Отказываемся участвовать в дискредитации церкви
19 января 1992 г. харьковская община Украинской Автокефальной Православной Церкви положила начало службе Великого (Иорданского) освящения воды на источниках города. Уже первое богослужение собрало сотни людей в Саржином Яру на Шатиловке. По просьбе харьковчан в последующие годы наша община посещала источники на Шатиловке, Салтивке, Холодной Горе, Гончаровке, в других районах города, где не хватало храмов. Это соответствовало древней православной традиции, согласно которой после первого, главного освящения воды 5 (18 н. ст.) января, в сам день праздника, 6 (19 н. ст.) января, совершался крестный ход «на Иордан» — речку, озеро или пруд, — где проводился обряд освящения воды.
Проведение крестного хода «на Иордан» всегда сопровождалось в нашей общине службой полного обряда освящения воды с проповедью и распространением религиозной литературы. Мы рассматривали эту акцию как мессийную, которая должна обращать людей к христианской вере... Священники Украинской автокефальной православной церкви разъясняли, что спасает от бед и болезней не чудодейственная вода, а Божья милость, которая по молитве Церкви приходит через посредничество освященной воды к тем, кто с верой обращается к Господу.
Но уже с 1993 г. харьковские источники стали предметом политических спекуляций. Политики и чиновники, которые поддерживали другие религиозные организации, устроили альтернативные мероприятия на всех источниках, посещаемых харьковчанами. Попытки оградить права нашей общины не имели успеха. Поневоле мы стали участниками грубой кампании, сопровождаемой клеветой на нашу Церковь и ее священнослужителей. Представители других религиозных организаций при попустительстве власти распространяли открытки и выступали с речами, где пропагандировалась вражда на религиозном и национальном грунте. Эти преступные действия оставались безнаказанными, несмотря на обращение в прокуратуру.
В стремлении удовлетворить вкусы властных покровителей, Иорданское водоосвящение превратили в веселые народные гуляния. Церковный смысл Богоявления был утерян на фоне развлекательной формы. Фактически Иорданская святая вода начала восприниматься как сказочная «живая вода», которая совершает чудо сама по себе, без нашей веры, независимо от образа жизни тех, кто ее употребляет. Право же на освящение воды в удобное время на популярном источнике власть начала раздавать, как вознаграждение за ее поддержку.
При таких условиях участие в конкуренции за службу на источниках фактически делало бы нашу общину соучастницей унизительного балагана, который сеет суеверия и дискредитирует Церковь. Поэтому, руководствуясь заботой о душах православных христиан и добрым именем Украинской автокефальной православной церкви, консистория Харьковско-Полтавской епархии заявляет об отказе от дальнейшего участия в поездках на источники Харькова в праздник Богоявления (Крещения) Господнего. А когда группа парафиян изъявит такое желание в отдаленном районе города, священник может отправить для них отдельно обряд освящения воды. Накануне крещенских праздников можно договориться о посещении священником с освященной водой домов.
Предостерегаю всех харьковчан от участия в авантюрных акциях на источниках нашего города, которые будут устраиваться без церковного благословения и вместо получения Божьей благодати чреваты духовными недугами для тех, кто будет причастен к их проведению.
Выпуск газеты №:
№7, (2008)Section
День Украины