Репутация Украины — мишень для провокаторов
Лилия ШЕВЦОВА: Россия оказывается в очень неприятной и лицемерной ситуацииЗавтра в Верховной Раде министр внутренних дел Анатолий Могилев на протяжении часа будет отвечать на вопросы парламентариев. Среди которых, скорее всего, будет и вопрос: почему вообще стали возможны провокации со стороны радикальных сил, приведшие к столкновению между представителями ВО «Свобода» и членами партий КПУ, «Родина», «Русское единство», а также ветеранами в День Победы во Львове? Начальник Департамента милиции общественной безопасности МВД Виктор Ратушняк уже заявил, что провокации осуществляли люди с повязками ВО «Свобода». Генеральная прокуратура в свою очередь создала рабочую группу для изучения событий во Львове. Однако будет ли дана надлежащая оценка львовским событиям?
Накануне праздника СМИ неоднократно предупреждали, что в этот день готовятся провокации. Более того, постановлением суда было запрещено «проведение 9 мая сборов, митингов, походов или других собраний, кроме тех мероприятий, которые предусмотрены распоряжением Львовского городского головы и главы ЛОГА». Несмотря на это, власти не остановили провокации и не предупредили потасовку. Поэтому сегодня каждый трактует эти события по-своему: представители власти пытаются выглядеть миротворцами, оппозиция критикует власть, участники конфликта обвиняют друг друга. Одним словом, каждый ищет свои дивиденды.
Российская Госдума требует наказать украинских националистов. «Депутаты Государственной Думы считают, что организаторы и участники кощунственных провокаций во Львове должны быть немедленно наказаны в соответствии с законодательством Украины», — говорится в принятом российским парламентом документе. А некоторые представители России, как, например, первый вице-спикер Совета Федерации РФ Александр Торшин, считают: для того, чтобы не повторялись львовские события, России следует усилить работу российских неправительственных организаций в Украине.
«Это предвыборный клип Владимира Путина, — говорит политолог, директор Центра информационных проблем территории НАН Украины Петр Жук (УНИАН). — Как известно, где-то через месяц в России стартует предвыборная президентская кампания, нужно им показать, что он за что-то борется — жесткого президента, враги — националисты. Запланировали — и сделали. Свободовцы активно приняли в этом участие: кто — сознательно, кто —несознательно. Полагаю, некоторые из них прекрасно понимают — кто, как и для чего использует это».
В то время, когда сегодня Россия сама не может разобраться с проблемами неофашизма, она пытается поучать Украину. Ситуация во Львове продемонстрировала, что наша страна в очередной раз оказалась объектом провокационных технологий. Все мы помним газовые войны с Российской Федерацией, когда нам перекрывали вентиль. Европа мерзла, а Россия с помощью информационных войн наносила Украине серьезные не только экономические, но и репутационные потери. Сегодня во Львове опять применены технологии, и Украина еще раз дискредитирована в глазах мирового сообщества.
КОММЕНТАРИИ
Семен НОВОПРУДСКИЙ, ответственный секретарь газеты «Московские новости»:
— Сегодня сложно говорить о том, что вообще Россия делает на постсоветском пространстве, прежде всего, по отношению к Украине и Беларуси. Так получается, что эти две страны уже несколько месяцев находятся в центре внимания российской внешней политики. На мой взгляд, российские власти постепенно начинают понимать, что новая украинская власть не является пророссийской, как это казалось раньше. Это раздражает Кремль. Другое дело, есть ощущение, что сегодня российская власть настолько занята внутриполитической борьбой, что события во Львове могли быть для нее вполне неожиданными. Да, в России сейчас тоже раздаются голоса, что, мол, события во Львове в некотором смысле имеют российский след и даже были спровоцированы из России. С моей точки зрения, вряд ли это так. Понятно, что часть украинских политических сил, особенно в Одессе и Крыму, участвовавших в этих событиях, делают политическую ставку на Россию, надеясь на поддержку. То, что реакция Госдумы резче реакции МИДа, — вполне естественно, потому что Дума, которая ни за что в России не отвечает, может говорить все, что угодно. В этом смысле она имеет больший карт-бланш на выпускание политического пара. Не думаю, что все эти события как-то принципиально изменят украинско-российские отношения. Если украинские власти действительно верят, что при нынешней российской власти Россия каким-то образом может стать существенным политическим союзником для Украины, то они сильно ошибаются.
Лилия ШЕВЦОВА, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги:
— Если Львовским судом было принято решение не проводить никаких мероприятий, не провоцировать людей, которые по-разному относятся к этим событиям, и к Советской Армии, и к украинскому национальному движению, то сам факт приезда представителей русских общин из Крыма, где понятно, какие деньги «стимулируют» эти общины, был провокацией. Хотя, конечно, кто будет поддерживать агрессивные действия в отношении флага и дипломатических работников? Это понятно. Но в таком случае это провокация, которая вызвала агрессивность, по поводу которой мы теперь протестуем. Таким образом, Россия оказывается в очень неприятной и лицемерной ситуации. Провокацию вызвали представители тех движений, которые российская официальная сторона, Лужков, Затулин постоянно подпитывали, постоянно поощряли, поддерживали. Поэтому российская сторона косвенно ответственна за произошедшее.
Что касается быстрой реакции Москвы на события во Львове. Как всегда, российская реакция очень часто похожа на поведение вдовы, которая сама себя высекла. Каждый раз, когда мы начинаем делать оценочные заявления относительно любой другой стороны, возникает вопрос, который касается нашей российской принципиальности и российского лицемерия. Вот российская официальная сторона и весь политический бомонд вдруг восстали в состоянии праведного возмущения и рассерженности в связи с тем, что украинские националисты вышли на улицы, испортили нам наш святой праздник, который является, действительно, одним из серьезных консолидирующих факторов в российском обществе. Но почему-то российский бомонд и официальная сторона ничего не имели против и достаточно спокойно относятся к российским националистам, которые говорят вещи, неприемлемые для балтийских народов, украинского народа.
То есть мы не видим соринку в собственном глазу и не знаем, как реагировать на собственную ксенофобию и на собственный животный национализм. У нас российская элита, в том числе, прежде всего, ее официальная официозная часть, не останавливается перед тем, чтобы высказывать вещи, оскорбительные для украинской стороны. И я вспоминаю в качестве такого примера, как президент Медведев, стоя спиной на фоне российских военных эсминцев, видимо, отдыхая на Черном море, угрожал бывшему президенту Ющенко. Ну чем это поведение президента Медведева, скажем, благороднее, достойнее, политически целесообразнее, чем провокация украинских националистов? Поэтому я достаточно критически отношусь к каждой российской кремлевской официальной реакции на подобного рода вещи. Я считаю, что, прежде чем оценивать поведение других, мы должны посмотреть, что делается у нас на собственном подворье.
Предвидела ли российская сторона провокации во Львове? Мы не можем предвидеть то, что происходит у нас в собственных городах. И когда у нас на улицы в декабре вышли 30 тыс. представителей российской молодежи — националистов. Мы не могли предвидеть день, когда это началось. Как могли здесь, в России, в Москве предвидеть то, что произойдет во Львове?
Я считаю, что мы должны каким-то образом найти спокойную реакцию в отношении этого дня. Я предпочитаю, чтобы те, для кого важна Победа и символ Победы, могли выходить на улицы 9 мая. А другие — желательно, чтобы выходили 8 мая либо раньше и отмечали день национального примирения. Собственно, ООН и приняла решение о том, что нужно именно чтить память убитых, пострадавших во время Второй мировой войны. Но у нас, в России, как раз в рамках нынешней системы, нынешней ментальности утвердилось совершенно другое отношение к этой дате именно как к Победе, а не как к примирению, а не как к необходимости почтить память всех павших. Совершенно другая ментальность.
Выпуск газеты №:
№79, (2011)Section
День Украины