«Бабушка, наш Рома уже не в клетке!»
Мама освобожденного моряка Наталья КРАВЧЕНКО (МОКРЯК): «Нельзя трогать сейчас душу детей...»7 сентября вся Украина встречала из российского плена незаконно заключенных пленников, среди которых двое жителей Кировоградщины — моряки Роман Мокряк и Андрей Артеменко. В интервью мама Романа пани Наталья Кравченко (Мокряк) поделилась своими впечатлениями от встречи с сыном после его плена.
За неделю до обмена Наталья Кравченко уже ездила в Киев — тогда в СМИ появилась информация, что процесс обмена состоялся, и самолет с моряком на борту вылетел из России.
«Мы так ждали. Я магнитила те двери в аэропорту глазами, но никто из них так и не вышел. Было очень тяжело», — говорит пани Наталья.
Когда же ей позвонила по телефону омбудсмен Людмила Денисова и сообщила, что обмен таки состоится 7 сентября, не было уверенности, что это правда.
«Я боялась верить в это, боялась, что опять ничего не получится. Мы выехали из Кропивницкого ночью, а до этого не спали, не ели, ходили с телефонами в руках. Но что говорить, мы все девять месяцев держали телефон в руках с надеждой получить хотя бы какую-то информацию...», — объясняет она.
В столицу Наталья поехала с двумя сыновьями, в то же время с востока, из самого передка добирался в Киев отец — военнослужащий 43-й бригады. От своих побратимов он передал Роману флаг бригады со словами поддержки и пожеланиями.
«Рома проснулся (моряка поместили в военный госпиталь. — Ред.), а отец рядом», — говорит Наталья.
— Трудно было сдерживать эмоции?
— Глаза блестели у всех, но все держались. Знаете, я себе сразу решила, что буду сдерживаться и не буду плакать. Даже глаза специально накрасила. Но что там говорить, в тот день мне все друзья звонили и плакали в трубку.
— Фото, что облетело все СМИ: ваши сыновья обнимаются, а вы целуете Романа в спину. Помните этот момент?
— Мы с другими родителями договорились, что будем стоять и по очереди встречать своих, когда они будут выходить из самолета. Но не получилось, потому что журналисты «поломали нам домики», и мне трудно было добраться к сыну. Но я проскочила туда и обняла его. Дальше уже ничего не помню. По-видимому, тот момент, когда братья начали обниматься, то я поцеловала Рому в спину. То был такой момент, когда я никого не видела и ничего не слышала. Я очень счастлива.
— Говорили ли с Романом о том, при каких условиях его взяли в плен? О политической ситуации в стране тогда и сейчас?
— Мы вообще о том, что случилось, ничего не говорили. Такие вопросы мы не ставили друг другу и до сих пор. Нельзя трогать сейчас душу детей, они счастливы, что встретились с семьями и детьми, им нужно время и спокойствие. Я была не так долго рядом, чтобы успеть обо всем поговорить. Но, поверьте, желания разговаривать о политике у нас было меньше всего. Я ему рассказывала о внученьках, о том, как мы с ними рисовали для него, как ждут его в нашей школе. У нас там и до сих пор флаг висит, мы договорились, что снимем его, когда Рома приедет. А когда уже дома с внученькой пересматривали видео прибытия пленных, она увидела Рому и говорит: «Бабушка, наш Рома уже не в клетке!». Так ребенку запомнились кадры из суда, где Рома был за решеткой, тогда она у нас все время спрашивала, «почему Рома в клетке», мы пытались объяснить.
* * *
Во время нашего разговора пани Наталья вспомнила о... шубе. В предыдущем интервью (см. на сайте) она рассказала, как Роман купил ей шубу на первую свою зарплату, полученную на строительстве. В конце разговора договорились, что будет встречать сына в шубе — все надеялись, что моряка вот-вот отпустят. «Я о той шубе все время помнила. А когда 7-го числа ехали, вспомнила: вот шубу я и не надела, как обещала тогда в интервью. Ну, ничего, надену уже дома и сфотографируюсь в ней с Ромой», — пообещала Наталья Мокряк.
В настоящее время в Кропивницком и в селе Карловке, откуда родом командир катера «Бердянск» Роман Мокряк, готовятся торжественно встретить своего земляка.
Выпуск газеты №:
№166-167, (2019)Section
День Украины