Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тролли и вагнеровцы осиротели, а Африка – нет

Путин озвучил программу возвращения России на «черный континент», чтобы завоевать там позиции, какие имел СССР в середине 80-х годов?
29 октября, 18:27
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Скоро месяц, как исчез скандально известный «кремлевский повар» Евгений Пригожин. Его никто не видел и не слышал, по крайней мере, из тех людей, чьи слова заслуживали бы доверия. Напомню, что 11 октября в Демократической Республике Конго разбился самолет АН-72 конголезского президента. На нем будто бы находились 8 человек, в том числе двое русских летчиков, но президента Конго на нем точно не было. Якобы он ожидал высокопоставленного пассажира самолета в Киншасе, но не дождался. А Пригожин как раз перед этой катастрофой собирался в Африку и должен был посетить ДРК, а, начиная с 11 октября, перестал выходить на связь, что подтвердили журналистам сотрудники его компании «Конкорд», которой принадлежит и пресловутая «фабрика троллей». Пресс-служба этой компании в ответ на журналистский запрос сообщила, что ей неизвестно, находился ли Евгений Викторович на борту разбившегося самолета, но некоторое время спустя удалила пост с ответом. И с тех пор никому не удалось увидеть или услышать Пригожина и зафиксировать это с помощью видео— или аудио— средств. Бизнесмена ждали на саммите Россия — Африка в Сочи. Но и там ни журналисты, ни бизнесмены его не обнаружили, хотя его африканские связи и пристрастие фотографироваться с африканскими лидерами секретом никогда не были.

А те опровержения смерти Пригожина, которые были сделаны за это время со ссылками на анонимных друзей бизнесмена, способны были только усилить беспокойство о его судьбе. Будто бы Евгений Викторович на время удалился от дел, чтобы зависнуть в сауне с девочками. Причина вроде как для долларового мультимиллионера уважительная, но какое здоровье надо иметь, чтобы почти месяц непрерывно «зажигать» с девицами с пониженной социальной ответственностью! Ведь Евгению Викторовичу уже 58 лет, 9 из которых он провел в местах не столь отдаленных, что вряд ли благотворно сказалось на его здоровье. И вообще-то крупный бизнесмен, если распространяются слухи о его смерти, всегда заинтересован в скорейшем их опровержении. Если, конечно, он действительно не умер или не пустился в бега от кредиторов или судебного преследования. Ну, учитывая близость Пригожина к Путину, пуститься в бега «кремлевскому повару» никто бы не позволил. Поэтому остается лишь очень небольшой набор вариантов его судьбы.

Вскоре после исчезновения Пригожина высказывались самые невероятные предположения. Говорили, например, что его похитили (или убили) американцы или инопланетяне. Думаю, что вероятность обеих версий примерно одинаковая. Немного более вероятным выглядит предположение, что Евгений Викторович решил заключить сделку с американским правосудием и в обмен на отказ от уголовного преследования (или на сравнительно небольшой срок отсидки — ему не привыкать) рассказать все-все ведомые ему кремлевские тайны. Что ж, можно представить себе, как Пригожин дает показания в американском суде о ЧВК Вагнера, о «фабрике троллей», о российском вмешательстве в американские выборы и о многих других интересных вещах, завершая свои показания сакраментальным: «А я что? Я только приказы выполнял. Вот Путин, Медведев, Шойгу — это настоящие злодеи!» Возникает только один вопрос: а зачем все это Евгению Викторовичу нужно? Ведь практически все активы у него в России, а те, которые не в России, напрямую связаны с российскими государственными проектами, и сохранить контроль над ними в случае бегства из России он не сможет. Можно допустить, что несколько десятков миллионов долларов и евро у Пригожина лежит в иностранных банках на черный день.

Но американская юстиция вряд ли оставит Евгению Викторовичу столь солидные суммы, нажитые явно неправедным путем. В лучшем случае дадут несколько миллионов долларов на дожитие. Обещать-то американцы могут многое, но кто же будет исполнять обещанное, если бизнесмен окажется полностью в американских руках. Конечно, при большом желании можно прожить в Америке, в рамках программы защиты свидетелей, и на какой-нибудь скромный, по пригожинским меркам, доход тысяч в сто долларов в год, но это явно не то, о чем ему мечталось. И пойти на бегство в Америку Пригожин мог бы только в том случае, если бы в России существовала реальная угроза его жизни, и он бы эту угрозу осознавал. Однако, учитывая близость бизнесмена к Путину и характер тех в высшей степени деликатных дел, которыми он при президенте занимается, никакая опала Евгению Викторовичу не грозит. Если Владимир Владимирович решит, что больше в его услугах не нуждается, то сразу же отдаст приказ о ликвидации «кремлевского повара», никак не демонстрируя бизнесмену своего нерасположения. Поэтому шансов догадаться о грозящей опасности у Пригожина практически нет.

Можно также предположить, что находящегося под санкциями и угрозой международного уголовного преследования бизнесмена постарались спрятать. Но такой вариант кажется маловероятным. Разумеется, можно сменить Пригожину фамилию и даже имя и отчество, а заодно сделать пластическую операцию. Однако по характеру своей деятельности ему постоянно приходится ездить по миру, а в международных базах наверняка есть его отпечатки пальцев, так что секрет вскоре раскроется. Конечно, можно спрятать Пригожина от посторонних глаз, не выпускать его за пределы России, а поселить где-нибудь на заимке в глухой тайге. Можно даже построить ему там сауну с девочками. Но вряд ли Евгений Викторович будет в восторге от такой жизни. И, главное, зачем такой Пригожин, которого приходится прятать от всего мира, нужен будет Путину? Тогда его проще было бы ликвидировать физически.

Пока что наиболее вероятной версией исчезновения Пригожина является его гибель в авиакатастрофе в ДРК 11 октября. Остается вопрос, была ли она случайной, или самолету помогли разбиться. Боюсь, что ответ на этот вопрос мы получим не скоро, если вообще когда-либо получим. Известно, что в Африке самолеты бьются часто, и виной тому как низкое качество обслуживания машин наземным персоналом, так и достаточно сложный для полетов в ряде случаев рельеф местности (Демократическая Республика Конго — как раз тот случай). Поэтому самолет, на борту которого мог находиться Евгений Пригожин, вполне был способен разбиться и без какого-либо целенаправленного вмешательства. Но нельзя исключить, что Евгению Викторовичу все же помогли отправиться в лучший из миров. Уж очень он был сильно засвечен на Западе, для которого стал чрезвычайно одиозной фигурой. С другой стороны, в ближнем круге Путина Пригожин был единственным человеком с уголовным прошлым и занимавшимся такими делами, за которые за пределами России ему грозило серьезное уголовное наказание.

Таким другом при необходимости и пожертвовать можно было в первую очередь. Тем более, что и к вагнеровцам, и к «фабрике троллей» Евгений Викторович имел отношение только в плане их финансирования. Он не является специалистом ни по ведению боевых действий, ни по ведению информационной войны, этим совсем другие люди занимаются. Поэтому заменить его можно в считанные дни или даже часы. К тому же с вагнеровцами становится все хуже и хуже. Американцы и их союзники, похоже, объявили им настоящую войну, о чем свидетельствует уничтожение роты вагнеровцев под Триполи в Ливии в начале сентября, осуществленное, по всей вероятности, турецкой авиацией с помощью американских средств радиоэлектронной борьбы. Замечу, что точно так же, как вагнеровцев, американцы и турки при желании могли бы уничтожить и всю армию фельдмаршала Хафтара, наступающую на Триполи. Однако они этого не делают, чтобы не создавать вакуум силы в Восточной Ливии, который могло бы заполнить какое-нибудь новое «Исламское государство», и наносят войскам Хафтара лишь такой урон, который не позволяет им развивать наступление на Триполи. А вот с российским ЧВК США и их союзники воюют на уничтожение.

В то же время, и в странах Африки южнее Сахары, где вагнеровцам до последнего времени было вольготно, нужда в их услугах тоже пропадает. Россия сейчас, после саммита в Сочи, берет курс на создание в африканских странах официальных военных баз. И якобы уже пять государств согласились такие базы у себя разместить. Туда вполне можно посылать регулярные войска, не маскируя их под ЧВК, которые для Запада стали как красная тряпка для быка. И вполне возможно, что этот раздражитель уберут, и ЧВК Вагнера и другие российские ЧВК в скором времени прекратят свое существование. Часть бойцов уволят с приличным выходным пособием. А другую вольют в регулярный спецназ и отправят в ту же Африку.

Отсутствие одиозного Пригожина на саммите в Сочи, куда он так хотел попасть, тоже было на руку Путину. Здесь российский президент по сути озвучил программу возвращения России на Африканский континент, чтобы завоевать там примерно те же позиции, какие имел Советский Союз в середине 80-х годов. Но здесь, прямо скажем, больше понтов, чем реальных возможностей обрести реальное долговременное влияние. Сейчас годовой объем торговли России с Африкой составляет около 3 млрд долларов, тогда как у Китая — 56 млрд и у США — 27 млрд. Россия поставляет в Африку в первую очередь вооружения, а также продовольствие и промышленное оборудование. При этом торговать приходится на российские же кредиты. Почти все режимы в Африке, за исключением Туниса, — в большей или меньшей степени авторитарные. Они привыкли получать, но не привыкли отдавать. И влияние на них патрона существует до тех пор, пока он готов платить. А в этом плане возможностей у России значительно меньше, чем было у СССР.

Накануне саммита Путин широким жестом простил африканские долги на 20 млрд. долларов, накопившиеся за последние пять лет. При этом на саммите и сопровождавшем его бизнес-форуме было подписано контрактов, соглашений и меморандумов на сумму более 800 млрд. рублей, т. е. около 12,5 млрд долларов. Не исключено, что большую часть этой суммы через несколько лет опять придется списывать. Взамен Путин рассчитывает получить для российских компаний, так или иначе связанных с государством, возможность инвестировать и получать прибыль в Африке за счет добычи энергоносителей, алмазов, золота, платины и других полезных ископаемых. Получается, что за списание африканских долгов расплачиваются все российские налогоплательщики, а дивиденды от инвестиций будет получать узкий круг лиц, связанных с Путиным.

Пригожина нет, а компании его живут. Вот «Московский школьник», поставляющий школьные завтраки, только что отсудил у ФБК, Навального и Соболь 88 млн. рублей, якобы за недостоверную информацию о низком качестве завтраков и связанных с этим отравлениях. И вполне возможно, что о смерти «кремлевского повара» не объявляют потому, что так легче будет спрятать в тени новых распорядителей его компаний, которые продолжат финансировать и «фабрику троллей», и авантюры в Африке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать