Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Учителя вне системы

Что могут принести в школьное обучение специалисты без педагогического образования?
28 января, 18:37
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

На днях интернет-сообщество взбудоражила новость: в новом Законе «Об общем среднем образовании» нет требования, по которому учитель должен иметь именно педагогическое образование. Преподавать в школе может профильный специалист с высшим образованием, но с дипломом любого вуза. Система среднего образования раньше была не готова пускать к себе людей «извне». Но эксперты убеждены, что нововведение может положить начало обновлению системы образования, правда, это только небольшая часть необходимых изменений.

ЧЕМ ПОМОЖЕТ НОВАЯ НОРМА?

Требование о наличии у учителей именно педагогического образования появилась в законодательстве относительно недавно — в Законе об общем среднем образовании, принятом в 1999 году. До того такого требования не было ни в Законе Украины «Об образовании» 1991-го, ни в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик «О народном образовании» от 1985-го. В недавно принятом Законе «Об образовании» обязательное педагогическое образование заменили профессиональной квалификацией педагогического работника. Ее можно получить как в специализированном вузе, так и через другие образовательные программы, которые предусматривают квалификацию педагога, и через опыт работы.

Главный эксперт группы «Освіта» Реанимационного пакета реформ Владимир БАХРУШИН отмечает: то, что в законе отсутствует требование педагогического образования, позволит решить ряд проблемных вопросов. Во-первых, понятие педагогического образования было достаточно размытым. Много лет классические университеты готовили учителей математики, физики, химии, истории, географии, биологии по научным специальностям. При этом программы подготовки предусматривали изучение студентами определенного количества психолого-педагогических дисциплин и практику в школе, а также присвоение выпускникам профессиональной квалификации учителя. Такие программы реализуются некоторыми университетами и сегодня. Но формально это не является педагогическим образованием, поскольку основной их смысл направлен на научную, а не на педагогическую составляющую.

Во-вторых, сегодня в отдельных городах и районах — дефицит учителей. Допуск к работе в школе выпускников непедагогических специальностей после определенной стажировки или педагогической интернатуры может помочь частично решить эту проблему.

В-третьих, реформа общего среднего образования предоставляет школам право вводить собственные предметы. Это будет наиболее актуальным для профильной (старшей) школы. При этом педагогические специальности высшего образования могут не предусматривать подготовку учителей по таким предметам. Но некоторые другие (не педагогические) программы университетов могут быть направлены на подготовку специалистов в соответствующих предметных областях, которых можно будет привлекать к преподаванию в школе.

В-четвертых, учреждения образования, особенно специализированного и профильного, заинтересованы в привлечении высококвалифицированных профессионалов для проведения факультативов, отдельных занятий, циклов лекций, кружков. Но эти профессионалы, которые могут быть профессорами университетов, народными артистами, заслуженными тренерами и тому подобное, обычно имеют непедагогическое высшее образование.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОД СОМНЕНИЕМ

Безусловно, есть и аспекты, которые могут создавать трудности как для администрации школы, так и для самих учителей-непедагогов:

«Привлечение к работе в школе на постоянной основе выпускников непедагогических специальностей требует изменения некоторых нормативных документов, которые ограничивают возможность присвоения таким преподавателям квалификационных категорий и, соответственно, выплаты им достойных зарплат, — объясняет Владимир Бахрушин. — Далеко не все потенциальные учителя имеют понимание особенностей работы с детьми разного возраста, навыки работы с классом, улаживания конфликтов. Но эти проблемы возникают и у молодых учителей, которые имеют педагогическое образование».

Качественное педагогическое образование дает свои преимущества: знание основ педагогики и психологии, методики преподавания конкретных предметов, понимание того, чем является современная школа, как она функционирует. Но специалист, который не учился на педагога, лучше знает предмет преподавания, особенности практического применения соответствующих знаний, может иметь собственный опыт их создания и применения в различных сферах. Компенсировать же пробелы в знаниях можно на специализированных курсах, путем самообразования и, в конце концов, через собственный опыт.

«Могут быть упреки по поводу того, что выпускник педагогического вуза более подготовлен с методической точки зрения, — предполагает заместитель директора столичного лицея «Универсум» Марк БОБРОВСКИЙ. — Но никакой особой методической подготовки в педагогических вузах в настоящее время не ведется. Там просто изучают науки. Есть «методика преподавания», но преподается она формально. Производственная практика в школах часто тоже формальная. Поэтому преимущества у выпускника педагогического вуза над выпускником классического сейчас нет».

НЕТ ПРЕПЯТСТВИЙ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕОДОЛЕТЬ

Инна Рахмистрюк два года преподавала зарубежную литературу в Боярском академическом лицее «Гармония». Попала туда через волонтерский проект «Учи для Украины» и до начала работы педагогического опыта практически не имела:

«Перед тем, как начать работать в сентябре два года назад, у меня из педагогического бэкграунда было шесть недель летнего тренинга, который включала в себя программа, и мой личный опыт работы с детьми, например, в галерее, где я работала раньше, или на волонтерских началах на фестивалях», — рассказывает Инна.

В то же время девушка поступила на магистратуру по специальности «педагогика среднего образования» университет Гринченко. Признается, что вначале соответствующих знаний действительно не хватало, но все удалось быстро наверстать.

«За последние два года я преподавала во всех классах средней и старшей школы, кроме седьмых. Уроки мне нужно было составлять самостоятельно, и делать это качественно. Независимо от того, есть педагогическое образование или нет, ты сталкиваешься с проблемой, что тебе надо подготовиться к уроку, а нормального ресурса для этого нет. Планы уроков можно взять из методичек или из интернета. Но эти планы обычно начинаются со стишка или сценок вроде «девочка осень заходит в класс и посыпает всех листьями...». Ты смотришь на это и ужасаешься. Мне же нужен нормальный урок с упражнениями, расписанными форматами, которые я могу выбрать, и темами вопросов. Но такие задания найти сложно. Мне приходилось составлять их самой, потому что это было быстрее и проще для моего ментального здоровья, чем читать вот это все. Главная проблема — нехватка адекватного ресурса, где можно найти идеи для своих уроков. Пожалуй, надо как минимум лет пять проработать, чтобы тебе было легко справиться со всеми задачами».

ГЛАВНОЕ — ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

Педагоги в основном не против, что среди коллег появятся люди без профильного образования.

«Без педагогического образования можно работать, — утверждает заместитель директора лицея «Универсум» Марк Бобровский. — Главное — это желание учиться у самого учителя. Если оно есть — это можно реализовать».

Сам Марк Бобровский в сфере образования работает уже 34 года и педагогического образования тоже не имеет. В то время закон не предусматривал, что работать в школе могут только выпускники педагогических вузов, и таких, как пан Марк, было значительно больше, чем сейчас. Впоследствии появились законодательные барьеры, и поток кадров «обмелел».

«Работники без педагогического образования были, есть и будут, — объясняет пан Бобровский. — Законодатель записал это, ориентируясь, прежде всего, на учителей физики и информатики. Это дефицитные должности. Поэтому, если мы запишем, что могут приходить люди без педагогического образования, может, эта проблема решится. Сегодня информатику можно просто ликвидировать, потому что некому работать. В сельских школах учительствуют выпускники этих же школ, которые просто умеют работать с компьютерами. Есть заведения, где вообще не преподается физика. В аттестат, конечно, что-то ставят, потому что надо поставить, ведь не может быть аттестат о среднем образовании без физики. Не уверен, что проблема дефицита учителей этих специальностей решится полностью, но можно будет хотя бы частично улучшить ситуацию, которая есть сейчас».

«ЧЕЛОВЕЧНЫЙ ПОДХОД»

На решение этой проблемы имеют надежду и родители. Сопредседатель общественного объединения «Родители SOS» Алена ПАРФЕНОВА рассказывает: ее коллеги по сообществу восприняли эту идею преимущественно одобрительно. Законодательство предусматривает, что кроме высшего образования, человек, который претендует на должность в школе, должен иметь соответствующее физическое и психологическое состояние. Поэтому родители надеются, что благодаря этому в школы придут действительно хорошие, квалифицированные специалисты, которые смогут найти подход к их детям.

«Надеемся, что в этой сфере вырастет конкуренция, — объясняет Алена Парфенова. — Такое нововведение позволит заполнить вакансии, которые сегодня есть. Не думаю, что у детей будут с этим проблемы. Дети быстро реагируют на нововведения и воспринимают их. К тому же ученикам может понравиться более человечный подход в противовес тому авторитарному, который сложился в течение последних лет в образовательных заведениях».

ПОЙДУТ ЛИ МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В ШКОЛЫ?

После принятия Закона «Об образовании» в 2017-м всплеска желающих работать учителями не произошло. Маловероятно это и сейчас. Ведь разрешение преподавать людям без профильного образования не решит те проблемы, которые годами накапливались вокруг профессии учителя.

Инна Рахмистрюк сейчас завершила свое преподавание в Броварском лицее и в обычную школу пока возвращаться не планирует. Девушка признается: есть две причины, которые не позволяют ей, да и многим молодым специалистам, работать с учениками.

«Во-первых, ни государственная, ни частная школа, ни образовательные центры в большинстве своем не могут дать той свободы в работе с учащимися, которую мне бы хотелось видеть, — рассказывает Инна Рахмистрюк. — К тому же зарплата учителя оставляет желать лучшего. Конечно, многие говорят, что не стоит поднимать зарплату, потому что учителя, которые работали недобросовестно, продолжат работать так же. Это так, но низкая зарплата не позволяет прийти в школу людям, которые готовы учить иначе. Если я буду работать годами на обычной учительской зарплате, у меня будут деньги только на еду или оплату квартиры, я тоже со временем превращусь в плохую учительницу. Я не буду иметь возможности вкладывать средства в свое развитие, у меня не будет того багажа, который я должна передать детям.  Если школа — это основная работа, то финансовый фактор играет роль.  Если бы у меня была возможность работать в школе с нормальной зарплатой — я бы хоть сейчас туда пошла».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать