Перейти к основному содержанию

Припять как разменная монета

О рисках международного водного пути Е40 и украинской позиции
11 февраля, 18:23

Часто в бытовом общении мы вспоминаем, что та или иная речка когда-то была судоходной, а теперь похожа на тонкий ручеек, где даже птицам тесно. Идея расчистить реку до прежних размеров часто остается лишь невоплощенным замыслом. Но в ситуации с вероятной расчисткой реки Припять водоем вообще лучше не трогать.

В планах правительства — провести дноуглубление на Припяти, которая является частью проекта по созданию международного водного пути Е40. Экологическое сообщество Украины, Польши и Беларуси категорически против таких мероприятий, в отличие от украинской власти.

СОЕДИНИТЬ ДВА МОРЯ

Водный путь Е40 должен проходить по маршруту Гданьск — Варшава — Брест — Пинск — Мозырь — Киев — Херсон. Идея соединить между собой Черное и Балтийское моря возникла в 1996 году. Проект поддерживает Европейская экономическая комиссия. Создание водного пути длиной в две тысячи километров предусматривает выпрямление речного русла, строительство гидротехнических сооружений вдоль Припяти, Западного Буга, Вислы и Днепра.

В прошлом году филиал государственной компании «Администрация морских портов Украины» провел тендер на проведение дноуглубительных работ на Припяти за 10 миллионов гривен. Украина обещает завершить эти работы до 1 мая. Речь идет об «Услугах по текущему ремонтному черпанию судоходных речных внутренних водных путей общего пользования на украинском участке р. Припять», их выполнит ООО «Соби». Ранее общество выполняло работы из гидронамыву песка на Десне, причем с нарушением законодательства.

Почему нельзя вмешиваться, грубо говоря, в жизнь водоемов, все это время неутомимо объясняют эксперты Украины, Польши и Беларуси в пределах своих государств и во время международных встреч. Активисты объединились в коалицию «СТОП Е40». За время ее деятельности несогласие с планами строительства водного пути выразили 20 белорусских и 13 украинских общественных организаций. Соответствующую петицию подписали жители трех стран.

«Мы считаем Припять нашей Амазонкой, она протекает через 11 ценных природных территорий, в том числе через один национальный парк, — цитируют белорусские издания Ольгу КАСКЕВИЧ, национального координатора компании «СТОП Е40» и инженерного эколога ГО «Багна». — На территории Украины Е40 также проходит через охранительные территории, которые входят в Изумрудную сеть».

Как утверждают природоохранники, на нашем участке, где запланировано углубление речного дна, насчитывается 66 редких видов и 25 мест обитания, которые охраняются Бернской конвенцией. Дноуглубление реки изменит гидрологию русла реки и заводи. Другими словами, это уничтожит тамошнее видовое многообразие.

РАДИАЦИОННАЯ УГРОЗА

Но наибольший риск от дноуглубительных работ, по мнению экологов, — это вероятность радиационного загрязнения воды из-за поднятия радиоактивных частей из донных отложений, поскольку все работы будут проводить в пределах зоны отчуждение ЧАЭС. Как уточняла ранее в комментариях СМИ Ольга Каскевич, коалиция получила письменные ответы НАН Беларуси, бывшего Минэкологии Украины, которые подтвердили угрозу радиационного загрязнения.

«Это значит, что дноуглубительные работы будут проходить на зараженных территориях. Ведь в 1986 году в Киевском водохранилище советские инженеры построили ловушки для радиоактивного ила, благодаря которым он не дошел до Киева, — объяснял глава Украинской природоохранной группы Алексей ВАСИЛЮК. — Украина принимает все возможные меры, чтобы оставить вне поля зрения эти донные отложения. Почему еще этот вопрос так важен для Украины? Потому что вдоль Днепра живет две трети населения, используя воду из реки в питьевых целях. Малейшая угроза радиации будет иметь огромный резонанс».

Как уже упомянул эколог, помимо Припяти под угрозой оказывается Днепр. Этим вопросом уже занялись чиновники в регионах. Так, депутаты Черкасской областной рады недавно обратились к Президенту Украины и Кабинету Министров с призывом провести исследование Днепра и Припяти на наличие радиоактивного ила.

