«Закрыть «курдский вопрос»...»
Эксперт — о причинах активизации боевых действий турецкой армии против боевиков в Северном ИракеВ последние дни очень обострилось противостояние между турецкой армией и курдскими повстанцами. Причем, начиная с июля, такие вооруженные столкновения на востоке Турции происходят едва ли не ежедневно. И в понедельник в результате нападения боевиков на колонну военных погибли 16 турецких солдат. В ответ на это Турция нанесла воздушные удары по позициям боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) в Северном Ираке, а турецкие силы безопасности перешли иракскую границу по горячим следам террористов РПК, которые были причастны к недавним нападениям. Как сообщают турецкие СМИ, боевики понесли значительные потери в живой силе — от 35 до 40 людей. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в выступлении по турецкому радио пообещал основательно «прочистить» укрепления боевиков в горных районах. «Горы в этой стране не должны и не будут отданы в распоряжение террористов», — заявил турецкий премьер.
СМИ также сообщают о том, в столице Турции группа националистов разгромила главный офис прокурдской Народно-демократической партии, которая в первый раз вошла в парламент, прежде всего благодаря голосам этнических курдов. Эта партия отбрасывает обвинения в связях с курдскими повстанцами.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь СЕМИВОЛОС, исполнительный директор Центра Ближневосточных исследований, Киев:
— Это не первый раз, когда Турция вводит войска на территорию Ирака. Военные операции такого типа проводились и ранее. Ключевым для турков в данном случае является минимизация курской угрозы и борьба с Курдской рабочей партией. Исходя из этого, Анкара будет пытаться получить максимальную поддержку со стороны США. Турки провозгласили такую политику и будут ее реализовывать.
— А как объяснить то, что в самой Турции толпы штурмуют офисы прокурдских партий?
— Действительно, с одной стороны мы имеем взрывы и в полицейских участках, и, очевидно, что к ним в той или иной мере причастны курдские террористы. А с другой стороны мы видим реакцию турецкой власти. К сожалению, сегодня мы наблюдаем эскалацию ситуации.
— А кому выгодна эскалация ситуации: курдским террористам или турецкой власти?
— Там открывается окно возможностей для всех сторон в связи с войной в Сирии и халифатом. И каждая сторона максимально пытается реализовать окно возможностей.
Курды хотят заявить о себе в полный голос и начать требовать свои права. Вспомним, что россияне ставили этот вопрос, чтобы курды были отдельным фактором в этой войне еще недавно на переговорах с саудовцами. Поэтому курды со своей стороны пытаются реализовать этот сценарий и хотят, чтобы их позиция была также услышана. И это может быть продемонстрировано миру по-разному: выходом из перемирия, активизацией боевых действий.
Со своей стороны Турция соответственно хочет закрыть курдский вопрос на длительный период, а курды хотят его раскупорить и актуализировать. Все другие хотят, чтобы Турция активнее принимала участие в войне против халифата.
— А как эта ситуация может повлиять на выборы в Турции, кто больше всего выигрывает от этой эскалации — правящая партия?
— Очевидно, что да. Ведущая Партия справедливости и развития длительное время выступала с позиции умеренного исламизма. А сегодня то, что эта партия делает, скорее ложится в канву национализма. Руководство партии поняло, что курдских избирателей оно уже потеряло, поэтому теперь ему нужно получить националистических избирателей — турецких националистов в условиях войны, недовольства общества. Вместе с тем нельзя сказать, что Партия справедливости и развития трансформируется в сторону национализма, но пытается использовать националистические сантименты, чтобы обеспечить свой электоральный успех.
Если раньше курды голосовали за Эрдогана, благодаря чему тот и получал такой большой процент голосов, то теперь в его партии, очевидно, сделали вывод, что нет смысла рассчитывать на курдского избирателя.
— А чего ожидать Украине от парламентских выборов в Турции 1 ноября?
— Наши ожидания заключаются в том, чтобы Турция придерживалась существующих принципов в отношениях между нашими странами. Я не говорю о возможности присоединения Анкары к санкциям против России, вряд ли такое возможно. Для нас главное, чтобы позиция Турции не изменилась, и она в дальнейшем не признавала аннексию Крыма.
Выпуск газеты №:
№163, (2015)Section
День Планеты