Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Спасти от войны

Почему волонтеры просят государство создавать дома семейного типа для пожилых людей из серой зоны
08 января, 18:56
ХОСПИС В ПРИФРОНТОВОМ ГОРОДЕ ЧАСОВ ЯР / ФОТО СЕРГЕЯ НУЖНЕНКО

«Вам тепло, удобно, не голодные? Каждый день нас об этом спрашивают девушки, хотя мы же им чужие люди. А они к нам, как к родителям», — так описывает атмосферу в доме для пожилых людей Нина Михайловна СЕМЕНКИНА. Заведение, где она живет, работает в селе Скибин, что под Броварами на Киевщине. Нина Михайловна перебралась сюда из ныне оккупированного «ЛНР» Алчевска еще до начала военных действий. Так сложилось, что после смерти мужа накопились долги за квартиру, решением суда ее у женщины отобрали. Чтобы Нина Семенкина не очутилась на улице, руководитель хосписа для людей пожилого возраста Олег ГОРБАЧЕВ забрал ее в свой дом.

Сейчас в Скибине живет 30 человек. Последние жители переехали сюда из прифронтовой территории и из линии разграничения. Волонтеры и активисты общественных организаций самостоятельно создают для пожилых людей гериатрические заведения вблизи линии фронта или на свободной территории. Содержат их на собственные средства. Как добавляет Олег Горбачев, ежемесячно члены его команды сдают определенную сумму, чтобы было за что содержать людей в Скибине и в серой зоне. Но силами волонтеров невозможно помочь всем пенсионерам, которые остались вплотную к войне без родственников, денег и документов.

Общественная организация Гуманитарная миссия «Пролиска» в рамках проекта УВКБ ООН «Поддержка и защита громад серой зоны» подготовила проекты закона и положения о домах семейного типа для лиц пожилого возраста и людей с инвалидностью. Это поможет узаконить заведения для пожилых людей, созданные волонтерами самостоятельно.

«Еще в 2001 году Министерство труда и социальной политики издало приказ №549, что «в дом-интернат принимаются на государственное содержание люди пожилого возраста, которые достигли пенсионного возраста, и люди с инвалидностью первой и второй группы старше 18 лет, которые по состоянию здоровья нуждаются в постороннем уходе... и которые не имеют работоспособных родственников, обязанных их содержать по закону», — объясняет Елена ГРИГОРЬЕВА, директор департамента адвокации ОО «Пролиска».

«Попасть сюда можно при условии отсутствия работоспособных родственников, — подчеркивает Елена. — Это условие является препятствием для людей из прифронтовой зоны, чтобы попасть в дом престарелых. При этом 50% населения серой зоны — это люди пожилого возраста. Их дети часто не имеют возможности помогать им, даже финансово. Социальные службы в начале войны сократились, многие работники выехали в более безопасные места. Пожилые люди поддерживаются только волонтерами. Кому-то нужно помочь возобновить документы, а кто-то не может за собой ухаживать. Именно эта ситуация обусловливает, что общественные организации создают маленькие дома престарелых. Но они не нормированы, нуждаются в легализации и государственной поддержке».

Волонтеры предлагают взять как образец дома семейного типа для детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки. Говорят, что их содержание обойдется государству значительно дешевле. Например, сейчас на одного человека в гериатрическом пансионате тратится 7000 гривен. В доме семейного типа достаточно двух прожиточных минимумов, это 3600 гривен. Сумма меньшая за счет другого количества персонала и более дешевого содержания помещения. К тому же сам статус дома семейного типа предусматривает другую атмосферу. Например, в Скибине каждый из жителей хосписа имеет свои обязанности, так, Нина Михайловна отвечает за стирку одежды, кто-то помогает несколько раз в неделю готовить обед.

«У нас люди не просто живут, мы им помогаем с документами, возобновлением пенсии и даже налаживанием отношения с родными. Хотелось бы, чтобы в этом нам помогало государство, потому что есть много вещей, которые без него не решить. Но почему-то на пожилых людей мало обращают внимание. В действительности эта проблема существовала и раньше. В мирные времена в дом престарелых в Луганске была очередь в тысячу человек, а теперь эта проблема еще больше обострилась, — констатирует Олег Горбачев. — Только через наш дом прошли свыше двух тысяч человек. Большинство людей попали к нам именно через махинации с жильем, когда помещением пользуются мошенники. Иногда дети просто выгоняют стариков, переписывают на себя квартиры, и эти люди оказываются на улице».

Следующий этап, по замыслу активистов, — отправить проект закона на рассмотрение парламента, а проект положения — в Министерство социальной политики. Этот процесс может растянуться на месяцы, но в итоге чиновники должны понять: от их решения зависят судьбы сотен пожилых людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать