Поскольку украинская нация несколько веков искала своего освобождения, постольку мы расцениваем это как непобедимое ее желание выявить и черпать свой национальный окрас.
Микола Хвылевой, украинский прозаик, поэт, публицист

Дикарская утилизация

В столице собранные коммунальщиками автопокрышки начали сжигать и перекапывать
13 апреля, 2021 - 20:16
ФОТО С «ФБ-СТРАНИЦЫ» СЕРГЕЯ ВОЛКОВА

С конца марта коммунальные службы тщательным образом выполняют указание Киевской городской государственной администрации — собирают использованные автопокрышки из дворов города. В мэрии комментируют, что так длится кампания по «освобождению территорий районов от старых автопокрышек». Инициатива хорошая — ведь именно на шины как элементы благоустройства длительное время сетовали киевляне и эксперты. Это безвкусица и вред для окружающей среды одновременно. «В их состав входит свыше 120 вредных химических веществ, многие из которых являются сильными канцерогенами, которые пагубно влияют на здоровье человека, вызывая онкологические заболевания, — объясняли в мэрии старт шиносброчной кампании. — Во дворах домов годами накапливались старые шины, которые владельцы просто бросали после завершения их эксплуатации. При контакте с водой происходит вымывание из них целого ряда токсичных органических соединений, которые отравляют окружающую среду».

Следовательно, мотивация — понятна, освободить город и его обитателей от вредных элементов благоустройства. А вот избранные способы утилизации как раз вызвали критику у экспертов. Эколог Сергей ВОЛКОВ побывал на месте сбора шин в Деснянском районе. По его словам, коммунальщики собрали здесь до тысячи автопокрышек, часть из которых... перекопали с землей. В других районах города шины просто сжигали. То есть безопасностью, защитой окружающей среды и здоровьем обитателей уже никто не проникался?

ФОТО С «ФБ-СТРАНИЦЫ» СЕРГЕЯ ВОЛКОВА

«По обнаруженным фактам мы направили обращение в Госэкоинспекцию, на «Экомапу» (интерактивную карту Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов, где можно оставлять обращение об обнаруженных экологических нарушениях. — Ред.), которая направляет потом обращение на балансодержателя, то есть на КГГА, а дальше на органы благоустройства, — объяснил «Дню» Сергей Волков. — Информацию я предоставил всю, которую имею, но какой будет результат, увидим. Не хочется, чтобы это закончилось шумом. Потому что это практика несколько дикарская. Как правило, ею оперируют, к сожалению, коммунальные службы, и не только Киева. Из опыта работы в экоинспекции знаю, что основными нарушителями именно в элементах управления отходами являются органы местного самоуправления и подчиненные им структуры. Отходы накапливают, а сжигают вроде бы неизвестные люди в неустановленных местах, и потом дальше туда завозятся отходы. Такая ситуация была в Бориспольском, Бородянском, Бучанском районах. Это такой waste management Ukraine».

Все бы ничего, если бы киевские коммунальщики действительно не знали, что же делать с собранными со всего города шинами? Но в каждом районе города работают пункты приема отработанных автопокрышек именно с целью последующей утилизации. Раньше в КО «Київзеленбуд» объясняли, что изношенные покрышки «направляют на переработку как адсорбент для ликвидации нефтяных пожаров». Может, это не идеальный вариант, но, как утверждает Сергей Волков, безопасные механизмы утилизации все же существуют.

«Вообще генеральная линия такова, что должно быть изменено законодательство в Украине, именно в контексте этих отходов: шины, масла и автомобили, — продолжает эксперт. — Наше законодательство должно быть синхронизировано с европейским. Производители и импортеры той же резины должны нести ответственность не только за продажу автопокрышек, но и за конечную утилизацию. То есть в цене товара должна быть заложены расходы на утилизацию. Этого в Украине нет. Соответственно, эти процессы безопасной утилизации, которые запускались разными коммерческими структурами, одиночны. Я так понимаю, киевский менеджмент не наладил эту инфраструктуру, потому что им нужно платить деньги за утилизацию. То есть задачу выкопать поставили, а каким образом гарантировать безопасную утилизацию, за какие средства, за чей бюджет, с какой логистикой — это не было предусмотрено. В целом идея хорошая, но реализация получилась, как видим, не очень, до сих пор эти отходы складируются. Каждый балансодержатель пытается убрать их подальше с глаз, куда-то отвезти, накапливать или ждать команды сверху, или искать собственноручно, с кем заключить эти соглашения об утилизации. Я так понимаю, что это не было централизованным процессом».

Сейчас важно — изменят ли тактику коммунальщики, поскольку сбор шин из столичных дворов еще продолжается. И понесут ли ответственность нарушители? Если факты поджога нужно еще довести и найти, кто именно это делал, то истории с захоронениями шин — полностью могут иметь своих виновников. Сергей Волков объясняет, что недавно была зарегистрирована методика просчета загрязнения и засорения земель. В соответствии с этой методикой, экоинспекция может выставлять нарушителю существенные убытки. «Если лет пять тому назад такие убытки можно было выдвигать только к частным учреждениям, то теперь и к органам местного самоуправления, — отмечает он. — И это могут быть достаточно значительные суммы — сотни тысяч и даже миллионов гривен».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