Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Восстановление исторической справедливости»

Впервые глава Украинского государства приглашен на церемонию почитания памяти жертв Второй мировой войны
29 мая, 20:20
Фото Reuters

Похоже, что в историческом противостоянии с Россией Украине удалось выиграть одну важную битву. Впервые глава украинского государства приглашен для участия в церемонии празднования высадки союзных войск в Нормандии. Как писал «День», приглашение российского президента Владимира Путина на это мероприятие вызвало возмущение у французской общественности. Выдающийся ученый, академик Французской академии наук Ален Безансон сказал «Дню», что он считает «приглашение Путину посетить D. Day это — стыд». По его мнению, лучше было бы пригласить президента Украины на эту церемонию. Ведь, с одной стороны, это происходит в тот момент, когда Россия оккупировала Крым в нарушение всех норм международного права и двусторонних соглашений с Украиной. Кроме того, Москва продолжает дестабилизировать ситуацию на востоке нашей страны, несмотря на достигнутые женевские договоренности. Для всего мира является очевидным вмешательство России во внутренние дела Украины.

Также нужно напомнить, что Владимир Путин пытается постоянно отмечать, что именно русские являются победителями во Второй мировой войне. Хотя в действительности больше всего жертв в этой войне было принесено украинцами и белорусами. Тем не менее, хозяин Кремля заявляет, что русские без украинцев справились бы с нацистами.

Поэтому для украинцев достаточно знаковым является заявление французского президента Франсуа Олланда, который во вторник от имени французского народа тепло поздравил новоизбранного президента Петра Порошенко и пригласил его во Францию, чтобы 6 июня 2014 принять участие в церемонии празднования высадки союзных войск в Нормандии.

Но, как отметила главный редактор газеты «День» Лариса Ившина в эфире телеканала «112 Украина», для нас это очень важно, потому что не только Россия наследница победы во Второй мировой и Отечественной войне, но и Беларусь.  «Если туда приглашают Путина, то я не вижу никакой причины не пригласить Лукашенко, после всего того, что Путин сделал в Украине, он выглядит, по моему мнению, хуже, чем Лукашенко, который был будто долгое время изгоем у этой части Европы», — подчеркнула она.

Однако, на фоне этой, казалось, хорошей новости вчерашний день вновь поставил вопрос, почему в Нормандии должны принимать Путина. Ведь именно с русского оружия, которая поступает через российскую границу, в Украине террористы, многие из которых являются гражданами России, убивают украинцев, нападают на военные части. Вчера военно-транспортный вертолет с 13 людьми на борту был сбит российским ПЗРК. И Россия несмотря на призывы международного сообщества и женевскую договоренность вовсе не собирается влиять на сепаратистов — террористов и более того, прекратить поставки оружия в Украине. И теперь доходит до того, что президент Франции будет принимать Путина и с ним обсуждать украинский кризис, хотя на самом деле речь идет о российской агрессии .

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать решение Олланда пригласить украинского президента на эту церемонию. 

«ФРАНЦУЗЫ ПОНЯЛИ, ЧТО УКРАИНУ НУЖНО ПРИНИМАТЬ В ЕВРОПЕЙСКУЮ СЕМЬЮ НАРОДОВ»

Юрий КОЧУБЕЙ, экс-посол Украины во Франции:

— Это позитив, что Порошенко пригласили на эти мероприятия. В свое время, будучи послом во Франции, я выступал за тезис, что Украина является участником антигитлеровской коалиции. Это было в 1994 году. Тогда мы активно участвовали в манифестации, которая называлась «Армада свободы» и проходила в городе Руан, там где сожгли Жанну Д’арк. Тогда почти все страны, которые принимали участие в антигитлеровской коалиции, присутствовали на этой манифестации своими военными кораблями. От Украины в этом мероприятии принимал участие фрегат «Гетьман Сагайдачний».

И в то время я пытался все делать, чтобы нас считали участниками антигитлеровской коалиции, хотя мы и были частью Советского Союза, когда была высадка в Нормандии.

А что касается того, что приглашение Украине поступило в последний момент? Мне кажется, что они вообще не хотели. По моему мнению, с самого начала нам нужно было поставить вопрос, что мы тоже хотим принимать участие в этих мероприятиях и пусть бы попробовали нам сказать «нет».

Я уже приводил пример, как мы делали это в 1994 году. Французы немножечко лукавят. И если французская общественность настояла на том, чтобы Олланд пригласил Порошенко, то, значит, французы поняли, что нужно Украину принимать в европейскую семью народов. И для этого нужно работать.

Кстати, в 1995 году, когда отмечалась 50 годовщина завершения войны, я опять добился, чтобы мы как члены антигитлеровской коалиции приняли участие в манифестации у Триумфальной арки. То есть Украина была в числе стран, которую признавали, что она сделала большой вклад в победу во Второй мировой войне.

Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета:

— Это не очень хорошее решение Олланда — пригласить Порошенко. Это вопрос почтения памяти жертв, в том числе Советской армии, которая была одной из главных сил во время борьбы c Германией. В данной политической ситуации, когда Россия начала агрессивную войну со своим соседом, лучше было бы не приглашать Путина. А если его уже пригласили, дать ему понять, чтобы он лучше не приезжал.

Хотя Украина и признала Россию правопреемником СССР и не является равноправным c РФ преемником СССР. Но нужно на эти события приглашать всех членов антигитлеровской коалиции. В таком случае французам нужно было приглашать украинцев, белорусов. И здесь есть, скорее, политический контекст — попытка Франции иметь хорошие отношения с Россией.

Что значит для Польши то, что Порошенко совершит первый зарубежный визит в вашу страну?

— Это — четкий сигнал со стороны нового украинского президента. Первый визит после смены власти, не только после революции — это политический сигнал о каких-то приоритетах. Вспомним, что Ющенко первый визит совершил в Москву, Янукович — в Брюссель.

Порошенко показывает, что для Украины соседские отношения очень важны. Мне лично нравится то, что Украина признает роль, которую Польша играла и играет как союзник Украины в Европейском Союзе, особенно во время Евромайдана.

Что касается встречи трех президентов: Петра Порошенко, Барака Обамы и Бронислава Коморовского на польской земле, то это, на мой взгляд, является признанием роли Польши как координатора в регионе.

«ПРИГЛАШЕНИЕ УКРАИНСКОГО ПРЕЗИДЕНТА — ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ»

Галя АКЕРМАН, директор русского бюро журнала Politique Diplomatique:

— Тут было много разных просьб к Олланду от различных известных деятелей пригласить президента Украины на церемонию высадки союзнических войск в Нормандии. В общем было лоббирование идеи, которую донесли Олланду, и дальше это было целиком его решение.

И аргумент был очень простой: Россия, конечно, является правопреемником Советского Союза. Но речь идет об официальных обязательствах СССР. Однако она не может одна приватизировать победу всего советского народа, то есть всех народов, которые составляли Советский Союз. И Украина как вторая по численности бывшего Советского Союза страна, на всей территории которой были тяжелые бои, понесла потери пропорционально большие, чем даже Россия. По разным оценкам, во время Второй мировой войны погибло, по крайней мере, 8 млн украинцев. По результатам войны Украина и Беларусь вместе с СССР получили места в ООН как страны победители. Представляется просто логичным не забывать об этом вкладе украинского народа в общую победу. Приглашение украинского президента — восстановление исторической справедливости. И это особенно важно в преддверии будущего года, когда будет отмечаться 80-летие великой победы. Очень важно, чтобы Украина как равноправная большая страна принимала участие во всех этих торжествах.

Как во Франции сейчас воспринимают Путина, которого пригласили на эти торжества, в то время, как Россия стала агрессором, оккупировав Крым, и что стоит за событиями на востоке Украины, дестабилизируя там ситуацию?

— Значительное большинство французского общества не имеет собственного мнения по этому вопросу. Но телевидение не ведет пророссийскую линию. Я думаю, что люди прекрасно понимают, что это российское вмешательство. Другое дело, что здесь есть сильное прорусское лобби, которое считает, что аннексия Крыма — это совершенно законно, потому что Крым был русским. На самом деле историю мало кто знает. Украинская ситуация достаточно сложная, ее мало кто понимает. Поэтому я думаю, что для большинства людей конфликт в Украине — это нечто достаточно далекое. А что касается политической элиты, то, конечно, она разделена на тех, кто считает, что Россия нужна Франции, с Россией надо строить бизнес и так далее, и тех, для кого это недопустимо. К счастью, мне кажется, что нынешнее правительство все-таки занимает довольно принципиальную позицию в вопросе этой агрессии и стоит в этом вопросе не на стороне России, а скорее на стороне Украины. Несмотря на это, «Мистрали», очевидно, будут все-таки переданы российской стороне.

Со стороны это выглядит как взятка России Саркози за то, что не было выполнено всех шести пунктов соглашения Саркози-Медведева по урегулированию российско-грузинского конфликта...

— Вот именно. Конечно, само подписание контракта на поставку «Мистралей» было большой ошибкой. Контракт готовился еще в 2007 году до грузинской войны при Медведеве. Тут был премьер-министр Фийон, который всегда занимал пророссийскую позицию. И тогда Франция, подобно США, пыталась проводить свою политику перезагрузки с Россией. Но случилась грузинская война, и тогда нельзя было подписывать контракт. Но Саркози были даны обещания, которые так и не были выполнены, русские просто перехитрили. С другой стороны, все-таки Саркози удалось спасти Грузию от полного захвата российскими войсками.

Верфи знали, что есть большой коммерческий заказ и его забрать было непросто. А теперь вообще поздно, корабли построены. Это очень сильный политический жест, и очень невыгодно экономически сегодня взять и демонстративно отказаться от этого контракта.

И более того, тут поднимется буча. Олланд очень слабый президент. Он может сделать такой символический жест: пригласить Порошенко, потому что это не несет никаких экономических последствий. Но в ситуации, когда в стране большая безработица, когда на выборах в Европарламент его соцпартия получила 13 процентов и когда его собственная популярность опустилась до 17 процентов... Я думаю, это вызовет волну большого недовольства в обществе, которому не хочется увеличивать дефицит, терять двухмиллиардный заказ, возможно, платить штраф и долго судиться в международных судах. Если бы это было сильное популярное правительство, то оно, наверное, могло бы на это пойти. Но Олланд сегодня, извините за выражение, «тряпка». Я думаю, ему трудно сделать такой шаг и тем легче сделать жест, который его ни к чему не обязывает.

«ЯРКИЙ СИГНАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УКРАИНЫ СО СТОРОНЫ ФРАНЦИИ»

Татьяна КАСТУЕВА-ЖАН, руководитель программы Russie/NEI.Visions во Французском институте международных отношений:

— Я думаю, что решение пригласить вновь избранного президента Украины — это, в первую очередь, яркий сигнал политической поддержки Украине со стороны Франции и Запада в целом, поскольку на церемонии будут присутствовать лидеры многих стран. Это также ярко выраженная надежда, что открыт путь для выхода из острой фазы кризиса. Кроме того, возможно, французскому лидеру хочется сыграть особую роль на этом этапе, став первой страной, которую посетит украинский лидер и где он пересечется с Путиным, ведь в 2008 году Николя Саркози сыграл особую роль в кризисе Россия-Грузия.

На встрече мировые лидеры, кроме самого Олланда, не планируют отдельных двусторонних встреч с Путиным, и ходят слухи, что они не хотят фотографироваться с ним и т. д. Но будучи на одном мероприятии, трудно избежать столкновения лицом к лицу. Мне кажется, подвергать Путина остракизму или полубойкоту во время мероприятия, в то время, как он был приглашен и представляет Россию, понесшую большие жертвы во время Великой отечественной и которая не сводится только к ее лидеру, — это какая-то половинчатая и даже несколько детская стратегия. Лучше воспользоваться случаем для прямого, пусть даже и нелицеприятного, разговора. Мировым лидерам с Путиным придется и далее иметь дело и вести переговоры не только по Украине, но и по Ирану, Сирии и т. д.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать