Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сигналы Европы

Как эксперты оценивают заявления Эммануэля Макрона о необходимости «стратегической дискуссии» с РФ и намерении комиссара Совета Европы посетить оккупированный Крым?
14 июня, 11:59
ФОТО REUTERS

На днях президент Франции Эммануэль Макрон сделал заявление о будущем отношений с Россией. В интервью швейцарскому общественному телеканалу RTS он сказал: «Мы должны продолжать диалог с Россией».

«Европе, в этом многостороннем порядке, который я защищаю, необходимо отстроить новую грамматику доверия и безопасности с Россией и она не должна идти исключительно через НАТО», — отметил французский президент, слова которого цитирует L’Obs. При этом об аннексии Крыма Россией он заявил: «Существовал военный жест, мы не можем действовать так, как будто ничего не случилось». По его словам, «без четкого и ощутимого прогресса в минском процессе не может быть реформирования G8», то есть возвращение России в клуб восьми наиболее развитых стран мира, из которого она была исключена после аннексии Крыма. «Но должна быть стратегическая дискуссия. Именно поэтому на этой неделе у меня будет новая длинная плодотворная дискуссия с Владимиром Путиным в качестве президента Франции и G7», — подчеркнул лидер. Он также добавил, что «у нас есть расхождения, но мы работаем вместе», и «было бы неправильно оставить России вернуться в Китай».

Стоит напомнить, что вскоре планируется визит новоизбранного Президента Владимира Зеленского в Париж и его встреча с президентом Франции Эммануэлем Макроном, эту информацию подтвердил во время визита в Киев глава МИД Жан-Ив Ле Дриан.

Между тем в российском МИД сообщили о том, что комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович намеревается посетить аннексированный Крым. В ведомстве подтвердили «достигнутую договоренность относительно поездки Комиссара СЕ по правам человека Дуни Миятович в Крым 7-11 октября э.г.». «В связи с некоторыми заявлениями, которые распространяются в СМИ и в интернете относительно моего визита в Крым, я хотела бы отметить, что я действительно планирую поехать в Крым, но пока это еще нужно подтвердить. Есть много вопросов, которые необходимо уточнить, чтобы я могла заниматься правозащитной деятельностью на полуострове», — заявила Миятович, цитирует Радио Свобода ее пресс-службу.

В пресс-службе МИД Украины прокомментировали российские заявления, отметив, что визит и мониторинг ситуации с правами человека в Крыму и Севастополе — «это вопрос, который украинская сторона поднимает не первый год», более того — Киев настаивал на проведении таких визитов на регулярной основе. Там отметили, что важным является «четкое согласование с украинской стороной параметров и программы такого визита», а роль России в этом процессе «ограничивается исключительно ее обязанностями как государства-оккупанта». «Попытки российской стороны «выменять» возвращение ее делегации в Ассамблею на визит Комиссара по правам человека являются циничной попыткой избежать ответственности в Совете Европы за совершенные ею международные преступления и системные нарушения прав человека на оккупированных территориях», — подчеркнули в министерстве.

Напомним, что на прошлой неделе регламентный комитет ПАСЕ, фактически, предпринял шаг навстречу возвращению России в зал заседаний Парламентской Ассамблеи, одобрив проект доклада и текст резолюции, которая может усложнить наложение санкций на Россию («Опасные уступки Европы», «День» № 96 за 4 июня 2019 года).

Мы обратились к экспертам с просьбой прокомментировать, что означают заявления Эммануэля Макрона о диалоге, намерение Дуни Миятович посетить Крымский полуостров, аннексированный в 2014 году Россией, и главное — как стоит действовать Украине, чтобы противостоять попыткам Запада смягчить риторику относительно России:

«РОССИЯ ДАВНО И НЕОТВРАТИМО ПОТЕРЯЛА ДОВЕРИЕ ЗАПАДНЫХ СТРАН»

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Центра «Новая Европа»:

— Россия никогда не прекращала попытки наладить сотрудничество с западными странами. При этом есть действительно немало политиков, которые отстаивают стремление Москвы возобновить диалог разными способами. Впрочем, я все же отметил бы, что речь идет об отдельных политиках. Правящие правительства ключевых стран Запада неоспоримо поддерживают Украину, признают нарушение Россией международного права. Когда кое-кто из западных лидеров говорит о сотрудничестве с Россией, то это скорее дань дипломатическим рамкам. Поэтому и видим заявления вроде: «Мы заинтересованы в возобновлении партнерства с Россией, но...» И здесь главное, что идет после этого «но».

Россия давно и неотвратимо потеряла доверие западных стран. Взгляните на все итоговые коммюнике стран «G7», начиная с 2014 года. Один из важных индикаторов недоверия к России — это само исключение из этой группы. Санкции против России продолжаются. Перечень вопросов, относительно которых между Западом и Россией существуют непримиримые позиции, лишь расширяется. За последние пять лет возникали сотни моментов, когда казалось, что западные лидеры пойдут на определенные договоренности с Москвой. Все они оказались безосновательными. Вероятно, не в последнюю очередь из-за бдительности самой Украины, которая всегда остро реагировала на попытки западных партнеров достичь взаимопонимания с российской верхушкой в нарушение международного права.

Не стоит забывать, что Москва временами инициирует капканные мероприятия, в которые втягивает западных политиков для того, чтобы показать украинцам «изменчивый Запад». Поэтому здесь важно тоже различать, где спецоперация России для сеяния паники, дискредитации Запада; где недальновидность отдельных западных политиков; а где имеет место стратегическое изменение подходов.

Я бы теперь о последнем этапе не говорил — я не вижу стратегического изменения подходов: спецоперации вижу; недальновидных, часто коррумпированных политиков западных стран, которые подыгрывают России, вижу, но не изменение стратегической линии.

Главный вывод: такое изменение может произойти, если сама Украина это допустит — или из-за нехватки диалога с западными коллегами; или из-за недемократических трендов в самой Украине; или из-за собственных договоренностей с Россией, которые могут стать неприятным сюрпризом для мира.

Что касается ПАСЕ. Украина действует абсолютно правильно; решительно убеждает партнеров о недопустимости возобновления прав российской делегации. Это серьезный тест для Европы.

Что касается Миятович. Нужно понимать цель ее визита в Крым — если это согласовано с украинским правительством, есть соответствующий мандат, то я не видел бы проблемы. Оккупационная власть катастрофически нарушает права граждан на полуострове, игнорирует любые официальные призывы ООН, Совета Европы. Если Миятович прибудет в Крым для выполнения соответствующих резолюций международных организаций, с разрешения правительства Украины, в соответствии с законодательством Украины — это одна ситуация. Однако появление этой информации через российские источники подталкивает к мысли, что речь идет об определенной провокации. Стоит подождать объяснений.

«ФРАНЦИЯ ДЕРЖИТСЯ КУРСА, ОДНОЙ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗНАНИЕ РОССИИ»

Юрий КОЧУБЕЙ, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины во Франции (1992—1997 гг.):

— Франция относительно России имеет очень сложный психологический комплекс. Он начался с древних времен, еще с периода создания Антанты. Они забывают, что происходит развитие, что Россия изменяется, как, возможно, изменяется и Франция. Но Франция не меняется в такой мере, как Россия, которая пережила периоды ленинизма, сталинизма и так далее. А Франция в основном имеет крепкие государственные институты и держится определенного курса, одной из особенностей которого является незнание России и попытки иметь союзника на Востоке.

Вот в этом и заключается такая нестабильная позиция французского правительства относительно политики России. Им трудно понять наши реалии, и потому мы должны максимально увеличивать наши усилия для того, чтобы рассказывать, что Украина — это не провинция России, что украинцы — это самобытный народ, который наконец получил себе какое-то государственное существование, хочет его развивать и надеется на помощь Франции, к которой наш народ всегда относился очень дружественно.

А что касается визита Владимира Зеленского во Францию, то считаю, что он должен приехать, как говорят, не с пустыми карманами. Он должен предложить участие Украины в общеевропейской системе безопасности и добиваться, чтобы Франция поддержала нас в нашем желании вступить в ЕС и НАТО, потому что это в интересах самой Франции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать