История - самый высокий учитель, у которого самые плохие ученики
Индира Ганди - премьер-министр Индии

«Будемо молодих одружувати»

В музее Ивана Гончара воссоздают обряды украинской свадьбы
18 сентября, 1996 - 19:30
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Осень остается традиционной порой бракосочетаний у украинцев, как и несколько веков назад. Разве только традиции немного изменились, и вместо свадебного венка невеста одевает фату, а вместо обрядовых песен гостей развлекает тамада. Чтобы возродить давние традиции, в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» открылась выставка «Украинская свадьба: обрядовая атрибутика», которая продлится до 16 ноября. Гости музея увидят, как одевали молодых в разных регионах Украины — в частности, на выставке есть одежда из Средней Надднепрянщины, Покутья и Гуцульщины, — какие были свадебные сундуки, столы, посуда, чем угощали гостей, а также узнают, какие песни пели и какими обрядами сопровождалась свадьба. Те, кому повезло попасть на открытие выставки, смогли увидеть собственными глазами, как раньше наряжали молодую и украшали свадебное дерево — «гільце». Для этого фольклорные коллективы «Роксолания» и «Рожаница» устроили небольшое театральное действо.

Следуя обычаям, участницы «Роксолании» в роли дружек посадили молодую в вышитой рубашке на стул с подушкой и запели: «Будем молодих женити». Так обычно начиналось одевание молодой — обряд, который, видимо, во все времена считался самой трепетной частью свадьбы, когда ей заплетали косу и одевали свадебный венок как знак прощания со свободой и девичеством. Не прерывая пение, девушки заплели косу, завязали фартук, надели на шею невесты бусы, повязали красной лентой голову, а поверх нее — свадебный венок. Лишь после этого молодой мог увидеть свою будущую жену. Раньше это действо могло продолжаться целую ночь, но гостям праздника показали только короткий фрагмент обряда.

— Часть обычаев активно используется и ныне, когда молодые становятся на свадебный рушник, когда их благословляют родители перед бракосочетанием, используют иконы, а также стилизуют одежду под древность, одевая вышиванки. Часто молодые обращаются к нашему музею за консультацией, как пошить аутентичную одежду из определенного региона, как сплести венок и тому подобное, — рассказала заведующая отделом архивов Музея Ивана Гончара Лидия Дубиковская-Кальненко. — Никогда не прерывался обычай выпекать каравай, какие бы ни были времена. Это очень символично, так как каравай — это пожелание семейного счастья, уюта, достатка, любви, мира. До сегодняшнего дня сохранился обычай резать каравай и раздавать по кусочку всем гостям, потому что наши люди привыкли делиться счастьем с другими.

И хотя свадебной выпечкой гостей не угощали, почувствовать, как пахнет настоящий, свежеиспеченный каравай все-таки удалось. Их специально для выставки испекла этнограф из Львова Елена Наливайко. По ее словам, особой рецептуры в народе не было, но продукты должны быть как можно более изысканными: свежие яйца, собственноручно смолотая мука, масло, сбитое в масленице, мед из собственной пасеки и квасную опару (так называли заквашенную в воде муку, которую оставляли бродить на целую неделю). Этого придерживалась и Ольга Наливайко, только мед заменила сахаром, а квасную опару — дрожжами.

— Выпекали караваи в четверг, и поручали эту важную работу женщине, которая была достаточно зажиточной, счастливой в браке и имела детей. По сути, с четверга начиналось празднование свадьбы, когда плели венок и пекли караваи. В этот же день могли приглашать гостей на свадьбу. Пятница считалась пустым и выдержанным днем, потому что как-никак пост. Уже в субботу начиналась свадьба, и гуляния длились до утра. Я была недавно на свадьбе во Львове, так хозяйка жаловалась, что гости не пели. Но было некогда, потому что в пять начали, а в двенадцать закончили. Потом в понедельник и вторник были «закінчини», когда выпивали из бочек последнюю водку, сваренную на меде, — добавила Ольга Наливайко.

Еще один важный обряд, воссозданный на выставке, — украшение «гільця». Как показывали участники фольклорного коллектива, девушки украшали веточку яблони, груши, сосны или вишни колосками пшеницы, лентами, цветками, иногда конфетами, чтобы молодым жилось сладко. А парни в это время играли музыку, танцевали и пели.

— Вить «гільце» означало делать новое гнездо молодым, — рассказала участница «Рожаницы» Инна. — Так что к этому обряду относились очень осторожно и с большим уважением. «Гільце» символизировало молодость, красоту, целомудрие молодой и означало, что ей пора прощаться со свободой и девичеством. На самой свадьбе «гільце» ставили на стол молодым (в некоторых регионах втыкали его в каравай), что означало их дальнейшую счастливую жизнь, потому что дерево — это символ жизни. Также верили, что оно имеет магические свойства: отгоняет зло и приносит молодым счастье. Хотелось, чтобы эти свадебные обряды получили вторую жизнь, поэтому вся надежда на современных молодоженов...

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments