Paris, je t’amie: кадры, сделанные с любовью

Фильм «Париж, любовь моя» (хотя точнее будет «Париж, я люблю тебя»), который, к сожалению, вышел на экран только одного столичного кинотеатра «Київ», является довольно необычным для нашего проката. Картину составляют 18 пятиминутных короткометражек; каждая часть посвящена отдельному району французской столицы. А тема обозначена названием: любовь и Париж, любовь в Париже и к Парижу. Среди авторов — такие непохожие режиссеры, как Том Тыквер («Беги, Лола, беги»), Гас Ван Сент («Слон», «Последние дни»), мексиканец Альфонсо Куарон («И твою маму также», «Дитя человеческое»), Вес Крейвен (вечный «Кошмар на улице Вязов»), лидеры американского независимого кино братья Коэн. Плюс выдающиеся актеры Фанни Ардан, Жюльетт Бинош, Стив Бушеми, Уильям Дефо, Жерар Депардье, Эмили Мортимер, Натали Портман, Миранда Ричардсон, Элайджа Вуд.
Конечно, такие альманахи очень неоднородны, ведь их создают очень разные — в том числе и по уровню одаренности — авторы. Но, очевидно, магия Парижа дала о себе знать. Режиссерам фильма удалось создать действительно разнообразное кинематографическое полотно.
Самым лирическим, безусловно, является фрагмент Тома Тыквера. История слепого юноши и девушки-актрисы (Натали Портман) вышла у него как трогательное, даже мелодраматическое визуальное стихотворение о встрече и расставании, о чувствах и об иллюзии чувств.
Гас Ван Сент сосредоточился на том, что предшествует встрече — попытках найти взаимопонимание и сделать первый шаг. Его герои, которые знакомятся как-то бегло, между делами в типографии, где работает один из них, на самом деле, не понимают друг друга из-за языкового барьера. Казалось бы на этом и должно было закончиться, однако, быть им вместе или нет, решается в последнюю секунду.
В общем такой короткий формат произведения требует резкого слома сюжета — чтобы успеть за пять минут рассказать историю от начала до конца. Например, Альфонсо Куарон просто отслеживает вечернее свидание молодой матери с мужчиной, который сначала кажется отцом ее ребенка, а потом оказывается дедушкой. А вот братья Коэн устраивают трагикомическое приключение бедняге из Америки. Тот, в прекрасном характерном воплощении Стива Бушеми, верит туристическим байкам о Париже — городе любви и загадочно улыбающейся Моны Лизы. Вместо этого попадает в жестокий переплет, втянувшись в садомазохистскую игру заносчивой парочки настоящих парижан. Александер Пейн к своей героине — тоже туристки с другой стороны Атлантики — отнесся более сочувственно. Монолог простодушной женщины, которая работает почтальоном в далеком Денвере, звучит и смешно, и проникновенно, а, в целом из всех признаний в любви к Парижу, которые есть в этом фильме, это — предпоследнее — выглядит лучшим.
Романтику можно найти и другим способом. Винченцо Натали рассказал историю в стиле черной вампирской комедии, причем главного упыря играет украинка по происхождению Ольга Куриленко, ее жертву — вышеупомянутый Вес Крейвен, а парня, который влюбился в кровожадную красавицу — Элайджа Вуд. Сама госпожа Куриленко, хотя эмигрировала из Киева в 16-летнем возрасте, не забыла ни родного языка, ни города своего рождения: приехав представлять фильм осенью на фестивале «Молодість», сказала несколько фраз на очень приличном украинском языке. Что же касается Крейвена, то он отснял нечто отнюдь не ужасное, наоборот — сентиментальное: о девушке, которая хочет, чтобы ее все время смешили, и о ее юноше, в которого ради экстренной помощи в сердечных делах вселяется дух самого Оскара Уайльда. Блестящие диалоги и виртуозная актерская игра выделяют фрагмент, сорежиссером которого выступил Жерар Депардье: от словесной дуэли, которую ведут между собой пожилые супруги, оторваться невозможно. А самый смешной и в то же время изысканный фрагмент, безусловно, создал Сильвен Шоме, режиссер блестящего мультфильма «Трио из Бельвиля», номинированного в свое время на «Оскар». Здесь Шоме сделал прекрасную зарисовку о семье мимов и Эйфелевой башне: эта маленькая картина, в которой анимация совмещена с игрой прекрасных актеров, запоминается сразу…
О французской столице снято очень много лент, выдающихся и совсем незаметных; можно даже сказать, что существует еще один Париж, целиком составленный из этих экранных образов. «Paris, je t’amie» в этом непрестанном киностроительстве — не первый и не последний фильм. Однако без него Париж кинематографический — который, собственно, и видят люди по всему миру — уже невозможен.
Выпуск газеты №:
№15, (2007)Section
День Украины