Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Слово о Генерале

23 января, 19:09

В Киеве 21 января после тяжелой болезни умер заслуженный юрист Украины генерал-лейтенант юстиции в отставке Владимир Ильич Пристайко — сотрудник Института оперативной деятельности и государственной безопасности, в прошлом — заместитель главы Службы безопасности Украины.

В этом году ему исполнилось бы шестьдесят семь...

Знали и уважали генерала не только профессионалы, причастные к сфере юриспруденции или оперативной деятельности. Согл асны с этим и мои друзья-журналисты за пределами ведомства, в котором нынче работаю: Виктор Шпак, Виктор Набруско, Владимир Черкун, спортивные репортеры Валентин Щербачев, Валерий Рекунов, Юрий Сай, Юрий Бондарь. Последняя книга Владимира Ильича о футбольной легенде «Был ли «матч смерти»? Документы свидетельствуют» (второе издание) вышла в свет в Украинской издательско-полиграфической компании «ЕксОб» весной 2006 года. Тогда же при активном участии генерала любительская футбольная команда «Журналист Украины» организовала и провела матч дружбы на киевском стадионе «Старт» со сборной немецких журналистов «Шпигель» — в знак почтения украинских футболистов памятного 1942 года.

Кажется, совсем недавно генерал в свободные минуты с удовольствием выходил на спортплощадку, играл в воротах и в защите. Защититься же от сильнейшего удара судьбы, к сожалению, не смог...

Футбол — это не единственное увлечение в широком спектре жизненных интересов, которые не были непосредственно связаны с профессиональной деятельностью Владимира Ильича. Он обладал творческой натурой, хорошо владел словом и не закапывал свои таланты в землю.

В свое время работал в следственных органах КГБ УССР и СБ Украины, принимал активное участие в законотворческой деятельности и реабилитационной работе. Как законодатель завоевал авторитет, был членом исполкома Союза юристов Украины, Всеукраинского юридического совета и Украинской ассоциации международного права. Он один из тех, кто работал над проектами законов «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» (принят 17.04.1991) и «О Службе безопасности Украины» (25.03.1992). Эти документы, как известно, повлияли на судьбы многих наших соотечественников.

Для человека, по выражению историка Юрия Шаповала, «напрямую заангажированного в нелегкий контекст коммунистической спецслужбы», путь Владимира Пристайко к прозрению был непростым. Но «благодаря своему характеру, благодаря стремлению всегда доходить до сути явлений, какое бы временное расстояние не отделяло их от нас, он это сделал... Он прошел этот путь, стремясь быть честным в первую очередь перед самим собой, не боясь говорить и писать о таких вещах, в отношении к которым рассудительные люди (не только из тогдашнего КГБ, но и из академических кругов) проявляли «осторожность».

После напечатанной в 1993 году первой книги «Жертвы репрессий» вышло научно-документальное издание «Дело «Союза освобождения Украины»: неизвестные документы и факты» (1995, подготовлено в соавторстве с Юрием Шаповалом). Авторы ответили на вопросы, с какой целью было сфабриковано дело, почему подсудимые, среди которых были известные украинские интеллектуалы, признавали безосновательные обвинения и как сложились впоследствии судьбы этих людей и судьбы чекистов — «режиссеров», руководивших процессом. Впоследствии в соавторстве были изданы книги о трагичном десятилетии (1924— 1934 гг.) Михаила Грушевского, деле «УНЦ», «ЧК-ГПУ-НКВД в Украине: лица факты, документы» и другие.

Василий Овсиенко, политзаключенный советских концлагерей, как-то высказал мнение:

— Если бы каждый бывший кагебист написал хотя бы одну книгу, то это уже была бы для него реабилитация. Генерал Пристайко сделал значительно больше — и в соавторстве, и сам; он был в редколлегии трехтомника «Последний адрес. К 60-летию соловецкой трагедии» — уникального научно-документального труда о Великом терроре и украинском «расстрелянном возрождении»...

Вклад генерала в исследовательское дело трудно переоценить: более полутора десятилетия он «делал свое необыкновенно важное дело», считают бывший директор Государственного архива СБ Украины полковник в отставке Александр Пшенников и известный правозащитник, в прошлом политзаключенный Семен Глузман. Да и своими творческими достижениями в журналистике я во многом обязан именно Владимиру Ильичу. Его предложение возглавить группу искателей, которые осенью 1997 года отправились в Беломорье работать в архивах Регионального управления ФСБ РФ по Архангельской области, стало судьбоносным: тогда я впервые попал на Соловецкие острова и «заболел» ими на всю жизнь.

Как редактору последней книги Пристайко мне в совместной работе всегда импонировали его ответственность и искреннее уважение к читателям. Будто чувствуя непоправимое, он писал развернутые отступления-воспоминания — своеобразные экскурсы в глубины памяти и собственного жизненного опыта, в лично пережитое. Не даром и один из своих сборников, который посвятил жене Раисе Павловне, генерал назвал «Я жил вместе со страной...» (2004). Эти его свидетельства останутся людям как документы эпохи.

Владимир Пристайко жил по очень простому правилу, которое определил для себя: «хорошее — поддержи, плохому — помешай». Служба в органах госбезопасности дала ему возможность ознакомиться с «тайной архивов», выяснить механизм фабрикации уголовных дел во времена тоталитаризма. Эта работа в большой степени была и потребностью души, призывом совести, как сам он писал, «...желанием понять суть событий, постичь всю глубину трагедии, которую пережил мой многострадальный народ».

Начав трудовую деятельность следователем районной прокуратуры, будущий генерал впоследствии служил в УКГБ УССР в Одесской области, в Киеве, на руководящих должностях в системе следствия КГБ республики, а потом — в СБУ, был ответственным за ее взаимодействие с Верховной Радой Украины, обеспечивал публичную часть деятельности ведомства, представляя его за пределами официального офиса. Как опытный правовед был членом Межведомственного координационного совета по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий, государственным экспертом по вопросам тайн, руководителем украинской части совместной украинско-польской рабочей группы и членом редколлегии многотомного научно-документального издания «Польша и Украина в тридцатых—сороковых годах XX века. Неизвестные документы из архивов специальных служб». И это отнюдь не исчерпывающий перечень того, что делал Владимир Ильич на государственный службе и как общественный деятель.

Неординарную личность и специалиста высокой квалификации, каким знали Владимира Ильича его коллеги, уверен, еще не раз вспомнят добрым словом не только соратники из СБУ и его коллеги-юристы. Генерал был человеком в высшей степени порядочным, имел много друзей, ценил это высокое чувство и оставил после себя благодарную и светлую память.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать