Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Северный поток-2» принесет Европе коррупцию и... войну

Михаил ГОНЧАР: «Немецкие политики все больше занимают пророссийскую и антиамериканскую позицию, что разрушает трансатлантическую солидарность»
28 августа, 18:45
ФОТО DW

Россия начала непровозглашенную войну против Украины в 2014 году, и экономическая война — ее часть. Частью этой экономической войны были иски «Газпрома» против «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже. Об этом на круглом столе в Верховной Раде «Остановить «Северный поток-2»: миссия Украины» заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

«Северный поток-2» — просто продолжение этой экономической войны. Россия стремится сделать так, чтобы Украина просто не получала транзитные доходы — это минус 3% для украинского ВВП. Это приблизительно столько же, сколько Украина тратит на армию. Это фактически лишит Украину возможности финансировать оборону, причем оборону не только Украины, а частично и Европы, поскольку мы находимся на передовой этой войны», — заявил коммерческий директор «Нафтогаза».

Также, по словам Юрия Витренко, потери Украины от прекращения транзита в размере 3% ВВП даже больше, чем Россия теряет от действия западных санкций.

«А Украина потеряет из-за потери транзита более 3% ВВП. Поэтому никому не будет понятно, если какая-либо европейская страна будет поддерживать Россию в экономической войне против Украины. Я не понимаю, как, например, ответственные политики в Европе будут смотреть в глаза своим избирателям и другим международным партнерам, когда те будут понимать, что своими руками они просто помогли задушить Украину и стремление Украины стать частью европейского свободного мира», — считает Витренко.

Он отмечает, что сейчас друзья Украины в Еврокомиссии настаивают на урегулировании вопроса «Северного потока-2» с условиями Третьего энергопакета. Однако, по словам экспертов, шансов на то, что Еврокомиссия заблокирует строительство второй ветки «Северного потока», почти нет.

По словам заместителя главы парламентского комитета по иностранным делам Владимира Арьева, у Украины  сейчас есть два варианта. «Или США действительно вводят санкции против тех, кто принимает участие в этом проекте. Я очень надеюсь, что в ближайшее время в Конгресс будут внесены законодательные акты, которые предусматривают соответствующие санкции. Или второй вариант — все остается так, как есть. Нам тоже нужно принимать во внимание этот «план Б», что так или иначе «Северный поток-2» будет достроен. В этом случае я считаю, что Украина должна требовать многостороннего серьезного переговорного процесса относительно гарантий по транзиту через территорию Украины. И не таких, как гарантии Будапештского меморандума», — подвел итог нардеп.

Как известно, газопровод «Северный поток-2» должен пройти через Балтийское море, соединив поставщиков в России с потребителями в Европе, его длина будет составлять свыше 1,2 тыс. км. Предусматривается, что пропускная способность газопровода будет составлять 55 млрд кубометров газа в год. Стоимость проекта оценивается почти в 10 млрд евро.

При этом компания Nord Stream 2 разработала маршрут газопровода в обход Дании.  Поскольку Дания осталась единственной страной, которая еще не выдала разрешение на строительство «Северного потока-2». Тогда как такие разрешения уже выдали Германия, Швеция и Финляндия.

Украина выступает против этого строительства и называет его политически мотивированным. В качестве альтернативы предлагает ЕС создать консорциум с привлечением европейских компаний для управления имеющимся эффективным маршрутом транспортировки через Украину. Однако в Германии идею отвергают и считают проект «Северный поток-2» сугубо экономическим.

Между тем в США уже поданы на рассмотрение пять законопроектов, которые внедряют санкции против России из-за  «Северного потока-2». Компании, которые задействованы в строительстве газопровода, рискуют попасть под санкции США. «США выступают против  «Северного потока-2» из-за его угрозы украинскому суверенитету, европейской энергетической безопасности, безопасности Балтийского моря и того, как он может распространять российское влияние и коррупционные практики в самом сердце ЕС. Мы действуем вместе с ЕС в решении глобальных вызовов, поэтому нам нужно противостоять угрозам национальной безопасности, которые могут подорвать нашу способность отвечать на эти глобальные вызовы», —  комментирует советник по вопросам европейской энергетической безопасности Госдепа США Бенджамин Шмитт. По его словам, вполне очевидно, что «Северный поток-2» — политический проект.

«Если вы посмотрите на пропускную способность этого трубопровода для поставок газа в Германию и дальше на запад, это всего лишь 9,9 млрд кубов из максимум 55 млрд кубов. Весь другой получаемый газ — 45,1 млрд кубов пойдет через Чехию в Австрию, которая, между прочим, является конечной точкой сегодняшнего украинского транспортного маршрута. Поэтому технический дизайн проекта предназначен для сокращения или прекращения транзита газа через Украину в сочетании с таким же проектом «Турецкого потока», — подчеркивает Шмитт.

«Северный поток-2» — это часть гибридной агрессии России», —  заявил в Совете на круглом столе «Остановить Северный поток-2: миссия Украины» президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил ГОНЧАР. В интервью «Дню» эксперт объяснил, что Россия на самом деле экспортирует по «газовым трубам» — политическую коррупцию, раздор и... войну.  Детали — прямой речью:


ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

— Украина и США будут стоять на своем. «Северный поток-2» не просто не выгоден и не нужен ЕС, но еще и вреден и опасен.

Одна из ключевых вещей, которая прозвучала на круглом столе в Верховной Раде Украины, это то, что данный проект нужно рассматривать в безопасностной системе координат, а не только в контексте энергетической безопасности.

Много написано и наговорено, что это лишь ухудшает энергетическую безопасность Европы. Но в безопасностном контексте в широком измерении, в частности военной безопасности. Когда американцы выдвинули подозрение, что Россия может использовать нить газопровода в военных целях, то мы с коллегами  в своем исследовании «Газовые потоки двойного назначения. Как Россия хочет получить преимущество над НАТО» доказали, что это не просто может быть, а будет. Потому что Россия так делает уже на Черном море — использует гражданскую инфраструктуру в военных целях.

Что касается представителя посольства Германии, который присутствовал на круглом столе, то он привел стандартные аргументы, которые многократно немецкая сторона повторяет. Суть полностью известна — это исключительно бизнесовый проект, и нет такого закона в Германии, на основе которого можно было бы запретить его реализацию. За что был подвергнут сокрушительной критике со стороны Юрия Витренко (заместитель главы НАК «Нафтогаз») и народного депутата Владимира Арьева. Но понятно, что немецкая сторона осталась при своем мнении.

— В чем логика? Вы говорите, что с коллегами-экспертами доказали, что Россия точно использует гражданскую инфраструктуру в военных целях. Почему Германия так подставляется?

— Почему немцы попадают в российскую ловушку? Они смотрят на него как на бизнес-проект. Любые аргументы можно приводить, но они их не воспринимают. Конечно, это лукавая позиция.

«РОССИЯ ИСПОЛЬЗУЕТ В КАЧЕСТВЕ ОРУЖИЯ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЕТ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

— То есть они все же притворяются  наивными?

— Для большинства, в том числе европейских политиков, эта логика          — это естественный «немецкий подход». Если у вас на столе лежит нож для нарезки хлеба, то для немцев  этот нож больше ни для чего другого не предназначен. И то, что этим ножом можно убить человека, они отвергают, ведь это же не кинжал.

У россиян гибридная стратегия как раз предусматривает использовать в военных целях то, что не имеет военного назначения.

— В этом, в принципе, и заключается суть гибридной войны.

—  Россия много лет усиленно работает над новационными методами ведения войны невоенными средствами.  «Газовые войны» 2006, 2009 годов из той же оперы, когда газ используется в качестве оружия.

Немцы наивно могут думать, что Россия могла себе позволить такое поведение с бывшими республиками Советского Союза — Украиной, Грузией, Беларусью —  а вот с ними — цивилизованными и богатыми — она так не может поступить, «потому что мы платим деньги, а россияне деньги любят и они им нужны».

Мы же говорим немцам — это лишь вопрос времени, когда Россия вас выпотрошит. Ведь они увеличивают вашу зависимость от них. И они воспользуются этим тогда, когда займут доминирующее положение на вашем рынке природного газа. И тогда блокируют вам любые альтернативные источники поставок газа. При этом параллельно с тем как будет увеличиваться экспорт газа в Германию, будет увеличиваться экспорт коррупции в тамошнюю большую политику.  И вот когда в Кремле увидят, что эффект от «шредеразиции» всей Германии уже достаточен, чтобы продиктовать официальному Берлину тот политический курс, который нужен Москве,  они это сделают.

Мы уже видим, что Россия серьезно продвинулась в реализации этого сценария. Немецкие политики все больше занимают пророссийскую и антиамериканскую позицию, что разрушает трансатлантическую солидарность.

«Северный поток-2» — это не только риск военной угрозы в Европе, но и фактор существенного поднятия коррупциегенности.

РОССИЯ РАСКАЛЫВАЕТ ЕВРОПУ РУКАМИ САМИХ ЖЕ ЕВРОПЕЙЦЕВ

—  На круглом столе, о котором мы говорим, в принципе удалось зафиксировать, кто есть кто на этом этапе противостояния. По вашему мнению, достаточно ли альянса Украина — США, чтобы противостоять российско-немецкой газовой дружбе, которая — как вы с коллегами прогнозируете — угрожает Европе расколом и даже военной агрессией?

— Первое, я бы хотел отметить, что фронт сопротивления шире, чем мы себе представляем. Британия после «дела Скрипалей» перешла в число оппонентов «Северного потока-2». Польша противостоит этому проекту не менее активно, чем Украина. В целом можем говорить о 16 странах — членах ЕС, которые против газопровода «Северный поток-2». Большинство из них, конечно, занимают пассивную позицию: заявили, что не согласны, но активного сопротивления не оказывают.

Достаточно ли у нас сил, чтобы победить? Ответить сложно. Ведь мы видим, что даже потенциала европейских институтов оказалось не достаточно, чтобы этот проект остановить. Притом, что Европейский парламент — единственный европейский институт, который всегда занимал негативную позицию по проекту «Северный поток-2», а Европейская комиссия тоже заявляла, что не поддерживает, они ничего не смогли сделать, и под немецким давлением спасовали.

— Это тревожный сигнал для Евросоюза.

—  Практически не реализовав «Северный поток-2», Россия уже добилась важной для нее задачи — углубления раскола и в Евроатлантическом формате и в ЕС-овском.

Причем этот раскол сделан руками самих европейцев.

Сработал «немецкий фактор». Германия и Австрия  сыграли ключевую роль в «действе». Ведь читатель может заметить, что эти две европейские страны в настоящий момент даже более активны в продвижении «Северного потока-2», чем сама Россия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать