Осень. Украина. Икебана
Профессор японского искусства провела в Киеве изысканный мастер-класс
Похоже, осень — невероятные цвета, загадочность, предусмотрительность, какая-то легкая грусть в природе — вскоре будет ассоциироваться у части киевлян с... Японией. Уже сложилась традиция: именно в это время профессора икебаны проводят свои мастер-классы. Ничего странного — осень дает нам фантастические цвета в природе — невероятное сочетание цветов даже в одном листке обычной для нас калины, что уже говорить о целом цветочном произведении — икебане. Вот и профессор икебаны Ямада Мидори взяла в руки темно-зеленый листочек, по форме похожий на кленовый, и чуть больше, в центре которого начала образовываться вишневая «звезда» и говорит: «Очень красиво... Очень красивые у вас цвета осенью... Он мне напоминает праздник вина в Молдове — я вчера оттуда вернулась. Сделаем композицию в честь праздника вина».
Ямада Мидори — профессор высшей 5-й категории искусства икебаны, она всю жизнь посвятила искусству. Госпожу Мидори называют Ямада Сенсей (учитель). Демонстрация икебаны — это не просто формирование композиций из растений — это обязательно и японская мудрость, философия, экскурс в прошлое Страны Восходящего Солнца: кажется, что все, что на душе у мастера — все он изливает во время демонстрации. А на душе то, что навеяли цветы и творческий процесс.
— Большие композиции — неустойчивы, что-то в них может не удержаться, накрениться, к этой икебане следует подойти не раз и не два.... Зато они — красивее. Также и женщины: «стойкая» женщина не так нравится мужчинам, как та, которой нужно помогать, которая хочет, чтобы ее мужчина опекал, — говорила госпожа Ямада и колдовала над следующей икебаной в то время, когда два парня пытались что-то поправить или в композиции, или в весе, чтобы ветки калины не клонились, а ваза не падала.
Сама же Ямана Мидори, очевидно, является «стойкой» женщиной, потому что жизнь проводит в поездках: Япония — Киев — Кишинев — Алматы — Москва — Владивосток, но говорит: «Не хватает сил на все, но нужно стараться, нужно стараться». Она — глава филиала Школы икебаны «Экинобо» в СНГ, у нее всюду есть ученики. Киевские ученики ей ассистировали — подносили растения, с которыми помог Ботанический сад им. Фомина.
— Женщины, когда вам подарили розу или другой цветок, не ставьте ее просто в стакан (госпожа Ямада говорила по-русски без переводчика). Лучше найдите современную вазу, возьмите еще две ветки — чтобы по размерам составляли две трети, и одну треть от подаренного цветка — и сделайте легкую икебану. Легкое придает легкость дому. И помните: самая высокая ветка — это небо, средняя — человек, наименьшая — земля. Это законы икебаны, которые отвечают целостности природы, их следует придерживаться, — рассказывала госпожа Ямада.
Еще один очень важный закон — все в природе закономерно, если уже появилось в ней, все имеет смысл и свое назначение. Например, у засохшего растения есть семена, а следовательно, оно несет в себе будущую жизнь.
Растения, которые Ямада Мидори использовала в своих десяти композициях — очень разнообразны по форме и цвету. Калина, хризантемы, сосна, камыш, розы, георгины, гладиолусы, гвоздики, папоротник, ветви красной герани, различные сухие цветы, полуувядшие листья — это только то, что я могла распознать, а еще было много растений с неизвестными названиями, которыми богат ботанический сад — все, что дарило глазам и душе радость. «Это подарки природы, они дают счастье», — говорит госпожа Ямада...
Делать из этих подарков природы произведения искусства — не так просто даже физически: не все ветки легко ломать или резать ножницами (кстати, в XVIII веке икебаной в Японии занимались только мужчины). К тому же, каждый элемент имеет свой смысл, несет определенную информацию — все необходимо учитывать. Икебана — это целая философия гармоничного сосуществования с природой и книга японской мудрости. Именно за популяризацию этого искусства в Украине, которую Ямада Мидори начала в 1994 году, недавно от правительства Японии она получила орден «Восходящего Солнца».
Выпуск газеты №:
№186, (2008)Section
День Украины