Ян Пекло: Польским лидерам стоит поддерживать Украину
Всеми способами — политическими, экономическими и... оружием тожеКакие рычаги будут действенными в российско-украинском конфликте, стоит ли поставлять в Украину оружие и изменится ли позиция по отношению к Украине в Польше после президентских выборов — об этом «Дню» рассказал Ян Пекло, исполнительный директор Фонда украинско-польского сотрудничества (PAUCI).
— Во время минских переговоров вся инициатива была преданна фактически Франции с Германией. Как на счет позиции Польши? Она выглядит статистом в этой ситуации. Вы не думаете, что это несколько неестественно?
— Это действительно очень неестественно. Невозможно найти какой-либо выход из украинско-российского конфликта без участия соседей Украины — Польши, Румынии, возможно, Словакии. Хотя Словакия не очень активна в этом вопросе из-за пророссийской позиции премьера Роберта Фицо. То же можно сказать и о позиции премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Но важной частью этой головоломки могут стать Литва, Эстония, Латвия.
Я считаю, сегодня очень необходима коалиция из Польши, Румынии, стран Балтии, Великобритании, Дании, возможно, Швеции.
— События в Дебальцево свидетельствуют о том, что минские договоренности сегодня не выполняются. Насколько эффективным, на ваш взгляд, будет усиление санкций со стороны ЕС?
— Россия не настолько чувствительна к санкциям со стороны ЕС, как к цене на нефть и газ. Это худшая для нее санкция, поэтому повлиять могут в первую очередь США. Нужно также ввести санкции, которые предлагает Великобритания и часть американских экспертов, — забрать у России SWIFT — банковский код, который помогает осуществлять денежные трансферты между странами. Такая санкция вводилась в Иране во время конфликта, и она может быть очень эффективной, потому что сильно ударит по экономике.
Со стороны ЕС есть понимание, что санкции должны работать против Путина и его соратников, а не против россиян. К сожалению, российское общество сегодня поддерживает Путина, и, на мой взгляд, экономическая санкция должна быть такой, чтобы россияне почувствовали, что будет тяжело жить с сегодняшней политикой Путина.
Важно также, чтобы и ЕС показал свое влияние. Ведь перед Минском-2 Ангела Меркель, Олланд сказали, что они будут спасать Европу от третьей мировой войны. Однако Минск-2 не дал ничего. Разве что немного времени для россиян и сепаратистов, чтобы они взяли Дебальцево. Я думаю, они просто использовали те два дня, чтобы захватить Дебальцево.
— Сегодня ведутся переговоры о поставках оружия в Украину Польшей. Согласно последнему опросу, 65% поляков выступают против этого. Почему?
— Еще с давних времен у нас бытует мнение, что Советский Союз, Россия — это наши партнеры. Это неправда. Они проявили себя только как наши враги. Нашим лидерам стоит поддерживать Украину и поставлять оружие. Потому что хаос в Украине — это плохая ситуация и для Польши. Мы должны помогать Украине всеми способами — политическими, экономическими и оружием тоже.
— Украинские власти на днях ратифицировали соглашение между Кабмином и правительствами Польши и Литвы о создании совместной военной части. В польско-литовско-украинской бригаде должны служить до 3,5 тыс. Человек от Польши. Поддерживают ли поляки подобное соглашение?
— Думаю, что да. Создание такой бригады — это и польская инициатива тоже. Для Путина и России это не лучший вариант. Один российский телеканал прокомментировал эту инициативу как «шаг к включению Украины в НАТО». Однако это не НАТО, а несколько иное.
— Что именно?
— Это лишь партнерское сотрудничество между двумя странами НАТО и Украиной. Россия также имела в прошлом некоторые формы партнерских проектов с НАТО, в Москве находится Информационное бюро НАТО. Киев заявил о своей заинтересованности в более тесном сотрудничестве с альянсом, и в этом заявлении нет ничего плохого. Если однажды Украина пожелала бы присоединиться к НАТО, двери открыты.
— Бронислав Коморовский поддержал идею Петра Порошенко об отправке миротворческой миссии ООН. Готова ли сегодня Польша отправить своих военнослужащих в Украину, в частности на Донбасс?
— Я считаю, что это необходимо, но не верю до конца в этот вариант. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и имеет право вето. Конечно, она может сказать «нет».
— Через 2,5 месяца в вашей стране пройдут президентские выборы. Один из кандидатов — Магдалена Огурек, представитель левых сил, заявила, что в случае избрания улучшит отношения с Россией. Существует ли вероятность изменения позиции Польши в украинско-российском конфликте?
— Я считаю, невозможно, чтобы Магдалена Огурек стала президентом. Вполне вероятно, что будет вторая каденция Коморовского. Возможно, будет второй тур. Вторым кандидатом на нем может стать Анджей Дуда из партии «Право и справедливость». И для Коморовского, и для Дуды приоритетом является сотрудничество с Украиной и ее безопасность.
— Повлияет ли на выбор польских граждан позиция кандидатов относительно Украины?
— Я не думаю, что это будет очень существенным фактором для избирателей как на президентских выборах, так и на парламентских, которые пройдут осенью этого года. Так же, как и война, потому что воюют за тысячи километров от польской границы. Важны будут внутренние дела Польши, экономика в частности.
— В соцсетях сейчас постят дружественную фотографию с лидером так называемой ДНР Александром Захарченко и польским политиком Матеушем Пискорским с подписью «Военный уголовный и массовый убийца Захарченко с польским крайне правым политиком Пискорским «Wstyd i tyle» (И это позор). Объясните, пожалуйста, ситуацию.
— Матеуш Пискорский не является политиком первых полос газет. В субботу 21 февраля в Варшаве была создана пророссийская партия Пискорского «Zmiana». Они хотят перемен и хотят включить пророссийскую ориентацию в польскую международную политику. Они подали заявку о регистрации. Увидим, зарегистрирует ли польское правительство эту партию. Я думаю, что финансирование партии «Zmianа» непрозрачно — и это может стать причиной, по которой ее не зарегистрируют.
— Бронислав Коморовский отметил, что будущее Украины зависит не только от урегулирования военного конфликта, но и от реформ внутри страны. Насколько украинское руководство способно к реформированию, что оно должно было бы сделать в первую очередь?
— Это очень сложный вопрос. Я думаю, что без помощи и поддержки со стороны ЕС, США невозможно покончить с российским конфликтом. Однако реформировать государство во время конфликта очень сложно. Украина нуждается в поддержке стран Запада — финансовой, политической, военной, в частности, оружием. Без этой поддержки добиться серьезных реформ невозможно. Это все равно, что поставить воз перед лошадью.
Выпуск газеты №:
№32, (2015)Section
День Планеты