«Воплощение этого проекта невозможно без строительства гидросооружений и углубления дна русел рек, что приведет к движению радиоактивного ила вниз по течению Днепра — наибольшей водной артерии Украины, воду из которой потребляют свыше 30 миллионов украинцев, ведь Днепр питает свыше 70 украинских городов», — отмечали депутаты Черкасской области в своем обращении.

Однако в «Администрации морских портов Украины» убеждают, что дноуглубительные работы на Припяти предусматривают разработку почвы на нескольких перекатах, которые не содержат в себе радиоактивных веществ, а дноуглубительные работы будут сопровождаться соответствующим мониторингом.

«Техническое задание на закупку услуг ремчерпания на Припяти имеет свои особенности. Прежде всего это касается соблюдения всех требований и процедур, установленных администрацией зоны отчуждения. Таким образом, до начала работ будут проведены предварительные исследования уровня радиологического загрязнения. Потом, после получения согласования от Администрации зоны отчуждения, работы будут вестись под их постоянным мониторингом», — объяснял бывший руководитель АМПУ Райвис ВЕЦКАГАНС.

УКРАИНСКИЙ ПОЛИТИКУМ «ЗА» 

Ранее наши природоохранители жаловались, что длительное время не могли получить от государственных органов власти дорожную карту реализации проекта. Из открытых источников известно, что в 2018 году АМПУ и ЗАО «Белтопэнерго» подписали меморандум относительно строительства водного пути Е40. Год назад МБО «Экология — право — человек» в очередной публикации, посвященной водному пути, отмечала, что ни один высший орган исполнительной власти в Украине, причастный к обсуждению проекта, не ответил, на каком этапе обсуждения он находится.

Также эксперты отмечали, что проект лоббируется представителями партии Петра Порошенко, а процесс согласования тщательным образом скрывают от украинцев. Времена изменились, а новые кормчие государства вместо того, чтобы выяснить целесообразность и риски проекта, взялись за активные переговоры по поводу запуска водного пути.

Во время форума YES, который проходил в сентябре прошлого года, премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что для правительства это приоритетный проект, для его воплощения остается только выстроить конструктивный диалог с партнерами. Прошлой осенью во время визита Президента Украины в Беларусь главы двух стран обсуждали экономические преимущества проекта Е40. Беларусь уже привлекла частные инвестиции и готова принимать крупногабаритные суда и строить новые порты. Владимир Зеленский заметил, что Украина и Беларусь действительно должны наращивать торговое сотрудничество.

В рамках визита нашей делегации в Беларусь министр инфраструктуры Владислав Криклий также отметил, что Украина предпринимает активные шаги для максимального развития своего участка пути на Днепре, а возрождение Е40 является одним из первоочередных задач по развитию речного транспорта и логистики в целом.

Однако воплощение международного проекта происходит с нарушением украинского и международного законодательства. Подобные проекты должны обязательно проходить через процедуры оценки влияния на окружающую среду и стратегическую экологическую оценку.

«Река Припять является трансграничным водотоком, работы по дноуглублению должны выполняться с учетом положений Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных водных объектов. В соответствии с требованиями украинского законодательства, европейских директив и положений Оргусской конвенции, такие проекты подлежат обязательному общественному обсуждению. Любые дноуглубительные работы должны согласовать с Бассейновым советом Припяти. Дноуглубление на Припяти нельзя причесть к «эксплуатационному ремонтному черпанию», так как после Чернобыльской катастрофы регулярные навигации по реке не осуществлялись 33 года», — считает Алексей Василюк.

Общественные организации призывают правительство сначала провести комплексную процедуру ОВД проекта речного пути Е40, обсудить его на национальном уровне, только потом принимать взвешенные решения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Владислав Криклий: «Проект вышел на стадию практической реализации»

Когда материал уже был готов, стало известно, что проект по возобновлению речного пути Е40 вышел на стадию практической реализации. Об этом заявил министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий по результатам встречи с министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексеем Авраменко, сообщает www.kmu.gov.ua.

«Нашей основной задачей и целями последующего сотрудничества являются развитие речного судоходства на реках Припять и Днепр, возобновление полноценного судоходства, в том числе в пределах реализации проекта Е40. Проект по возобновлению международного речного пути Е40 вышел на стадию практической реализации. Работы по черпанию и доведению судоходных глубин до необходимого уровня, а также другие мероприятия запланировано начать с открытием навигации», — заявил Владислав Криклий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать