«Когда воюешь за свою землю, ты намного сильнее»
Боец батальона «Донбасс», который проходит лечение в Харькове, — о «странной войне», где сложно отличить своих от чужих, помощи местных жителей и о будущем Украины
37-летний Валерий Ольшанский был ранен в бою под Попасной 18 июля. Осколок прошил ногу, раздробил одну кость и застрял в другой. Операцию ему делали харьковские медики, и боец им благодарен за профессионализм. Валерий показывает зазубренный смертоносный кусочек металла, который вынули из его ноги, и улыбается. Но он как будто не здесь, а вместе с теми, кто остался на линии огня.
Валерий родом из Тернополя, работал таксистом. Его жена Лена — из Донбасса. Лена — хрупкая, кареглазая, Валера рядом с ней кажется еще больше. Улыбчивой дочке Насте 10 лет. Семья ненадолго приехала к бойцу в Харьков, пока он проходит лечение. Друзья нашли инвалидную коляску, и теперь Валерий с женой и дочкой гуляют по городу — ходили в Парк Горького и к памятнику Высоцкому, которого Валерий очень любит.
Валерий и Лена говорят, что не стояли на Майдане, но после захвата Крыма поняли, что в Украину пришла война. В мае Валерий сказал жене, что поехал к ее родственникам на Донбасс. Признался ей, что попросился в батальон, уже когда начал проходить военную медкомиссию. «Я надеялась, что его не возьмут, — вздыхает Лена. — Было много специальных комиссий за несколько дней. Он каждый раз звонил и просил: «Завтра меня будут смотреть, подержи за меня кулаки». И я же и не хочу, чтобы он прошел, но все равно сажусь вместе с дочкой и держим за него кулаки, чтобы его взяли. Потому что он этого очень хотел».
Валерий говорит, что стремился найти действующее боевое подразделение, чтобы выполнять настоящие боевые задачи, поэтому выбрал батальон «Донбасс», который сейчас относится к Национальной гвардии. В батальоне его прозвали Карп — «за молчаливость», смеется Валерий. Несмотря на необходимость длительного лечения, он собирается в ближайшее время вернуться в место дислокации батальона. «Ну и что, что гипс? — пожимает он плечами. — Поеду к своим, буду находиться на базе, готовить, помогать. Дома я не усижу».
«ВОЕВАТЬ ДОЛЖНЫ ТЕ, КОМУ ЗА 30»
Валерий называет эту войну «странной», где сложно отличить своих от чужих. «Идет террорист с автоматом. Выбросил автомат — и он уже мирный гражданин», — говорит боец. Кроме того, он отмечает коварство врагов. «Недавно мы пропустили через блокпост человека, слезно просившего вывезти свою семью, детей перед зачисткой города. А он оказался снайпером и убил нашего бойца», — рассказывает Валерий.
Замечает, что в этой войне не нужны окопы — все происходит очень быстро, сражаются небольшие группы, которые быстро меняют свое расположение. Но главное отличие этой войны от других, которые знакомы украинцам, он с товарищами видит в том, что это — защита родной земли. «В нашей разведроте воюет много «афганцев», опытных людей, которые прошли горячие точки. Они все говорят — когда воюешь за свою землю, то все ощущаешь по-другому, ты намного сильнее. У русских хорошие танки и самолеты, но у нас с ними разная война. Мы за родину воюем, а они — захватчики, которые подумали, что нас легко уничтожить. И ошиблись», — говорит боец «Донбасса». Валерий считает, что идет война не с русским народом, а с «бешеными псами», которые завелись в России и которым также является президент Путин.
Также Валерий уверен, что идти на фронт, участвовать в смертельном противостоянии должны зрелые и сознательные люди. «До тридцати лет не стоит идти воевать. Это серьезный взвешенный шаг, с полной ответственностью», — считает он. Главное, что обрадовало тернопольца на Донбассе, — это поддержка людей. «Я удивлен, что люди настолько помогают! Я этого не ожидал. Очень хорошие, добрые, открытые люди. Если бы все были заодно с самого начала, мы бы не воевали», — говорит он.
Многие в Донецкой и Луганской областях ходили на «референдум» неосознанно, уверен Валерий, и позже их украинских воинов мнение сильно изменилось. Сейчас абсолютное большинство местного населения встречает украинских воинов как освободителей. «В основном, люди поддерживают нас. Я заметил, что врагов намного меньше — только маленькая кучка, очень маленький процент не считают себя украинцами. Какое право они имеют говорить от всего Донбасса? Они не украинцы, но и не русские. Они — никто», — рассуждает боец. Валерий рассказывает, как после освобождения Артемовска ходил с другими бойцами по жилым кварталам в поисках остатков боеприпасов, ребята осмотрели четыре квартала, и везде люди были рады украинским бойцам, горячо их поддерживали, жаловались на сепаратистов, на беспредел. И просили дать номер телефона, чтобы позвонить, если увидят предателей.
«ГРЕХ БЫТЬ РАБОМ»
«Я пришел защищать не Донбасс, я пришел защищать Родину. Потому что эта чума может распространиться. Здесь не должно быть ни русских триколоров, ни американских звездочек. Только сине-желтый флаг», — уверен боец. Говорит, что это война священная, сам он из очень верующей семьи, а его брат — священнослужитель. Капеллан служит также и в батальоне «Донбасс». Читает для бойцов проповеди по-военному быстро, говорит, что «нужно всех простить», после чего одевает каску и подает пулеметные ленты. «Убивать захватчика не грех, — считает Валерий. — Грех быть рабом».
Боец «Донбасса» благодарен за моральную поддержку министру МВД Арсену Авакову, который часто находится на передовой. «Это же командующий, и он все время на позициях! Приезжал и к нам, и к нашим товарищам. У меня есть фотографии с Аваковым. Это, конечно, поднимает боевой дух», — делится Валерий.
Одной из острых проблем на освобожденных территориях Валерий считает то, что прежнее непатриотическое руководство города и силовых структур — МВД и СБУ — остается на своих местах. И создавать военные комендатуры — не выход, потому что присутствие военных будет создавать дополнительную напряженность. «Нужно ставить новых, правильных, людей, с патриотическими позициями. Их много!» — уверен Валерий.
Также есть проблемы в самом подразделении. «Очень большие проблемы со связью, нам нужны рации. Также тяжело с транспортом. Доезжать до позиций на автобусах — это смешно и нерационально. У нас нет даже такого вооружения, как у ВДВ. Хотелось бы, чтобы батальон «Донбасс» снабдили БТРами», — говорит Валерий Ольшанский.
На прощанье я благодарю бойца за мирное небо над Харьковом и Украиной. Слова «Героям слава!» сегодня обращены не к историческим личностям, а к таким, как он, самоотверженным защитникам, которые ежедневно закрывают собой страну.
Выпуск газеты №:
№144, (2014)Section
День Украины