Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Вперед, Украина! Вперед, Израиль!»

Посол Джоэл Лион: Соглашение о ЗСТ поможет повысить уровень жизни и улучшить ее качество — для обеих стран
17 января, 19:30
ИЗРАИЛЬ. ИЕРУСАЛИМ / ФОТО РЕЙТЕР

21 января Президент Украины Петр Порошенко осуществит рабочий визит в Государство Израиль. Это уже будет третья его поездка в эту страну после официального визита в 2014 году и в 2016 году для участия в похоронах экс-президента Израиля Шимона Переса. «День» обратился к Послу Государства Израиль в Украине Джоэлю Лиону с просьбой рассказать подробнее о самом визите главы украинского государства в Израиль и ожиданиях официального Иерусалима от Соглашения о ЗСТ, которое планируется подписать во время пребывания Петра Порошенко в Иерусалиме.

«Согласно плану, визит начинается 21 января и официально будет продолжаться один день. Президент Петр Порошенко встретится с Президентом Израиля Реувеном Ривлиным, премьер-министром Беньямином Нетаньягу, со спикером Кнессета Йоэлем Эдельштайном. В тот же день состоится официальное подписание Соглашения о зоне свободной торговли между Израилем и Украиной. Со стороны Израиля это соглашение подпишет министр экономики господин Коэн, а со стороны Украины — вице-премьер-министр Кубив.

«ПОСЛЕ ВОСЬМИЛЕТНИХ ДИСКУССИЙ УДАЛОСЬ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ И ПРИЙТИ К ПОДПИСАНИЮ СОГЛАШЕНИЯ»

— Господин Посол, почему понадобилось так много времени, чтобы подготовить и наконец подписать Соглашение о ЗСТ между нашими странами?

— Действительно, на это ушло почти 10 лет. Это объясняется тем, что нам пришлось о многом договариваться. Но мы должны отдать должное тем людям, которым, в конечном итоге, удалось достичь соглашения. Это Президент Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман, вице-премьер Степан Кубив — с украинской стороны. Премьер-министр Беньямин Нетаньягу, министры Зеев Элькин и Эли Коэн, также  с нашей стороны, прилагали большие усилия, чтобы финализировать это соглашение. Поэтому, после восьмилетних дискуссий, удалось принять решение и прийти к подписанию соглашения.

А в чем особенность данного соглашения о ЗСТ между нашими странами?

— Если говорить об особенностях, то, прежде всего, речь идет о том, что это соглашение поможет повысить уровень жизни и улучшить ее качество — для обеих стран. Ведь большая часть соглашения касается потребительских товаров, фруктов и овощей, а также фруктовых соков. Если до вас доходит конкурентный товар, который не облагается налогом, то, соответственно, эта продукция становится дешевле. Например, в Израиль из Украины поступает больше зерна, пшеницы и это создает конкуренцию.  Благодаря конкуренции сразу падают цены. С другой стороны, из Израиля в Украину будет поступать экспорт авокадо, фиников, фруктов, а это автоматически уценит их, потому что эта продукция будет поступать в Украину без налогообложения. Потребители получат больше продуктов за ту же сумму денег.

Надо отметить, что сельскохозяйственная продукция составляет более чем 33% экспорта из Украины в Израиль. И после вступления в силу соглашения о ЗСТ в нашу страну попадет больше украинской продукции без налогообложения. Например, мы изготовляем масло из украинского подсолнуха. Масло является важным повседневным продуктом, и в результате соглашения о ЗСТ, оно будет продаваться за меньшую цену.

Во-вторых, мы увидим улучшение качества жизни. Так, экспорт медицинского оборудования из Израиля в Украину без налогообложения облегчит вам приобретение этой продукции. Вы знаете, что такое израильские технологии. Качественное медицинское оборудование позволит украинцам получать качественную медицинскую помощь. Соответственно, улучшится качество жизни.

Поэтому действенное Соглашение о ЗСТ, с одной стороны, позволит повысить уровень жизни, а с другой — улучшить ее качество. И в конечном итоге каждый украинец почувствует это на себе.

«Я ГОВОРЮ ИЗРАИЛЬСКИМ ИНВЕСТОРАМ: ПРИХОДИТЕ В УКРАИНУ...»

— Будет ли способствовать это соглашение увеличению израильских инвестиций в Украину?

— Нужно будет этот вопрос еще рассматривать, потому что сейчас в Соглашении речь не идет о сервисе и сфере обслуживания, это следующая фаза переговоров.

По моему мнению, Украина должна завершить реформы, показать инвесторам, что ваша страна является стабильной, и тогда сюда придут инвестиции. Я говорю израильским инвесторам: приходите в Украину, ищите сферу, в которую вы хотите инвестировать, и если считаете возможным — инвестируйте.

И как израильские инвесторы реагируют на ваши советы, приходят сюда?

— Да, например, в сфере недвижимости израильские компании занимаются аутсорсингом работы Израиля.

Что это значит? Я знаю, что 11 тысяч, повторяю, 11 тысяч украинских программистов и инженеров работают на израильские компании здесь, в Украине. Это значит, что они имеют лучшую и большую зарплату, чем рядовой украинец. Они остаются на родине, им не нужно покидать Украину, чтобы работать. Кроме того, они вкладывают деньги в  украинскую экономику. Разве это не инвестиции израильских компаний в Украину?І Все счастливы, потому что вы остаетесь здесь с очень хорошей рабочей силой, очень квалифицированными людьми.

Посмотрите на еще один пример. Недалеко отсюда находится центр «Гулливер», на последнем этаже которого 200 украинцев работают на израильские компании.

«НАШИ ТЕХНОЛОГИИ МОГУТ ПОМОЧЬ ПРОИЗВОДИТЬ ПРОДУКЦИИ БОЛЬШЕ, ЭФФЕКТИВНЕЕ, ДЕШЕВЛЕ...»

— А как насчет сотрудничества в других технологических сферах, например в авиакосмической, где Украина имеет большой потенциал?

— Я могу дать утвердительный ответ и на этот вопрос. Да, мы сотрудничаем в этой отрасли, но на частном уровне. И это очень интересно. У вас в Днепре есть компания Fireflight. Это американская компания, которая выкупила частную украинскую авиакосмическую компанию, которая занимается разработками частных спутников. Компания прибыла в Израиль, чтобы начать сотрудничество, но это на частном уровне. И это работает.

Вам не надо, чтобы государство все время вмешивалось в частный сектор. Это работает в авиакосмической  сфере, и не против украинцев, а на их пользу.

Другая сфера — это сельскохозяйственные технологии. Мы ожидаем, что Украина воспользуется этим. В настоящий момент такое сотрудничество происходит, но в малом объеме. А наши технологии могут помочь производить продукции больше, эффективнее, дешевле и на меньших участках. А также сохранить урожай                — ведь после уборки урожая возникает много проблем с упаковкой, переработкой, избежанием всевозможных заболеваний.

На юге Украины мы проводим разные специальные семинары для украинских фермеров, включая тему сохранения урожая и  переработки продукции. С 2016 года, и до сих пор, около трех тысяч фермеров прошли обучение на курсах и семинарах программы МАШАВ.

Чтобы подсуммировать, можете сказать, каковы ожидания Израиля от подписания Соглашения о ЗСТ?

— Благодаря этому соглашению мы надеемся достичь еще более тесного сотрудничества. Потому что оно открывает рынок для бизнесменов. Ваши люди могут приезжать к нам и исследовать новые сферы сотрудничества. Возможно, вы не знаете, что около 200 тыс. израильтян прибыло в Украину в прошлом году. И это согласно украинской статистике. И с другой стороны, почти  138 тыс. украинцев побывало в прошлом году в Израиль — это не учитывая однодневных визитов. Поэтому благодаря этому соглашению больше людей будет приезжать соответственно в Израиль и, напротив, в Украину.

«В ДАННЫЙ МОМЕНТ К НАМ НЕ ОБРАЩАЛИСЬ С ПРОСЬБОЙ ПРИОБРЕСТИ ДРОНЫ»

— А как относительно сотрудничества в военной сфере, есть ли какой-то прогресс?

— Мы не обсуждаем эти вопросы публично.

— Тогда скажите, собирается ли в ходе визита Президент Порошенко посетить какие-то военные предприятия Израиля?

— Это очень хороший вопрос. Мы знаем, что Президент посетит Яд Вашем, мемориал Холокоста, Иерусалимскую патриархию, Западную стену — Стену Плача. Все это требует времени, а визит длится всего один день. Кроме того, Президент Порошенко будет присутствовать при подписании Соглашения о ЗСТ. Думаю, что он проведет пресс-конференцию. Также запланирован обед с премьер-министром  Нетаньягу, также есть еще завтрак (смеется) и ланч. Такова программа визита.

Конечно, мне бы понравилось, если бы Президент Порошенко  увидел наши огромные заводы с передовыми технологиями. Например, номером один в этой сфере является компания «Mobil Eye», которую выкупила Intel за 15 млрд долларов. Компания «Mobil Eye» разработала сенсорный датчик для авто, который сообщает вам, что нужно остановиться, если вы слишком приблизились к другому авто или пересекаете разделительную полосу на дороге.

Эта компания начинает строить мир автономных (беспилотных) автомобилей. Понятно, что для этого используется самая передовая мировая технология. Но что я хочу сказать, здесь, в Украине, есть компания — филиал «Mobil Eye», который занимается этой проблемой.

Когда я работал в Defense Express news agency, то здесь, в Киеве, брал интервью с разработчиками радаров, которыми, по-видимому, оснащаются такие автомобили. 

— Кстати, другая израильская компания купила «Аэронавтикс», которая выпускает гражданские дроны.

Если речь зашла о гражданских дронах, то в 2015 году я был на предприятии «Аэронавтикс». Почему тогда возникла ситуация, что Украина не может их купить в Израиле, и, наоборот, как вы, по-видимому, знаете, подобные  дроны наша страна закупила в Турции, о чем недавно сообщил Президент Порошенко?

— В этом мире существует конкуренция. И именно так это работает. Хочу сказать, что в данный момент к нам не обращались с просьбой приобрести дроны. Если такие дроны используются для гражданских потребностей, то у нас есть специальная комиссия, которая занимается вопросами экспорта и дает разрешения на продажу. Я могу только сказать, что у нас подобные процедуры проходят прозрачно, по тендерам, в которых принимают участие израильские компании.  Такие тендеры являются публичными и справедливыми.

«В ИЗРАИЛЕ МНОГО ВЫХОДЦЕВ ИЗ УКРАИНЫ, ПОЭТОМУ ИЗРАИЛЬТЯНЕ СЛЕДЯТ ЗА НОВОСТЯМИ ИЗ УКРАИНЫ»

— Господин Посол, можете поделиться с нами, как Украина представлена в израильских медиа?

— Израильские медиа уделяют внимание Украине в той же мере, как это делают любые другие мировые СМИ. К тому же в Израиле много выходцев из Украины, у которых, в свою очередь, здесь остались родственники или друзья. Поэтому израильтяне следят за новостями из Украины.

— Изменился ли ваш взгляд на нашу страну за многомесячный период пребывания во главе дипломатической миссии Государства Израиль?

— Это время проходит очень быстро. У меня до сих пор хорошее мнение об Украине.

Почему до сих пор?

— Потому что люди ожидают от меня, что я скажу что-то плохое. Нет, у меня очень хорошее мнение об украинцах. Я считаю, что украинцы хотят жить нормально, как и все люди в мире. И восхищает то, чего они пытаются достичь. Я желаю удачи всем моим украинских друзьям, потому что много нужно еще сделать. И тут ключевым словом является терпение. Я вижу перемены, которые, хоть и медленно, но происходят.

Я просмотрел заглавия в двух англоязычных изданиях Jerusalem Post и Haarez, где главной является тема парламентских выборов, которые состоятся в вашей стране 9-го апреля. Хотелось спросить вас, какова атмосфера на этих выборах, потому что во время первого интервью с вами вы отмечали, что в противовес муниципальным выборам на парламентских речь идет о жизни и смерти?

— Так и есть. Эти выборы — о жизни и смерти. У нас даже существует шутка по поводу  этих выборов. Каждый день у нас возникает новая партия, которая регистрируется для участия в выборах. Каждый имеет свои идеи, и каждый хочет провести их в жизнь, и даже больше — каждый уверен, что он лучший. Так происходит распыление голосов между избирателями. Согласно последнему опросу, в Кнессет попадут 15 партий, большинство которых будут новыми партиями. А чтобы с таким количеством построить коалицию, нужно объединить 5-6 партий.  Нынешняя правящая коалиция состоит из шести партий. И эта коалиция держалась четыре года, что является рекордом. Можно сказать (смеется) мировым рекордом.

Поэтому присутствие 15 партий в Кнессете является проблемой. Существует надежда, что будут правый и левый блоки, и это может помочь, потому что, учитывая центристско-левые и центристско-правые партии — это уже слишком. Будет очень сложно сформировать действующее правительство.

А что вы скажете о заявлении одного из претендентов на должность главы израильского правительства Бенни Гантца, который заявил о намерении в случае победы «исправить» избирательное законодательство, которое не менялось 60 лет?

— Но сегодня утром, (интервью записывалось 15 января. — Авт.) он сказал, что хочет провести незначительные изменения для друзей (израильские друзы) и это только одна вещь, которую он хочет осуществить. Поэтому когда говорят: «Я хочу изменить!» (смеется) — в действительности речь идет о мелких вещах.

Господин Посол, означает ли это, что израильтяне боятся больших изменений?

— Любят ли израильтяне перемены или они боятся перемен? Нет, мы не боимся перемен. Но я думаю, что люди пытаются увидеть альтернативы. Они ожидают альтернатив. Как раз сейчас они знают, что они имеют. Есть и хорошее, и плохое. И большинство людей не видят альтернативы. Даже если будут большие перемены, и кто-то другой придет к власти — но никто не сможет изменить наших соседей. Никто не изменит ХАМАС или Хизбаллу, не изменит Иран, который расположен на границе с Сирией. Никто не изменит того, что палестинское руководство не заинтересовано в любом мирном соглашении. Поэтому партии, возможно, будут много обещать, но все будет оставаться в той или иной мере так же. На социальном уровне в Израиле, если кто-то хочет повысить уровень жизни — то он должен открыть рынок для нового. Поэтому трудно сказать, будут ли большие перемены после выборов.

«ИЗРАИЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ НОМЕРОМ ОДИН В КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ, И ПОЭТОМУ МОЖЕТ ПРОТИВОСТОЯТЬ  ЛЮБОЙ УГРОЗЕ»

— Глава израильской службы безопасности Надав Аргаман заявил, что «зарубежная страна» намеревается вмешаться в израильские выборы. Что вы думаете по этому поводу?

— Надав Аргаман говорит правду. И я думаю, что вы здесь, в Украине, должны также знать, что это значит. Если какие-то страны вмешивались в американские выборы, то для них не является проблемой вмешаться в выборы в Украине или в Израиле. Но важной является другая часть заявления, которую не так широко цитировали: мы не боимся этого, потому что знаем, как иметь дело с любыми угрозами. Поэтому вторая часть так важна. Израиль, в действительности, является номером один в кибербезопасности, и потому может противостоять  любой угрозе.

Кстати, вмешательство происходит не во время самого голосования, а до него. Это в первую очередь фейковые новости, ложь, фейковые аккаунты в Facebook и Twitter.

«Я НАДЕЮСЬ ПОЛОЖИТЬ НАЧАЛО СОТРУДНИЧЕСТВУ МЕЖДУ ШКОЛАМИ В СФЕРЕ ИСТОРИИ»

— Господин Посол, мы не коснулись темы культурного сотрудничества. Вот здесь я вижу книгу, издание которой начал один из ваших предшественников. Можете ли вы назвать задуманный проект, который близок вашему сердцу и который вы хотите претворить в жизнь в ближайшее время?

— Да, один из моих предшественников выпускал книги, другой занимался другими проектами. Я же надеюсь претворить в жизнь следующий проект, а именно положить начало сотрудничеству между школами в сфере истории. Речь идет об изучении истории евреев здесь, в Украине, вместе со школами в Израиле.

— Просматривая израильские медиа, я также увидел новость о том, что 19-летний израильский футболист Манор Соломон, которого называют «золотым парнишкой» подписал контракт с «Шахтером». Как вы лично можете прокомментировать эту новость?

— Опять же, это свидетельство наилучшего сотрудничества между нашими странами. Соломон является игроком нашей национальной сборной. И он будет играть здесь в одной из ваших лучших команд. Думаю, что это наилучший символ для отношений между нашими странами. Надеюсь, что он забьет много голов за «Шахтер». Одним словом, «Вперед, Украина! Вперед, Израиль!».

Завершая интервью, я хотел бы еще раз отметить, что подписание соглашения о ЗСТ является очень важным. Это откроет двери для сотрудничества во многих сферах. И надеюсь, что именно это мы увидим в будущем.

Тода раба за интервью, господин Посол.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать