Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Имитация национального,

или Триумф бездумно-развлекательного формата
18 октября, 20:03
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 год

Нынешнее вручение Национальной телевизионной премии «Телетриумф» — юбилейное. Уже в десятый раз украинские телевизионщики получают символические статуэтки. Однако, если сравнить с 2001 годом (именно тогда Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания и Индустриальный телевизионный комитет положили начало премии), то существенный рост можно заметить разве что в количестве номинаций (их на этот раз 45), но никак не в качестве самого ТВ.

В этом году на получение телевизионной премии каналы и продакшн-компании представили 300 заявок, в частности, 43 заявки от региональных вещателей. Оценивали конкурсные работы 40 экспертов. Наибольшее количество статуэток — 14 на нынешней церемонии собрал «Интер». Это своеобразный реванш после прошлогоднего «падения». Хотя «отыгралась» первая кнопка страны не на качественных общественно-политических или документальных программах, а на сериалах. Две награды «Интер» получил за сериал «Небо в огне», шесть — за «Сваты». Ничего лучше «хорошего народного кино» современное украинское телевидение пока не придумало. Ведь в пределах украинских телевизионных реалий такое количество побед одного проекта свидетельствует не о его высоком уровне, а о том, что награждать у нас особенно некого. На протяжении всей церемонии награждения на сцену за наградами выходили одни и те же лица. «Новому», СТБ и ICTV, которые считаются неформальным холдингом Виктора Пинчука, досталось 20 статуэток, а «1+1» вместе с СІТІ, который входит в группу каналов «1+1», получили 8 наград.

В этом году, как и прошлом, в фаворе остается шоу «Украина имеет талант» — 4 награды. Достоин внимания новый проект «Гордость страны», который стал лучшим социально-политическим шоу. Но в целом прошлогодняя тенденция сохранилась — как можно больше развлечений, меньше всего чего-то, собственно украинского, правдивого, глубинного. В такой ситуации уместными выглядят слова ведущего церемонии Александра Педана, который, объявляя победителя в номинации «Историческая программа», абсолютно искренне сказал: «Когда жизнь подходит к старости, наступает время для исторических программ». Именно по такому принципу и работают как «Новый», ведущим которого является Педан, так и другие украинские каналы, которые даже так называемые документальные проекты сводят к чему-то популярно сенсационному, а национальное телевидение — к имитации национального телевидения.

«Специальный приз премии «Телетриумф-2010» получил председатель правления ЗАО «ММЦ СТБ» Владимир Бородянский. А в номинации «За особый вклад в развитие украинского телевидения» отметили Николая Слободяна — члена Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания в 1994—1999 годах, директора Института экранных искусств КНУ театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенко-Карого.

ПРЕМИЯ ДЛЯ СВОИХ

В этом году из 45 номинаций три касались сугубо региональных каналов. О том, что региональные вещатели способны создать интересный продукт, свидетельствует хотя бы фестиваль «Открой Украину», который ежегодно проходит в пределах Международной телевизионной ярмарки. Но Национальная телевизионная премия обычно обходит региональное вещание стороной — и своих, киевских, хватает.

— Премия «Телетриумф» — достаточно субъективная. Так выглядит, будто она является результатом определенных договоренностей, клановых симпатий и группировок, — утверждает режиссер, основатель медиа-школы телеведущих TV LAP Сергей АРХИПЧУК. — В последнее время прослеживается тенденция централизации премии; создается впечатление, что это не общенациональная награда, а «междусобойчик». Соответственно, это уменьшает вес «Телетриумфа». Ведь мы не можем сказать, что лучшие программы на телевидении такой большой страны создаются только в Киеве или только на каналах больших медиа-холдингов.

В этом году все три награды для регионального ТВ достались столичному каналу СІТІ, который входит в группу «1+1». Хотя региональные каналы подали на рассмотрение экспертной комиссии ни мало ни много — 43 заявки, кроме киевского вещателя, награждать, как оказывается, было некого. С одной стороны, некоторые программы СІТІ действительно выделяются на фоне общей примитивизации центрального телевидения; понятно также, что финансирование киевского канала, да еще и из холдинга «1+1», далеко не таково, как в регионах, но это не повод превращать «Телетриумф» в премию для своих.

Свидетельством постепенной деградации «Телетриумфа» в унисон с центральным телевидением стали и полупустой зал Октябрьского дворца, и постоянные «ляпы» ведущих, и полукомичная атмосфера самого награждения. Чем дальше, тем более очевидно: церемония вручения телевизионной премии никому, кроме «своих», неинтересна — отсюда и такое незначительное внимание к ней. А поведение ведущих, позволявших себе сомнительные шутки, заставляло забыть о слове «национальная» в названии премии. Возможно, дело в том, что давно пора по-другому расставлять приоритеты, и вместо помпезных церемоний делать ставку на качество. Как справедливо сказала Людмила Добровольская после победы в номинации «Ведущий/ведущая программы любого формата — регион»: «Экзамен на профессиональность мы сдаем не раз в год экспертному жюри «Телетриумфа», а ежедневно в эфире зрителю, поэтому было бы очень хорошо, если бы каждый из нас получал больше удовлетворения собственно от работы, чем от торжеств». И в самом деле, когда премию «Телетриумф» будут вручать не только каналам известных телебоссов, когда «заметят» проекты, которые создает канал «Культура», когда получат надлежащую поддержку одиночные, но действительно достойные внимания проекты, а на телевидении найдется место для многогранной страны, тогда телевизионная премия станет национальной, а помпезность не будет нужна, чтобы скрыть провинциальный фарс.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать