Он прав!
Михаил Зурабов: «Сильная власть — это та, которая может собирать налоги»Предложения России украинской стороне по сотрудничеству в различных сферах экономики в условиях экономического кризиса ограничены по времени. Об этом в понедельник заявил Посол России в Украине Михаил Зурабов, выступая в Ливадийском дворце (Ялта) на заседании международного круглого стола на тему: «Украина и Россия: новое взаимодействие», который состоялся в рамках международного фестиваля «Великое русское слово».
Посол напомнил о, по его убеждению, положительном примере экономического сотрудничества — договоренности по Черноморскому флоту и по газу. «Харьковские соглашения — это возможность дать Украине перевести дух, потому что те финансовые возможности, которые Украина получила в связи с подписанием харьковских соглашений, дают ей возможность заняться серьезными реформами. Именно с этой логикой действует сейчас руководство Украины», — считает Зурабов.
Однако вместе с тем дипломат высказал убеждение, что для проведения необходимых экономических реформ в Украине должна быть сильная власть, добавив при этом, что в его понимании сильная власть — это та, «которая может собирать налоги». «На Украине, я смею утверждать, это в полной мере не осуществляется, — считает посол. — Прежде всего, речь идет о крупных, зачастую структурообразующих отраслях и предприятиях. Если действительно государство проявит свою равноудаленность, и эти налоги будут собираться, я вас уверяю, это повлияет и на уровень коррупции. Это две тесно связанные между собой вещи, и любая власть начинает именно с этого».
Что всем этим хотел сказать Зурабов? Намек нашей власти быстрее осуществлять экономическую экспансию россиян в Украину (по примеру харьковских соглашений) понятен. Но зачем было обсуждать украинское налогообложение? Тем более такой постановкой вопроса: «Сильная власть — это та, которая может собирать налоги... На Украине (посол, к сожалению, пока не усвоил, что правильно говорить «В Украине». — Ред.), я смею утверждать, это в полной мере не осуществляется». То есть в России считают нынешнюю украинскую власть слабой? Или нынешнее налогообложение Украины и вправду должно вызывать опасение у наших торговых партнеров?
Напомним, что в Программе экономических реформ на 2010 — 2014 годы предусмотрена налоговая реформа, стратегическими целями которой являются снижение налоговой нагрузки и увеличение налоговых поступлений. Вместе с тем, ранее при формировании госбюджета за основу был принят высокий показатель ожидаемой динамики налоговых поступлений: предполагается прирост налоговых доходов на 36%, или на 54 миллиарда гривен. Кроме того, Верховной Радой в мае был принят закон (№6337), предусматривающий изменение норм налогообложения прибыли, учета и администрирования НДС, повышение ставок акцизных сборов, что должно будет способствовать увеличению объемов поступлений в госбюджет. По мнению экспертов, все это будет способствовать дальнейшей тенизации экономики. «Увеличение налоговой нагрузки на фоне низких темпов восстановления реального и финансовых секторов экономики будет стимулировать субъекты хозяйствования не к увеличению налоговых отчислений, а к поиску новых путей уклонения от уплаты налогов и сборов», — указывается в сообщении агентства Кредит-Рейтинг со ссылкой на директора департамента рейтинговых исследований Ольгу Шубину.
В Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) «Дню» отказались комментировать дискредитирующие высказывания российского посла в адрес работоспособности украинской системы налогообложения. Тем временем в отчете ГНАУ о выполнении плана за І квартал этого года сообщается об инициировании 306 проверок больших плательщиков налогов. По их результатам, в бюджет было дополнительно начислено налогов и сбором на сумму 18,5 миллиона гривен. При этом открыли 71 криминальное дело по фактам уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ВЛАСЕНКО, народный депутат Украины, экс-заместитель главы Государственной налоговой администрации Украины:
— Налоговая система Украины (и этот факт признан всеми международными экспертами) является наиболее запутанной налоговой системой в Европе... А для уменьшения коррупции необходимо создание нормальной, понятной, не очень запутанной и, конечно же, прозрачной системы налогообложения. Нынешняя же система налогообложения коррупцию будет только порождать. Приведу пример: в Украине — минимальный налог с дохода физлиц 15%. Но при этом отчисления на фонд оплаты труда составляют порядка 30%. Соответственно, уплата этих налогов теряет всякий смысл, ведь это получается 50% от суммы (имеется в виду совокупная часть налогов с работодателя и работника), чтобы выплатить легальную белую зарплату. Конечно же, это — экономически бессмысленно. И, конечно же, все ищут способы это обойти.
Но я думаю, что оценка украинских реалий — это внутреннее дело Украины, и послу соседнего государства не следует давать оценки и рекомендации, как действовать нынешней власти. Это раз. Во-вторых, много авторитарных режимов стали авторитарными на лозунгах борьбы с якобы беспорядками и якобы необходимостью сильной власти в стране. То есть под лозунгами сильной власти формируются авторитарные правительства. Не стоит забывать, что есть некоторые демократические процедуры и не нужно через них переступать.
Выпуск газеты №:
№98, (2010)Section
День Украины