряжения.
В настоящее время авианосец, авианосное крыло 1 и пять кораблей сопровождения находятся в Ионическом море между Грецией и Италией. Как пишет издание USNI News, сотрудник Пентагона сообщил, что изменение графика АУГ необходимо для того, чтобы успокоить американских союзников и партнеров в регионе.
В Москве в полной мере оценили такой шаг Пентагона. АУГ нет необходимости даже входить в Черное море, что связано с рядом технических и юридических проблем, чтобы оказать сдерживающее влияние на слишком горячие головы в Кремле и его окрестностях.
Отметим еще два события не связанных прямо с Украиной и регионом Черного моря.
Финляндия подписала контракт с американской корпорацией Lockheed Martin о приобретении 64 многофункциональных истребителей F-35. Это крупнейшее в истории Финляндии соглашение о закупке оружия. Отметим, что Польша приобретает только 32 таких истребителя.
Финляндия на западе граничит со Швецией и отсюда никак не ожидает угроз, а на востоке с Россией. И от кого она собирается защищаться гадать не приходится.
В новогоднем обращении премьер-министр Финляндии Санна Марин заявила, что «Мы сохраняем возможность подачи заявки на вступление в НАТО. Мы должны оценить эту свободу выбора, так как это касается права государства решать вопрос о своей безопасности».
Это к вопросу о нерасширении НАТО в отношении Украины и Грузии. Так вот уже и Финляндия вплотную подошла к подобной позиции. На нее требования Москвы тоже будут распространяться? Не слишком ли многого Россия хочет.
Все это и многое другое заставило Путина настаивать на новом разговоре с Байденом. И главным тут, наряду с отмеченными, был фактор времени.
Запад явно намерен по некоторым вопросам вести последовательные и содержательные переговоры. Россия хочет безопасности. Нет проблем, давайте обсудим вопрос о ракетах средней и малой дальности. Если договоримся, то укрепится взаимная безопасность.
Вот этого Кремль хочет избежать. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, советник Путина по международным делам Юрий Ушаков и посол России в США Анатолий Антонов в один голос буквально кричали, что Россия не будет вести многолетние переговоры с США и их союзниками. И не откажется от требований к Западу дать ей юридически оформленные требуемые Путиным гарантии безопасности буквально немедленно.
Что под ними понимает Кремль известно. В частности, отказ от приема в НАТО стран, некогда входившие в состав СССР (прежде всего Украину и Грузию, а в возможно и Молдову), а также обещание снизить военную активность Альянса в Центральной Европе и государствах Балтии.
При этом в Москве прекрасно понимают, что это — невыполнимые требования. Отмена бухарестского приглашения и ограничение военной активности НАТО равносильны предоставлению Москве права вето на натовские решения. Что означает конец Альянса как полноценной международной военно-политической организации. На что делался расчет?
Байден, по мнению Путина слабый президент, которого концентрацией войск можно заставить вступить в переговоры. В них американский лидер не будет слишком защищать Украину и в той или иной мере готов ее сдать. В том числе и за невмешательство России в противостояние США с Китаем. После первой встрече в Женеве летом прошлого года Путин уверился в такой концепции и на ней строит политику нагнетания постоянных угроз.
Уже очевидно, что ни один украинский президент никогда не выполнит Минские договоренности. Да и украинское гражданское общество этого не допустит. К тому же такого не хочет украинская политическая и бизнесовая элита, которая прекрасно понимает, какие последствия для нее будет иметь капитуляции перед Москвой.
Есть два российских внутриполитических фактора. Очень накладно гонять к украинской границе и обратно десятки тысяч военнослужащих и тысячи единиц техники. Генералы могут такие действия расценить как нерешительность и слабость. Ведь пока никаких конкретных результатов от Запада получить не удалось и вероятность их получения довольно призрачна.
Этого Путин всегда стремится всеми силами избегать. Для него первостепенное значение имеет сохранение непререкаемого авторитета в элитах. Генералы — одна из важнейших группировок в российской верхушке, которая должна всегда чувствовать, что ее воспринимают всерьез.
Вот почему на замечание Байдена о санкциях Путин пригрозил полным разрывом отношений. На кого это рассчитано. Американцы от этого вряд ли пострадают, а вот очень серьезные люди в Москве могут потерять очень многое. И тогда к Путину будет очень много вопросов, на которые уже тогда не будет удовлетворительного ответа.
В Кремле с тревогой следят за модернизацией и усилением вооруженных сил Украины и ее растущим сотрудничеством с НАТО. В Москве серьезно опасаются, что при прогрессирующем усилении украинской армии в уже обозримом будущем вторжение станет просто невозможным.
Именно эти обстоятельства сильно ограничивает желание Путина решить украинский вопрос силой оружия. К тому же, как говорил Карл фон Клаузевиц, Nebel des Krieges — туман войны делает ее результат непредсказуемым.
Автор
Юрий РайхельSection
День Планеты