Разыскивается инвестор...
Строительство морского терминала для сжиженного газа на 10% снизит долю «Газпрома» на украинском рынкеУкраина приглашает американские энергетические компании к сотрудничеству для строительства LNG-терминала по поставкам сжиженного газа. Личное приглашение потенциальным партнерам озвучил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, подводя итоги заседания украинско-американской рабочей группы по вопросам энергетической безопасности в Вашингтоне.
«Украинской стороной осуществляются мероприятия с начала сотрудничества с транснациональными корпорациями относительно развития и производства нетрадиционного газа на территории Украины. Хотел бы отметить, что мы заинтересованы в налаживании сотрудничества в этой сфере со США», — детализировал министр. Он также проинформировал американскую сторону о шагах, которые украинское правительство предпринимает для диверсификации источников поступления в Украину природного газа.
К числу последних, несомненно, можно отнести и запуск нефтепровода
Одесса — Броды, который начал перекачивать в аверсном режиме каспийскую нефть в Беларусь. Такое событие накануне визита украинской делегации в Вашингтон вряд ли осталось незамеченным. Оно лучше всего свидетельствует о росте загруженности отечественной нефтетранспортной системы, укреплении энергетической безопасности Украины, стран региона и Европы в целом, ведь — это диверсификации поставок энергоресурсов в Каспийско-Черноморском пространстве. Словом, имидж Украины как надежной страны-транзитера в глазах иностранных инвесторов должен был бы укрепиться.
Настолько ли убедительны аргументы украинской стороны для американских компаний, которые хотят видеть партнерами по строительству LNG-терминала по поставкам сжиженного газа? И какими могут быть условия украино-американского сотрудничества в этом вопросе? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Валерий БОРОВИК, председатель правления альянса «Новая энергия Украины»:
— У украинских компаний недостаточно ни финансов, ни опыта для реализации такого масштабного проекта. Поэтому позитивно, что правительство хочет привлечь ведущие американские компании. Насколько мне известно, технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта должны подготовить до конца 2011 года. Но в настоящий момент распространяются слухи, что этот процесс должен ускориться до середины этого года, и это дополнительный аргумент в пользу привлечения американских компаний. Думаю, что работа над терминалом все-таки будет осуществляться на условиях украинско-американской кооперации, возможно, на основе создания консорциума таких компаний. С американской стороны интерес к терминалу сжиженного газа может проявить Halliburton, которая уже работала на нашем рынке. Правда, официальной позиции по этому вопросу компания не выражала. Но опыт работы на украинской территории она уже имеет.
С одной стороны, поиск инвесторов свидетельствует, что правительство серьезно настроено на строительство терминала. Но... это может быть и одним из аргументов на время проведения торгов по газовым вопросам с Россией. Но как бы то ни было, в случае построения LNG-терминала он отберет 10% объемов газовых поставок российского монополиста на украинском рынке. Это небольшой процент, но доходы от него — существенные.
Богдан СОКОЛОВСКИЙ, уполномоченный экс-президента Украины Виктора Ющенко по энергетической безопасности, эксперт по энергетическим вопросам:
— Есть несколько опытных американских компаний, которые могут прийти работать на наш рынок. Их опыт подкреплен реальными действиями США — там активно добывают у себя сланцевый газ и развивают все, что связано с этим газом. По моему мнению, заявления министра Бойко в США — это серьезный призыв вообще для инвесторов, ведь для строительства первой очереди терминала (мощностью до 5 миллиардов кубических метров в год) нужно найти более 1 миллиарда долларов. Украина таких средств не имеет. За оказанную помощь американские компании могут претендовать на определенную долю прибылей, например, одну треть. Но Украина и ее население получит выгоду от этого терминала, даже при условии другого распределения прибылей. Если в 2012 году начнется строительство терминалов, то через два-три года получим альтернативный канал поставок энергоресурса и уменьшим свою зависимость от «Газпрома». А это, в свою очередь, будет способствовать уменьшению цены российского голубого топлива для Украины.
Выпуск газеты №:
№27, (2011)Section
День Украины