Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Воспоминание об Отто фон Габсбурге

11 июля, 19:58
СНИМОК СДЕЛАНО В 1968 ГОДУ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ БОГДАНА ГАВРИЛИШИНА И ОТТО ФОН ГАБСБУРГА В РИМЕ (СЛЕВА БОГДАН ГАВРИЛИШИН, СПРАВА ОТТО ФОН ГАБСБУРГ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Меня с юных лет интересовала Австро-Венгерская империя, потому что у нас на кухне висел портрет императора Франца-Иосифа. Когда я на шестом году жизни спросил отца, почему он тот портрет хранит, он ответил, что это государство было куда лучше, чем Польская Республика. Он объяснил, что в этой империи не было намерения денационализировать или ассимилировать разные нации, этнические группы. Она позволяла сохранение языков и культур разных народов, имела компетентную и честную администрацию. Это все было почти противоположно тому, чем было и что делало Польское государство с 1918 по 1939 годы. Оно, наоборот, хотело ассимилировать украинцев, мешало работе украинских общественных организаций, арестовывало украинских националистов, даже сжигало украинские церкви на Волыни.

Для меня встреча в 1968 году с доктором Отто фон Габсбургом в Риме была чрезвычайно интересной, а приятельские отношения, которые сложились между нами и продолжались 40 лет, были близкими и плодотворными. Это случилось во время учебы 500 молодых президентов предприятий вместе с их женами из разных стран и континентов в так называемом Университете молодых президентов. Занятия в Университете молодых президентов длились только одну неделю, но ежедневно известные интересные личности (писатели, политики, профессора, артисты) делали доклады на разные темы. Обычно 10 докладов проходили параллельно. Их читали четыре раза ежедневно на разные темы, и участники выбирали или темы или докладчиков, которые их интересовали. Наиболее популярные доклады читали несколько раз, чтобы дать возможность участвовать в них всем участникам университета и докладчикам.

Среди преподавателей был Аурелио Печчеи, известный итальянский промышленник, который стал гуманистом. Именно в тот год с тремя единомышленниками он создал Римский клуб. Я слушал его доклад, и потому несколько позже стал членом Римского клуба. Я тоже был докладчиком, а третьим, для всех интересным, был Отто фон Габсбург. Я слушал его доклад, и сразу после него мы вышли во двор и начали дискутировать. Я ему сказал, что я украинец. Он с какой-то особенной радостью улыбнулся и сказал: «Так Вы, вероятно, из Галичины». Я ответил, что я действительно оттуда. Отто спонтанно и с энтузиазмом начал рассказывать семейную историю:

«Я много знаю о Галичине, о Прикарпатье, особенно о Коломые. Мой отец, Шарль I (Карл I), мне рассказывал о том, что он служил кадетом в армии в тех краях. Он рассказывал мне об этом с какой-то теплотой и особенной сентиментальностью. Было понятно, что он очень любил ту часть Галичины. Я даже думал, что у него были какие-то личные переживания (с улыбкой) в тех краях. Я с тех пор заинтересовался и дальше интересуюсь Галичиной и вообще Украиной. Я очень положительно настроен по отношению к ней».

Во время этой встречи я пригласил претендента на трон, который считался с 1922 года королем нескольких стран и регионов, в том числе и Галичины, а также был графом Буковины, регулярно читать лекции в Международном институте менеджмента в Женеве (МИМ-Женева), директором которого я был в то время. Он приезжал почти каждый год, а временами дважды в год — в 1970—1980-х и в первой половине 1990-х годов. Его лекции были чрезвычайно высоко оценены и участниками магистерских программ (МВА), и участниками программ для высших кадров (Senior executives). Я продолжал общение с доктором Отто фон Габсбургом, следил за его работой. Мы писали друг другу письма или звонили по телефону вплоть до 2008 года. Он даже однажды был у нас в гостях.

Отто фон Габсбург был очень мудрым и порядочным человеком. Генерал Франко предложил ему в 1961 году стать королем Испании. Он отказался, ссылаясь на то, что династия Габсбургов была на испанском троне в далеком прошлом. На его месте многие претенденты, которые потеряли свои права, имущество и гражданство, приняли бы такое предложение, не колеблясь ни секунды.

Во время лекции в МИМ-Женева где-то в 1974 году Отто фон Габсбург сказал, что король Испании Хуан Карлос играет очень важную роль в трансформации диктатуры генерала Франко в демократическое государство. Помню, как он сказал: «Хуан Карлос мало способный — я это знаю, потому что он мой кузен, — чтобы думать, что он этим всем процессом может сам руководить. Он, однако, достаточно мудр, чтобы иметь плодотворные отношения с ключевыми политиками, которые проведут надлежащую трансформацию». И в самом деле, хорошим примером является Филиппе Гонсалес, который был премьер-министром с 1982 по 1996 годы (четыре мандата подряд) и одним из ведущих архитекторов упомянутой выше трансформации. Король Хуан Карлос имел достаточно хорошие отношения с ним помимо того, что Филиппе Гонсалес был главой Социалистической партии. Мне посчастливилось познакомиться и с Хуаном Карлосом, и с Филиппе Гонсалесом. Это были люди почти противоположного характера.

Отто фон Габсбург, сын последнего императора Австро-Венгерской империи, был чрезвычайно интеллигентным человеком, высокообразованным, знал шесть языков. Он хорошо понимал мир, жил во многих европейских странах, несколько лет в США, посещал Азию. Он писал статьи о политическом положении стран, некоторые из них были прогностического характера. В своих взглядах он был достаточно консервативным, но в то же время и прогрессивным. У него была собственная идеология, он был рьяным врагом немецкого типа национализма, нацизма и коммунизма. Он пропагандировал создание объединенной Европы, в которой видел и страны Восточной Европы, в том числе и Украину. Неудивительно, что он стал членом Европарламента и держал в нем символическое свободное кресло для европейских стран «за железным занавесом». Он сыграл очень активную роль в волне революций 1989 года.

Доктор Отто фон Габсбург умер 4 июля этого года. Для Украины это большая потеря влиятельного человека, доброжелательного к Украине. Для меня это была потеря старшего приятеля, которого я очень уважал, от которого я многому научился. Из нескольких живых европейских королей, которых я лично знаю, я думаю, что Отто фон Габсбург был бы самым лучшим королем.

Вечная ему память!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать