«Самое важное – не потерять темп»
Лилия Гриневич рассказывает об итогах визита в СШАВ Украине много обсуждений вызывают американские санкции против российских должностных лиц и «друзей Путина», предоставление противотанковых комплексов «Джавелин» и другая помощь Штатов в оборонной сфере. Но также мы много сотрудничаем с этой страной по гуманитарным направлениям, в частности образованию.
На прошлой неделе министр образования и науки Украины Лилия Гриневич имела плотный график встреч в Вашингтоне: государственный секретарь по вопросам образования в США Бетси Девос, представители Всемирного банка, Государственного департамента Соединенных Штатов. Почему эти встречи стали «большим толчком» в отношениях Украины и США в сфере образования, Лилия Гриневич объяснила «Дню».
ПРИОРИТЕТЫ — ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАЧЕСТВО ВУЗОВ
— Лилия Михайловна, что именно интересует Соединенные Штаты в реформах образования в Украине? Насколько там осведомлены о ситуации?
— В первый день визита я встретилась с государственным секретарем по вопросам образования в США Бетси Девос. Она уже год на своей должности, у нас был достаточно долгий и продуктивный разговор. Создается впечатление, что мы можем обогатить друг друга новым опытом. Я рассказывала Бетси Девос о Новой украинской школе, о том, что мы делаем в профессиональном образовании, — у США есть свои проблемы в этой сфере. Мы договорились сотрудничать, я пригласила Бетси Девос в Украину для последующих консультаций.
Теперь мы разрабатываем возможные направления сотрудничества. В частности, нас интересуют две сферы, достаточно успешные в Соединенных Штатах. Во-первых, это цифровая компетентность и использование цифровых технологий в учебном процессе. Для нас это требует очень больших ресурсов, а в США готовы технологические решения.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ США ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ (АНАЛОГ ДОЛЖНОСТИ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ) БЕТСИ ДЕВОС И МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ЛИЛИЯ ГРИНЕВИЧ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ В ВАШИНГТОНЕ. «ТЕПЕРЬ МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ НАД ВИЗИТОМ БЕТСИ ДЕВОС В УКРАИНУ И КОНКРЕТНЫМИ ПУНКТАМИ НАШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА», — ГОВОРИТ ЛИЛИЯ ГРИНЕВИЧ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ США
Вторая тема — обеспечение качества высшего образования. У нас с этим большие проблемы. До сих пор нет Национального агентства по обеспечению качества высшего образования и не развивается система общественного и профессионального надзора за качеством высшего образования. Закон «О высшем образовании» дает возможность НАОКВО аккредитовать независимые центры. Наша идея — узнать из американского опыта о процедурах такого независимого оценивания, ведь главное — это инструменты. Эта оценка должна быть объективной, независимой и правильно доноситься до потребителя. Поскольку она нужна в первую очередь для того, чтобы студенты выбирали, в какое высшее учебное заведение хотят поступать. Для нас это важно и с точки зрения распределения государственных средств, нужно связать оценку работы вузов с их финансированием.
«МЫ ПОСТОЯННО РАБОТАЕМ, ЧТОБЫ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯЗЫКОВОЙ СТАТЬИ»
— Также вы рассказывали в «Фейсбуке», что в Государственном департаменте обсуждали так называемую языковую статью закона «Об образовании». На днях представитель МИД Венгрии Тамаш Менцер заявил, что не было достигнуто никакой договоренности относительно украинского образовательного закона, а Украина и в дальнейшем не выполняет рекомендации Венецианской комиссии. Как ситуацию с «языковой статьей» воспринимают в Штатах? Можем ли мы заручиться здесь поддержкой этой страны?
— Да, в Государственном департаменте состоялась встреча с главой Бюро европейских и евроазиатских отношений Вессом Митчеллом. У нас с ним был достаточно плодотворный разговор при участии посла Украины в США Валерия Чалого. Я привела наши аргументы относительно этой ситуации, мы также представили проект дорожной карты последующей имплементации языковой статьи.
Для нас важно улучшить качество преподавания украинского языка. В этом году мы зарезервировали в государственном бюджете средства для кабинетов украинского языка в школах нацменьшинств. Также мы объяснили, что понимаем трудности венгерских и румынских школ, потому что их языки принадлежат к другим языковым группам, этим детям тяжелее учить украинский, мы должны удлинить им время на введение предметов на украинском. Мне кажется, в Госдепе уже сложилась более четкая картина по поводу нашей языковой статьи.
Мы продемонстрировали, что готовы сотрудничать, дискутировать, имплементировать рекомендации Венецианской комиссии, которые достаточно сбалансированы и не нуждаются во внесении изменений в сам закон. Мы можем отрегулировать все на уровне заключительных положений, в частности относительно удлинения переходного периода с двух до пяти лет, до 2023 года.
Также мы договорились о последующих консультациях. Кстати, 14 февраля на площадке МОН запланирована еще одна консультация с венгерским меньшинством — уже третья. Мы постоянно работаем с ними, чтобы снять напряжение. Но нужна добрая воля относительно сотрудничества с другой стороны.
В данный момент мы сотрудничаем с Польшей, Болгарией, Румынией, но более острые заявления все время раздаются со стороны Венгрии. Там этот вопрос политизируется, потому на уровне наших дипломатических ведомств пытаемся убедить венгерскую сторону, что должны работать непосредственно над образовательными аспектами.
«ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЖЕТ ЗАНЯТЬ ПЯТЬ-СЕМЬ ЛЕТ»
— Вы вспоминали, что в отношениях с американскими партнерами важно сотрудничество относительно цифрового образования. На какую помощь в этом плане мы можем рассчитывать? Чего в целом ожидать в этом году относительно распространения цифрового образования в Украине?
— Есть бюджет, который выделяется в 2018 году, — 54 миллиона на создание национальной электронной платформы и коллектива, который будет работать над ней. А также 41 миллион — на электронные учебники. Впервые мы будем закупать электронные учебники, а также представим бесплатные пдф-версии бумажных учебников.
Настоящий электронный учебник включает в себя разные возможности визуализации, видео и тому подобное. Это достаточно дорогие продукты. Я встречалась с представителями компании Amazon. Мне было интересно услышать их мнение относительно критериев, которые мы должны закладывать в работу электронной платформы и электронных учебников. Также у меня была длительная встреча в Мировом банке, где обсуждался возможный долгосрочный проект по поводу развития цифровой компетентности в Украине. Потому что проблема не только в создании платформы, но и в том, чтобы потом ею могли пользоваться все учителя и ученики. Это и обеспечение устройствами, и обучение учителей.
Сегодня у нас существует «цифровой разрыв» между учителями и учениками, дети в селе не имеют возможностей овладеть навыками цифровой компетентности. Это требует более длительных инвестиций и проектов. Всемирный банк занимался этим в нескольких странах. Поэтому мы договорились об экспертной оценке Всемирного банка по этому поводу. Они сделают обзор по Украине, и через год-два мы можем рассчитывать на согласование такого проекта.
МОН будет прорабатывать документы относительно критериев к электронным учебникам, а Всемирный банк даст нам международную экспертизу, чтобы мы разрабатывали эти критерии правильно, с учетом уже «набитых шишек», через которые прошли другие страны.
— Сколько времени может занять полноценное введение цифрового образования в Украине?
— Для меня полноценное его введение — готовая национальная платформа с материалами по всем предметам, развитой рынок электронных учебников и наличие соответствующих устройств, с которыми может работать каждый учитель и ученик. Если смотреть с такой точки зрения, это, по меньшей мере, пять, а может и семь лет.
«ВАЖНО, КАКИЕ ЦЕННОСТИ НАС ОБЪЕДИНЯЮТ»
— Еще вы писали, что визит осуществляется не за средства государственного бюджета. Где находили средства для него?
— Этот визит состоялся за средства фонда «Евразия», который пригласила меня для участия в мероприятиях в рамках Национального молитвенного завтрака с президентом США. Это ключевое мероприятие, вокруг которого происходят и другие. Например, Украинский молитвенный завтрак, на котором я выступала. Я решила воспользоваться этой возможностью, чтобы совершить нужные официальные визиты.
Кстати, в Государственном департаменте мы также встречались с представителями Бюро образования и культуры, которое имеет интересные программы, связанные с возможностями обмена для наших студентов и преподавателей. Для украинских специалистов это может быть большим ресурсом профессионального роста. Наш разговор завершился тем, что следует увеличить квоты для украинцев, чтобы больше наших ученых и преподавателей могли поехать на такие стажировки.
— В целом, насколько визит в США оправдал ожидания? Как теперь должно продлиться сотрудничество с этой страной?
— Дан большой толчок нашим отношениям в сфере образования. Каждая личная встреча на высоком уровне предает больше энергии, чтобы можно было дальше сотрудничать по этим вопросам. Сейчас самое важное — не потерять темп, чтобы, например, мы продолжали коммуникацию со Всемирным банком. У нас должны пройти видеоконференции, связанные с экспертизой критериев электронных учебников и подходов к платформе электронного образования. Также мы будем работать над визитом Бетси Девос в Украину и конкретными пунктами нашего сотрудничества.
Кстати, сам молитвенный завтрак и мероприятия в его рамках являются прекрасной возможностью для построения отношений между нашими должностными лицами и парламентариями Соединенных Штатов Америки. В пределах этих мероприятий прошло много встреч, на которых была возможность обсудить вопросы, связанные из адвокацией дел Украины. Для нас важным является признание США Голодомора как геноцида, и это мы обсуждали со многими парламентариями. Также меня поразила ценностная платформа, на которой пытаются продолжать державницкие традиции Соединенных Штатов Америки, заложенные еще их отцами-основателями. Думаю, дискурс о ценностях и традициях молитвенных завтраков происходят оттуда и обязывают всех чиновников и политиков дать себе отчет о том, что нельзя переходить «красные линии», это влияет на антикоррупционную политику, отношение людей к своему труду. Мне кажется, это один из уроков, который нужно вынести украинцам. Очень важно, какие ценности развития государства нас всех объединяют.
Выпуск газеты №:
№25, (2018)Section
День Украины