Перейти к основному содержанию

Обвинители и обвиненные

В Киеве появился еще один кинофорум
01 июня, 21:07
ОДИН ЛИШЕ ПРИЇЗД ДО КИЄВА ПІТЕРА ЃРІНУЕЯ ЗРОБИВ ФЕСТИВАЛЬ ПОДІЄЮ, ЩО ЗАПАМ’ЯТОВУЄТЬСЯ / ФОТО УНИАН

Организаторы Киевского международного кинофестиваля, который в эти дни проходит в нашей столице, на приуроченной к его открытию пресс-конференции не уставали повторять, что град наш стольный достоин иметь солидный кинофорум. Напоминание о том, что в Киеве уже есть «Молодость», парировал Богдан Ступка, президент КМКФ: «Наш фестиваль является зрелостью». Оценив остроумие Богдана Сильвестровича, критики все же не поверили в то, что первый фестиваль (тем более, наспех организованный в условиях экономического кризиса) вот так вот сразу может стать зрелым. И взялись дружно его критиковать уже в день открытия, которое состоялось в Театре имени И. Франко. Тем более, что поводов и причин для этого было более чем достаточно.

Прежде всего, странным оказался фильм, которым открылся новый киевский кинофестиваль. «Странной» для открытия фестиваля игрового кино свою документальную картину «Рембрандт: я обвиняю» счел и сам ее создатель Питер Гринуэй. Британский режиссер, проживающий теперь в Амстердаме, лично прибыл в Киев, где не только представил публике свой последний фильм, но и провел пресс-конференцию для журналистов и мастер-класс для студентов. «Рембрандт: я обвиняю» является еще одной провокационной попыткой режиссера расширить возможности современного кинематографа, избавить кино от «тирании» четырех его составляющих: «текста», «кадра»», «актеров» и «камеры».

Сделав демократические ценности западного мира, — который довел идеи свободы и права до абсурда — своего рода религией, Гринуэй одержим желанием не только личного освобождения от каких-либо авторитетов. Он жаждет освободить кино от малейшей зависимости даже от диктата камеры, которая, как и привычная рамка кадра, сужает отображаемый мир (как это сделать, он сам с трудом может объяснить). В «Рембрандте...» режиссер с завидным знанием предмета и упорством искусствоведа, полностью поглощенного этим предметом, исследует знаменитую картину голландского мастера «Ночной дозор», один из персонажей которой был убит. Как и его литературный соотечественник — Шерлок Холмс — этот детектив-режиссер изучает все малейшие детали попавшего в поле его зрения предмета (в данном случае картины), пытается понять мотивы изображенных на полотне тридцати четырех персонажей, чтобы в итоге убедить нас в превосходстве визуального восприятия жизни. На его взгляд, из-за того, что мы привыкли воспринимать все через текст, через прочитанное или услышанное слово, мы не способны видеть окружающий мир во всей его полноте. Гринуэй, вслед за Рембрандтом, обвинившим изображенных в «Ночном дозоре» персонажей в заговоре и убийстве, обвиняет сегодняшнего зрителя в невежестве, нежелании вникнуть во все тонкости окружающих нас визуальных образов.

Питер Гринуэй, идеи которого многим могут показаться слишком радикальными (нам бы научиться сначала снимать хорошее традиционное кино, а потом уже бороться с окаменевшими традициями), самим только своим присутствием на кинофестивале привнес в него солидность. Как, впрочем, и Кшиштоф Занусси, возглавивший жюри, на суд которого было представлено четырнадцать картин, в том числе и две украинские — «Таинственный остров» Владимира Тихого и «Контракт» Веры Яковенко. Разговор о качестве отобранных на конкурс картин впереди, сейчас лишь только отметим ту несуразность, из-за которой первый Киевский международный фестиваль выглядит, как минимум, странным. За исключением российских «Юнкеров» (режиссер Игорь Черницкий), премьера которых состоялась в кинотеатре «Жовтень», вся конкурсная программа демонстрировалась в видеоформате в конференц-зале одной из киевских гостиниц и, соответственно, была доступна только членам жюри и полутора десятку посещающим ее рецензентам. Это, конечно же, неизбежно придало фестивалю местечковый характер.

Увы, и хотя гость фестиваля Марк Рудинштейн просил журналистов не обвинять, а наоборот — поддержать организаторов, избежать критики в их адрес очень трудно. Уж очень незрелым, болезненным оказалось их детище, которое, по прогнозам пессимистов, до следующего года может и не дожить. Тем более, что само его возникновение некоторые скептики, не верящие в свободные от корысти намерения украинских политиков и олигархов, от которых зависит финансирование такого дорогого и хлопотного мероприятия, как кинофестиваль, — связывают с предстоящими выборами. Так что весь критический запал этой заметки хотелось бы адресовать не столько в адрес организаторов Киевского международного кинофестиваля — конечно же, он нужен нашей столице! — сколько, тем украинским политикам и бизнесменам, которые мнят себя элитой нации, но при этом остаются очень далекими от искусства и культуры .

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать