Парадоксы судьбы и творчества
В Кировоградском областном художественном музее впервые открылась выставка художественного наследия Владимира ВинниченкоВ истории Украины имя Владимира Винниченко по праву входит в первую десятку ее державотворцев: профессиональный революционер чуть ли не с 20-х годов, лидер УСДРП, главный редактор «Робітничої газети», он сделал сногсшибательную политическую карьеру и стал одним из вождей Украинской революции. С 1917 г. он занимал пост главы Генерального секретариата Центральной Рады. В 1918—1919 гг. возглавлял Директорию. Был автором почти всех деклараций и законодательных актов УНР, в том числе знаменитого IV Универсала.
В то же время романами В. Винниченко зачитывалась вся тогдашняя украинская молодежь: об этом мне рассказывала бывшая жительница Елисаветграда 1911 года рождения, которая сама перечитала их все подряд и с восторгом называла эти книги бестселлерами тогда, когда само упоминание о Винниченко было нежелательным. Его 20 изысканных драматических пьес, полных многочисленных символов, стали украшением украинского модерного театра (чего стоит только «Черная пантера и Белый Медведь»).
Когда наступило время тяжелых испытаний: позади — поражение революции, впереди — вынужденная эмиграция, без надежды надеясь, Владимир Кириллович взял в руки кисть и стал много времени проводить за мольбертом. Результатом этой творческой страницы стало около 100 картин и 4 альбома с акварелями и рисунками, о которых друг Винниченко, Николай Глущенко, отозвался так: «...не имея высоких профессиональных знаний, Винниченко еще с первых своих шагов в изобразительном искусстве удивлял своими постижениями...»
Впрочем, нам так еще далеко до постижения его гения во всей полноте! В мире нет ни одного памятника этому импозантному красавцу... Из 14 книг «Дневников» издано всего три, да и то в США. 24 тома его произведений были изданы в 1926—1930 годах, что является далеко не полным собранием сочинений. Слава Богу, что все это сокровище бережно сохранили и описали: по завещанию вдовы Винниченко Розалии Яковлевны его архив на правах депозита был передан Колумбийскому университету США, а УСАН (Украинская свободная академия наук) обязывалась в последующем повернуть его в Украину, когда она обретет независимость. В 2000 году Винниченковская комиссия УСАН, которую полвека возглавлял выдающийся ученый-патриот Григорий Костюк, подготовила на собственные средства возвращение в Украину (через тогдашнего премьер-министра В. Ющенко) 89 единиц хранения Института литературы им. Т. Шевченко НАН Украины: картины маслом, акварели, рисунки и т. п.
Недавно на Родину вернулись последние 20 картин из Винниченковской коллекции. Это событие и стало толчком к открытию кировоградской выставки, приуроченной к 130-й годовщине со дня рождения Винниченко и 20-летию Декларации о государственном суверенитете Украины. Кировоградцам первым в Украине суждено было своими глазами увидеть авторские работы Винниченко, а также портреты кисти Николая Глущенко, Андрея Сологуба, Николая Кричевского, Сергея Мако, Софии Зарицкой.
Почему в Кировограде? Потому что именно здесь, в бывшем Елисаветграде, 26 июля 1880 года по старому стилю родился будущий герой. Здесь учился в Елисаветградский мужской гимназии. Здесь сто лет спустя стал главным героем многолетних исследований ныне доктора филологии, профессора Киево-Могилянской академии и автора «Дня» Владимира Панченко, который снял фильм о Винниченко и Мужен, перевез в Украину мемориальные вещи писателя, написал книгу «Володимир Винниченко: парадокси долі і творчості».
Нынешняя выставка уникальна тем, что она — результат творческого содружества и сотрудничества многих государственных, научных и художественных учреждений. Так, возвращению наследия способствовала Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины (ее глава Юрий Савчук приехал на открытие). 19 картин (период написания — 1929—1939 гг.) предоставил Институт литературы (это учреждение на открытии представлял заместитель директора Сергей Гальченко).
Немалый вклад внесли и кировоградские областные учреждения: личные вещи (печатная машинка, портмоне, часы, печать и т. п.) Винниченко, ряд его картин и фотографий передал на экспонирование краеведческий музей; прижизненные издания — научная библиотека им. Д. Чижевского; запись в метрической книге и копии других документов — из областного архива; книги, посвященные В. Винниченко, медали работы Андрея Нименко, эскизы памятников ему скульпторов Аркадия Мациевского, Виктора Френчко, Григория Савченко и т. п. — из фондов Художественного музея, картина работы Валерия Давыдова «Владимир Винниченко» — из местного педагогического университета, который носит его имя. Как видите, в пределах одного репортажа невозможно перечислить всех причастных к реализации этой благородной идеи.
Так что вполне закономерно, что открытие выставки стало незаурядным событием и привлекло широкие круги общественности во главе с губернатором Сергеем Лариным и его заместителями. На открытие прибыла делегация из Киева (ученые, музейные работники и журналисты), приехали Владимир Панченко (кстати, ему вручили Грамоту областной госадминистрации «за добросовестный труд и высокий профессионализм освещения исторического и культурного наследия украинского народа»), академик Александр Федорук (автор альбома «Володимир Винниченко —художник», министр транспорта Украины Константин Ефименко (который как раз находился на Кировоградщине с целью воссоздания здесь аэропорта).
На торжественной церемонии открытия выставки звучали обязательные речи, выступали правительственные чиновники и деятели культуры, мигали вспышками кино- и фотомастера. А на собравшихся со стен смотрел МАСТЕР: то хитро прищурившись, то грустно, то немного пренебрежительно, то вопросительно и как бы говорил: вот я весь перед вами, я для Украины сделал все, что мог. Теперь — ваш ход, потомки. Чем ответим?
Выпуск газеты №:
№127, (2010)Section
День Украины