Размышления о революции в стране фараонов
Для революции нужна причина. В случае Египта причин несколько: более 30 лет правления одного человека; планы Хосни Мубарака передать президентский пост своему сыну; повсеместная коррупция, покровительство и семейственность; плюс — экономическая реформа, не принесшая пользы большинству жителей Египта, но, тем не менее, резко контрастировавшая практически с полным отсутствием политических перемен.
Конечный результат был следующим: многие жители Египта почувствовали себя не только отчужденными, но и униженными. Унижение — сильный побуждающий фактор. Египет давно созрел для революции: резкие изменения произошли бы в любом случае в ближайшие несколько лет, даже в отсутствие «вспышки» в Тунисе или в отсутствие общественных средств информации (интернет).
Общественные средства информации, безусловно, являются значительным фактором, но не следует преувеличивать их роль. Едва ли их можно считать первой подрывной технологией из существующих: и печатные издания, и телеграф, и телефон, и радио, и телевидение, и магнитофонные кассеты являлись угрозой для существующих режимов своего времени. И подобно данным более ранним технологиям, социальные средства информации не решают всего: правительство может их подавлять и использовать для мотивирования своих сторонников.
В политике многое зависит от правильного выбора времени. Вполне возможно, что заявление Мубарака о том, что он не будет участвовать в очередных выборах, могло бы предотвратить кризис, если бы он выступил с ним еще в декабре прошлого года. Но к тому времени, когда он сказал об этом, революционный настрой улиц дошел до той точки, когда Мубарак уже не смог сдержать его задабриваниями.
Успешность революций на начальной стадии определяется не столько силой протестующих, сколько волей и сплоченностью режима. В Тунисе падение режима произошло стремительно, поскольку президент потерял самообладание, а армия оказалась слабой и нежелающей его защищать. Правящие круги и военные Египта проявляют гораздо более заметную решительность.
Уход Мубарака — значительное, но не решающее событие. Без сомнения, данное событие является завершением целой эры в политике Египта. Оно также является концом первого этапа египетской революции. Но это лишь конец начала. Теперь же начинается борьба за будущее Египта.
Главной задачей должно быть замедление политических часов. Египту требуется время для построения гражданского общества и развертывания всего спектра политических организаций, который был по большей части свернут в течение десятилетий. Лучшим шагом вперед может стать создание сильного правительства смешанного типа, включающего в себя как военных, так и гражданских лиц. Часы надо замедлить, но это не означает, что их надо остановить. Подлинная политическая эволюция должна идти вперед, пусть и с умеренной скоростью.
Необходимо избежать досрочных выборов, чтобы те, кто смог сохранить организованность в течение последних лет (например, «Братья мусульмане»), не получили несправедливого преимущества. «Братьям мусульманам» можно разрешить участвовать в политическом процессе при условии, что они признают законность данного процесса, нормы права и конституцию. История и политическая культура Египта свидетельствует о возможности сохранения естественного ограничения популярности «Братьев мусульман», если народу Египта удастся сгладить свои наиболее важные различия, сохранить порядок и возобновить экономический рост.
Конституционная реформа имеет важнейшее значение. Египту нужна конституция, пользующаяся широкой поддержкой и включающая в себя систему сдерживания и противовесов, не позволяющую меньшинствам (даже тем, которые способны привлечь большинство голосов) править большинством.
Революционные движения неизбежно разделяются на фракции. Их единственной общей целью является свержение существующего режима. Как только становится понятно, что данная цель вскоре будет достигнута, элементы оппозиции начинают готовиться ко второму этапу борьбы и к предстоящему соревнованию за власть. Уже можно наблюдать признаки этого в Египте, и в ближайшие дни и недели данная тенденция станет еще очевидней.
Некоторые в Египте будут довольны лишь полной демократией; другим (возможно, большинству) будет больше важен общественный порядок, повышение отчетности должностных лиц, некоторая степень участия в политике и улучшение экономического положения. Удовлетворить требования всех протестующих невозможно, и правительства не должны пытаться это сделать.
Египет столкнется с огромными экономическими трудностями, которые обострятся последними событиями, напугавшими туристов, затормозившими инвестиции и лишившими многих людей работы. Такие проблемы, как стремительно растущее население, низкий уровень образования, нехватка рабочих мест, коррупция, бюрократия, а также усиление мировой конкуренции, являются значительной угрозой для будущего данной страны.
Внешние силы влияли и будут влиять на ход событий лишь ограниченно. В течение предыдущих 30 лет периодические призывы США провести хотя бы умеренные политические реформы практически не были услышаны. Во время кризиса главными действующими лицами были люди на улицах, сам Мубарак и, прежде всего, армия. В дальнейшем определять путь своего развития будет также сам народ Египта.
Учитывая данную тенденцию, внешние силы должны быть осторожными и не должны вмешиваться слишком сильно, в особенности, в сферу политики. Степень демократии и ее тип должны определить сами жители Египта. Внешние силы могут оказать помощь, например, подсказав способы проведения конституционной реформы или процедур голосования, но делать это необходимо в частном порядке и в качестве советов, а не требований.
События в Египте будут иметь неодинаковые последствия для региона: на разные страны они повлияют по-разному. Подлинные монархии, такие как Иордания, обладают легитимностью и стабильностью, которой нет у «ложных» монархий (Сирия, Ливия и Йемен), как и у иранского режима. Многое будет зависеть от того, что и как «просочится» из Египта.
Изменения в Ираке были навязаны извне с помощью силы, в то время как изменения в Египте произошли изнутри и завершились не насилием, а уступками. Но пока рано делать выводы о том, будут ли изменения в Египте долговременными и устойчивыми и, тем более, положительными, поэтому пока что было бы преждевременно давать оценку их исторической значимости.
Ричард Н. ХААС — бывший директор Отдела политического планирования в Государственном департаменте США. В настоящее время — президент Совета по международным отношениям.
Выпуск газеты №:
№27, (2011)Section
День Планеты