Трамп на перепутье
Почему президент США в ежегодном обращении к Конгрессу призвал партии к единству5 января, президент США Дональд Трамп второй раз обратился к Конгрессу с ежегодной речью о положении дел в государстве (State of the Union). В этом году событие, сначала запланированное на 29 января, пришлось перенести из-за самого длинного в истории страны «шатдауна» (прекращение работы государственных учреждений из-за отсутствия финансирования), который удалось приостановить до 15 февраля только благодаря принятию переходного бюджета.
«Мы собрались сегодня в момент неограниченного потенциала. В то время, как начинает работу новый Конгресс, я стою здесь, готовый к работе с вами, чтобы достичь исторического прорыва для всех американцев», — такими словами президент начал выступление, отметив, что миллионы граждан ожидают, что они будут управлять не как две партии, а как одна нация.
Дональд Трамп, как обычно, отметил, что в течение двух прошлых лет его администрация двигалась с «настойчивостью и исторической скоростью», чтобы противостоять проблемам, которыми пренебрегали лидеры обеих партий в течение многих десятилетий. «Мы создали 5,3 млн новых рабочих мест, и что важно, добавили 600 тыс. новых производственных рабочих мест», — отметил он, добавив, что экономика страны процветает, как никогда раньше. «В Соединенных Штатах происходит экономическое чудо, и единственная вещь, которая может остановить его, это бессмыслица войны, политика или смехотворные однопартийные расследования», — сказал он, очевидно, имея в виду расследование спецпрокурора Роберта Мюллера относительно возможного вмешательства РФ в президентские выборы 2017 года.
«В то время, как мы говорим, организованные караваны двигаются в США», — сказал он, подтвердив намерение построить стену на границе с Мексикой, которая будет стоить бюджету 5,7 млрд долларов. «Мы имеем моральный долг создать иммиграционную систему, которая защищает жизнь и рабочие места наших граждан. Это включает наше обязательство перед миллионами иммигрантов, которые живут здесь сегодня, которые придерживаются правил и уважают наши законы», — добавил глава Белого Дома.
Что касается актуальной ныне темы приостановки участия США и России в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), он подчеркнул, что в то время как Вашингтон придерживался условий документа, Москва их постоянно нарушала. «Возможно, мы сможем договориться о другом соглашении, добавив Китай и других, или, возможно, нет — в этом случае мы намного обойдем других по уровню расходов и инноваций», — отметил он.
Следующая встреча лидера Северной Кореи Ким Чен Ына с американским президентом состоится 27 и 28 февраля во Вьетнаме, объявил Трамп. Он объяснил, что американские заложники вернулись домой, ядерные испытания прекратились, и запусков ядерных ракет не было уже в течение 15 месяцев. «Если бы я не был избран президентом США, по-моему, мы сейчас были бы в большой войне с Северной Кореей», — подчеркнул он.
В связи с событиями в Венесуэле президент напомнил, что Вашингтон официально признал временным президентом страны Хауна Гуайдо и сказал: «Мы осуждаем жестокость режима Мадуро, чья социалистическая политика превратила самую богатую в Южной Америке нацию в государство крайней бедности и отчаяния».
Коснулся президент и темы анонсированного им выведения американских войск из Сирии и сокращения контингента в Афганистане. «Великие нации не ведут бесконечные войны», — заявил он. По его словам, два года назад «Исламское государство» контролировало 20 тыс. квадратных миль в Ираке и Сирии, а теперь эти территории практически освобождены.
В своей речи Трамп уделил особое внимание женщинам. Он отметил, что они занимают 58% рабочих мест, созданных в прошлом году, а в этом году количество женщин в Конгрессе больше, чем когда-либо.
РЕАКЦИИ
The New York Times пишет, что речь Трампа была преисполнена патриотизма и убеждительности и колебалась между двумя настроениями — «боевым и примирительным», что указывает на то, что президент находится на перепутье перед неопределенным 2019 годом.
Politico называет речь Трампа «каскадом риторических отрывков», которые иногда противоречили друг другу.
«Речь была в равной степени, на удивление, двухпартийной и глубоко противоречивой — отображала глубокие противоречия, которые лежат в основе его президентства... Это был старинный Трамп — во всех его несоответствии, непредсказуемости, преувеличении и случайных моментах неожиданной утонченности», — говорится в статье на сайте CNN.
«РИТОРИКА СТАЛА БОЛЕЕ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ»
Александр ЦВЕТКОВ, американист, профессор Киевского университета имени Бориса Гринченко:
— Эту речь с интересом ждали как внутри страны, так и во всем мире. Это объясняется тем, что, во-первых, послание президента США к обеим палатам Конгресса всегда носят программный характер — это взгляд на год-два наперед, до конца каденции администрации относительно наиболее весомых задач для внутренней и внешней политики страны. А во-вторых, ситуация сейчас вовсе не похожа на ту, когда происходило предыдущее послание президента, она связана с результатами промежуточных выборов в США, согласно которым в нижней палате Конгресса большинство составляют представители Демократической партии. Поэтому события накануне как раз засвидетельствовали принципиальный характер противостояния между двумя партиями и Администрацией относительно ряда инициативных шагов президента и их финансирования.
Сама речь носила рассудительный характер, звучали призывы к двум партиям объединиться в выполнении главных задач, которые, по мнению президента, появляются перед страной. В обращении президента к одному из главных вопросов — строительству стены на границе с Мексикой — было больше призыва, а не ультимативного характера, как это звучало еще буквально накануне. Были также взвешенные подходы и призывы к развитию инфраструктуры внутри страны, решению социальных вопросов, таких как медицинские услуги и обеспечение медицинскими препаратами. Это не могло не указывать на желание президента сбалансировать вопросы, которые появляются перед Демократической партией, и те, которыми ориентируются республиканцы.
Относительно внешнеполитических инициатив, то аудитория своей реакцией указала на то, что паллиативные шаги администрации с точки зрения сокращения и выведения войск из Афганистана и Сирии воспринимаются, если это не будет мешать стратегическим целям США в регионе. То есть эта сбалансированная позиция поддерживалась обеими партийными ячейками.
Что касается обращения Трампа к договору о ликвидации РСМД, то это вопрос общего интереса в мире. Если отказываться от режима сокращения ракет средней и меньшей дальности, существует угроза усиления гонки вооружений во всем мире. Позиция Америки заключалась в том, что она не может не обращать внимание на нарушение этого режима со стороны России и на новые шаги в вооружении со стороны Китая. Поэтому Конгресс своим отношением поддержал, что Америка не может проигрывать в соревнованиях с Россией и новыми актерами на этом поле, основным из которых является Китай. То, что он в выступлении не акцентировал особенно внимание на роли России, связывается с тем, что позиция администрации заключается в том, чтобы не разворачивать этот вопрос через острую проблему вмешательства России в американские выборы.
Риторика Трампа стала более примирительной, потому что изменились условия, ведь «шатдаун» в течение рекордных 35 дней засвидетельствовал, что силовыми средствами теперь нельзя достичь результатов во внутренней политической жизни США. Для финансирования всех шагов правительства нужна поддержка обеих палат, и особенно двух партий в нижней палате. А чтобы достичь этой поддержки, нужен более паллиативный тон согласования к компромиссам. Скорее всего, критической датой будет 15 февраля, когда будет решаться вопрос финансирования стены.
«ОН НЕ ИДЕТ НА КОМПРОМИССЫ. ЕГО ИНСТИНКТ — ЭТО АТАКОВАТЬ»
Питер ЗАЛМАЕВ, директор «Евразийской демократической инициативы»:
— Трамп пытался в своей речи призвать к единству всего политикума и огласить тезы, которые бы объединяли и республиканцев, и демократов, учитывая, что он одержал неоспоримое фиаско с «шатдауном». Это вылилось ему в еще большее падение рейтингов. Часть республиканцев в Сенате обозлилась на него, уже устраивают ему демарши на внешнеполитическом фронте, в частности отказываясь поддержать его идею о выводе войск из Сирии. Явно, что Трамп потерял политические очки. Все надеялись, что будет какой-то поворот или попытка примирения. Зная Дональд Трампа, у меня такой надежды не было, и действительно, несмотря на определенные заезженные фразы о единстве, мощи Америки, мы увидели старого доброго Трампа, который пытался запугивать мифическими караванами мигрантов из Латинской Америки, призывал к строительству стены и в очередной раз выдвинул ультиматум, что так или иначе стена будет построена.
Но эта речь не добавила единства американскому политикуму. Дональд Трамп еще раз подтвердил всем известный о себе факт, что он не идет на компромиссы, а если идет, то уже после самой крайней ситуации. Его инстинкт — это атаковать, воевать и т.д.
Также одним из самых ярких было заявление Трампа о том, что мы не можем издавать законы в стране, когда продолжаются всякие политические расследования, намекая на расследование Мюллера. То есть президент продолжает утверждать, что никакого сговора не было и что расследование Мюллера — не более, чем политическая охота за ведьмами. Так что я ничего нового от Дональда Трампа не услышал.
Что касается заявления касательно договора о ликвидации РСМД, то как бы прискорбно это не звучало, этот выход может быть выгоден для обеих сторон. У Дональда Трампа один из существеннейших компонентов поддержки — это Пентагон и военный сектор. То есть при любом таком выходе бюджеты военной махины увеличиваются, военные всегда такое приветствуют. А Россия уже давно хочет выйти из договора и это всячески провоцирует. И я уверен, что львиная доля ответственности за расторжение договора лежит на путинской России. Понятно, что Путин сам в этом заинтересован. Вынужден констатировать, что обе стороны, по крайней мере, правящая верхушка, заинтересованы в новом витке вооружения.
Касательно его заявления о Северной Корее, то, как Трамп говорит, одна из главных заслуг его президентства заключается в том, что он нащупал какие-то точки соприкосновения с Северной Кореей. В своей речи он намекнул, что если бы выиграла Хилари Клинтон и у власти остались демократы, Америка бы уже была бы втянута в войну с Северной Кореей, и именно благодаря ему это не произошло. Я с этим не согласен. Но Трамп заинтересован в муссировании это темы, пообещал к концу месяца новый саммит с Ким Чен Ыном. Любые подобные дипломатические шаги являются, как воздух, важным для него механизмом отвлечения внимания от Мюллера, низкого рейтинга, попытки его поднять и т. д. Это избитый прием не только Трампа, но и всех американских президентов, политиков в целом — повышать градус на внешнеполитическом фронте с тем, чтобы отвлекать от собственных невзгод на внутриполитическом. Я вполне уверен, что, за оставшиеся два года президентства Трампа (если он их дослужит), кроме Северной Кореи, можно ожидать и других подобных демаршей, возможно даже коротких победоносных воен.
Выпуск газеты №:
№22, (2019)Section
День Планеты