«Жесткая и бескомпромиссная позиция»
Европарламент требует усиления санкций против России, в случае невыполнения ею Минских договоренностейКак и ожидалось, Европейский парламент вчера подавляющим большинством голосов принял резолюцию относительно ситуации в Украине. Евродепутаты выразили свою солидарность с Украиной и ее народом и осудили акты терроризма, совершенные сепаратистами на востоке страны. Вместе с тем, несмотря на ожидание, документ не содержит норму о признании террористами «ДНР» и «ЛНР», хотя часть депутатов требовала этого. Компромиссом стала норма, которая признает совершение терактов некоторыми сепаратистами.
Тем не менее эту резолюцию можно назвать достаточно бескомпромиссной, потому что депутаты четко заявили не только о необходимости оставить нынешний уровень санкций против России, но и призывали ЕС найти возможность усилить санкции, если Москва не будет выполнять Минские договоренности.
Европарламент призвал продолжить существующий режим санкций ЕС, пока Россия не придерживается и, более того, не выполняет Минские обязательства, а также призывает Еврокомиссию найти способы усиления солидарности среди государств-членов, если кризис в России будет продолжаться. Депутаты отметили необходимость установить систему индикаторов, достижение которых может предотвратить принятие новых ограничительных мер против России или привести к снятию существующих, включая имплементацию прекращения огня, безоговорочного выведения из Украины всех российских войск и поддерживаемых Россией незаконных вооруженных группировок и наемников, обмен всех пленных, включая Надежду Савченко, возобновление Украиной контроля за всей ее территорией, включая Крым.
А в случае последующих действий России по дестабилизации Украины депутаты предлагают Европейскому Совету принять последующие ограничительные меры и расширить их спектр, включая сферу атомной энергетики, ограничения возможности российских предприятий осуществлять международные финансовые транзакции.
Что важно, Европарламент призывает к более быстрому предоставлению более существенной технической помощи через Группу поддержки Украины в Еврокомиссии, включая определение областей, где такая помощь нужна для поддержки Украины в разработке и имплементации всеобъемлющей программы реформ и предоставление советников и экспертов из институций ЕС и стран-членов.
Новым элементом в сравнении с предыдущими резолюциями является то, что Европарламент призывает украинскую власть создать министерство или департамент по европейской интеграции и координации помощи и межминистерского координационного комитета высокого уровня, который будет наделен полномочиями эффективно мониторить и контролировать прогресс сближения с ЕС и реформы.
Традиционно в резолюции повторяется положение о том, что, согласно статье 49 Европейского договора, Украина, как любое европейское государство, имеет европейскую перспективу и может подавать заявку на вступление в ЕС, если она отвечает копенгагенским критериям, принципам демократии, придерживается фундаментальных свобод и прав человека и меньшинств, гарантирует верховенство права.
Позитивным является то, что Европарламент призвал страны ЕС ратифицировать соглашение об ассоциации до саммита Восточного партнерства в Риге в мае этого года.
Евродепутаты считают, что ЕС должен искать пути поддержки Украины в укреплении ее оборонных возможностей и защиты украинских внешних границ, базируясь на опыте трансформации вооруженных сил государств — членов ЕС, которые когда-то входили в Варшавский договор, особенно в рамках тренировочных миссий, которые предоставляются для вооруженных сил в других частях света, а также поддерживать существующие поставки нелетального оружия.
Важно также то, что Европарламент напомнил о снятии Советом Европейского Союза 16 июля 2014 года военного эмбарго относительно Украины, а это значит, что не существует никаких отрицаний или юридических ограничений для государств — членов евросообщества поставлять оружие Украине.
«КОГДА УКРАИНУ ОЧЕРНЯЮТ, НА ЭТО ДОЛЖЕН РЕАГИРОВАТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ КИЕВ»
Аркадий МОШЕС, директор исследовательской программы по Восточному соседству и по России Финского института международных отношений, Хельсинки:
— Сам факт, что Европейский парламент принимает такие резолюции, очень важен. И это демонстрирует позицию демократически избранного органа, который отражает общественное мнение Европы. А позиция в данном случае жесткая и бескомпромиссная. Надо себе четко представлять, что таким образом отображается позиция большинства общественного мнения Европы. При этом нужно себе отдавать отчет в том, что переоценивать резолюции Европейского парламента и их влияние на процесс выработки реальных решений не стоит. Мы видим, что госпожа Могерини, выступая перед парламентом, пытается лоббировать и делать заявления, которые должны, видимо, в большей степени понравиться этому парламентскому большинству, но одновременно ее офис распространяет бумаги, которые очень трудно интерпретировать иначе, как направленные на подготовку отмены санкций, если не полной сдачи европейских позиций относительно России. Пока у нас нет достаточных оснований, чтобы предполагать, что мы знаем ответ на то, какими будут решения глав государств или даже министров иностранных дел в той дискуссии, которая будет вестись ближайшее два месяца.
Россия в известной степени проигнорирует эту резолюцию, потому что российская практическая дипломатия нацелена на работу с правительствами некоторых стран ЕС, с бизнесом определенной части Евросоюза. Российская тактика, в общем, понятна и предсказуема. И не случайно Лавров, принимая министра иностранных дел Латвии Ринкевича несколько дней назад, четко заявил, что санкции вводились европейцами и нелегитимны, и европейцы должны думать о том, как их отменять.
Для Украины, я думаю, важно, что таким образом она получает поддержку. Украина должна учиться использовать такие сигналы, подчеркиваю, которые посланы Европарламентом. Нельзя ставить знак равенства между позицией Европейского парламента и позицией всего Евросоюза. И в этом смысле, я думаю, перед украинской дипломатией в странах-членах ЕС стоит огромный непочатый край работы, которую нужно делать, и той работы, которую, на мой взгляд как наблюдателя, ее дипломатия не делает.
После трагедии с автобусом под Волновахой часть даже не СМИ, а отдельных деятелей в Евросоюзе начала распространять информацию о том, что люди, погибшие в автобусе, были расстреляны украинскими военнослужащими. Сейчас, когда существует достаточное количество доказательств, что это не так, люди, которые распространяют эту информацию, должны быть привлечены к суду за распространение недостоверной информации. В Европе существует законодательная база для того, чтобы это сделать. И этим должно озаботиться украинское государство. За Украину никто этим заниматься не будет. Украина с переменным успехом ведет свою контрпропагандистскую работу в странах ЕС. Она не выигрывает эту кампанию. Это сложно, но когда происходят такие вещи, Украине предоставляется возможность с фактами в руках доказать то, что ее чернят, обливают ложью и грязью, видимо намеренно и абсолютно незаслуженно. Эти вещи должны отслеживаться представителями Украины за рубежом, и реагировать должна на них, безусловно, официальная Украина, не устами спикера в парламенте, а привлекать конкретные юридические процедуры.
«ЕВРОПАРЛАМЕНТ НИКОГДА НЕ СТЕСНЯЛСЯ НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ»
Дмитрий КУЛЕБА, посол по особым поручениям МИД Украины, Киев:
— В этой резолюции есть несколько принципиальных моментов. Во-первых, Европарламент однозначно подтвердил, что санкции против Российской Федерации должны оставаться в силе до тех пор, пока не изменится агрессивная политика России относительно Украины и пока не начнется эффективное выполнение Минских договоренностей. Во-вторых, наконец-то вопросу информационной войны и противодействию российской пропаганде, которая стала параллельным треком военной борьбы, ведущейся на территории Украины, уделяется абсолютно полноценное и серьезное внимание. Если мы вспомним прошлый год, то еще летом никто серьезно не воспринимал эту угрозу. А сейчас Европа начинает чрезвычайно серьезно относиться к российской пропаганде и путям противодействия ей. И третий момент, который я бы отметил, как ключевой заключается в призыве к Европейской Комиссии разработать так называемый план гуманитарных действий в Украине. То есть, каким образом Евросоюз будет помогать нам в решении тех гуманитарных проблем, которые возникают в связи с аннексией Крыма и оккупации террористами некоторых районов Донецкой и Луганской областей. Все эти вопросы являются чрезвычайно принципиальными, и они не просто появились в тексте, а являются результатом того диалога, который мы ведем с ЕС, чтобы они лучше понимали проблемы, перед которыми стоит Украина и Европа в целом.
Конечно, мы не должны никогда ни преувеличивать, ни приуменьшать роль Европейского парламента в системе властных институтов Евросоюза. Однозначно, Европарламент является свободным в высказывании своей позиции, никогда не стеснялся называть вещи своими именами. Хотя Еврокомиссия и национальные правительства более осторожно те или иные вещи объясняли. Такая позиция Европарламента свидетельствует о том, что и в Европе, на уровне национальных правительств, на уровне Европейской комиссии определен серьезный уровень готовности работать над этими вопросами. То есть Европейский парламент всегда на шаг впереди правительств и европейских инститов, но все равно у них тоже есть готовность работать на направлениях, которые Европарламент так четко и бескомпромиссно определяет в своей резолюции.
Что касается признания «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями, то это не только вопрос Европейского парламента. Этот законодательный орган всегда принимает политические решения и это политическое и юридическое признание зависят от ряда критериев. Мы ведем работу с европейскими партнерами и разными другими с целью признания за «ДНР» и «ЛНР» статуса террористических организаций. Не следует никоим образом рассматривать резолюцию Европарламента как отказ ЕС в признании такого статуса за этими организациями.
Относительно донесения нашей позиции до ЕС. Слава Богу, у нас наладился ежедневный механизм взаимодействия и с национальными правительствами, и с институтами Евросоюза, в рамках которого мы информируем их и по открытым и по закрытым источникам поступления информации. Поэтому, на данный момент, и это — одно из главных достижений — в прошлом году мы смогли изменить и сформировать общую позицию Европейского Союза таким образом, чтобы она основывалась на объективных реалиях, которые существуют, а не на той искусственной реальности, которую пытается продать европейским партнерам Российская Федерация. Сейчас нам нужно продолжать не сбавлять темп и работать на уровне посольств максимально для того, чтобы объективная информация вовремя и максимально точно доходила до наших европейских партнеров.
Выпуск газеты №:
№4, (2015)Section
День Планеты