Каждый народ может только тогда духовно и физически развиваться и расти, если его граждане пользуются полной свободой совести, мысли, слова и собраний.
Михаил Сорока, украинский политический деятель, диссидент, член ОУН

Украинцы самоорганизовываются — чтобы «идти в школу»

После «оптимизации» от Кабмина украинцы собственными усилиями вынуждены восстанавливать учебные заведения
16 августа, 2012 - 11:53
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Эти две истории — с Хмельниччины и Херсонщины — поразили нас и, убеждены, поразят наших читателей. Они ценны не только тем, что являются примерами самоорганизации украинцев в регионах (а, следовательно, свидетельством формирования гражданского общества не просто на региональном уровне, а в селе!), но и тем, что в их основе — даже не защита собственных сбережений или имущества, а защита права на образование своих детей.

Пошли ли бы эти люди под Верховную Раду защищать Юлию Тимошенко — неизвестно. Но они точно считают, что их дети должны иметь право на качественное образование, современную школу. И это делает их европейцами. А также показывает пример, что значит оказывать этическое сопротивление «болоту».

«ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, ДОВЕДЕМ ДО КОНЦА ТО, ЧТО ЗАДУМАЛИ»

На Хмельниччине в селе Лютарка осенью появится детский садик. Ничего удивительного, если бы не тот факт, что люди собственноручно и за собственные средства, которых у сельских жителей крайне мало, реконструируют старое помещение для потребностей дошкольников. Причина — уже будничная для Украины: в рамках государственной программы оптимизации сельская школа оказалась под угрозой ликвидации, ведь на сегодняшний день в ней учатся всего-навсего 14 детей. Это не первое и не последнее село, где закрывают школу, и у детей, в сущности, нет другого выбора, как ходить за знаниями в соседние населенные пункты. Впрочем, жители Лютарки не стали устраивать протесты и митинги или писать жалобы к правительству, а собрались, посоветовались и нашли путь решения проблемы — построить учебно-воспитательный комплекс, прибавив к школе детский садик. Такой комплекс не подпадает под оптимизацию, следовательно, сохранит право детей учиться в родном селе.

«Инициативу построить такой учебно-воспитательный комплекс жители села проявили сами», — рассказывает «Дню» председатель Лютарского сельского совета Петр ГОНЧАРУК. По его словам, решение о реконструкции старого здания под детский садик возникло в середине года, когда бюджетные средства уже были распределены. Но и это не остановило сельчан — решили строить за собственные средства и собственными силами.

«В реконструкцию здания жители села вкладывают свои собственные деньги. Приятно, что присоединились предприниматели, помогают и те, кто арендует в селе землю. Все время на ремонте работает кто-то из сельчан: когда 5, когда 6—8, а когда и 2 человека, — рассказывает Петр Гончарук. — Это родители детей и те, кому не все равно. В настоящий момент мы все делаем сами, а дальше надеемся на помощь». Работы еще продолжаются, а средства у жителей Лютарки заканчиваются. Сельский председатель рассказывает «Дню», что к ним приезжало телевидение снимать сюжет, а местная газета 15 номеров подряд пишет, что нужна помощь. Впрочем, говорит мужчина, пока никто за пределами села не отозвался и не помог.

«Один из тысячи тех, кто прочитает или узнает о нашей ситуации, возможно, и поможет. Что себе задумали, то сами потихоньку и сделаем. Конечно, мы надеемся, что будет финансирование, но если ситуация не изменится, мы так или иначе доведем до конца то, что задумали. Главное — чтобы не закрыли школу», — подытоживает Петр Гончарук.

«МЫ ХОТИМ ЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ СЕЛЕ»

Если зайти в Интернет и набрать в поисковой системе название села на Херсонщине — Кардашинка, можно попасть на очень интересный сайт. Это не совсем краеведческий или туристический сайт, это своеобразный концентрат «живой истории» конкретного населенного пункта, из которой, собственно, и складывается история всего государства: старые фотографии из семейных альбомов, записанные школьниками устные рассказы старожилов о непростом XX веке в пределах одного херсонского села, местные пейзажи... А самое важное, что этот сайт создали сами жители Кардашинки, в частности учителя и ученики.

Еще несколько лет назад село Кардашинка мало чем отличалось от ряда южных сел, определением которым служит эпитет «депрессивные». Здесь ничего не происходило. Однако идеи были, и местные жители начали их воплощать в силу своих возможностей, ведь хотели жить в современном селе. О проблемах села и планах его жителей преодолеть их узнал херсонский Центр молодежных инициатив «Тотем», который решил помочь инициативным селянам. «Село Кардашинка само по себе является интересным. Например, местная школа находится в доме, который был построен почти сто лет назад. Инициативная школьная группа придумала и воплотила в жизнь небольшой музей, который занимает одну комнату в школе, но он очень «живой» — люди, которые интересуются историей села, приносят туда свои вещи и призывают детей также пополнять его «экспонатами»: не только вещами, но и историями старожилов», — рассказала «Дню» исполнительный директор ЦМИ «Тотем» Елена АФАНАСЬЕВА.

По ее словам, их организация «обеспечила связь спонсоров со школой», а уже местные жители сами озвучивали свои идеи и возможные пути их решения. «Эти люди хотят, чтобы Кардашинка была современным селом, а значит, присутствовала в Интернете. Мы им помогли сделать сайт, а они сами собрали все необходимые материалы. Там есть история Карадшинки, фотографии людей и рассказы о жизни. Они очень серьезно к этому отнеслись. А еще мы решили реализовать идею с колядками, потому что в Херсонской области традиция колядок фактически утеряна, и уже пришло время поговорить о ее возрождении. Итак, школа собрала сценарии, мы сшили костюмы и подготовили детей. Колядки были просто фантастическими! Дети тогда собрали много сладостей и деньги, но детский коллектив решил все деньги отдать школьному музею, а еще — на газификацию школы. В действительности опыт был фантастическим. В настоящий момент продолжается газификация школы. Для нас это был уникальный опыт, когда все объединяются и собственными силами действительно оживляют жизнь в селе, делают его современным», — рассказывает Елена Афанасьева.

С тех пор многое изменилось. Когда «Тотем» организовал встречу школьного актива с потенциальными спонсорами (некоторые из них —люди, имеющие дачи в селе), школа еще отапливалась дровами, и были нужны огромные средства лишь на подготовку проектной документации. А еще в школе необходимо было оборудовать компьютерный класс. Сегодня она благодаря активности жителей и привлечению спонсоров уже газифицирована, а один из классов оборудован компьютерами. И на этом местные жители не собираются останавливаться.

P.S. Если вы хотите помочь жителям села Лютарка сохранить школу — поделиться стройматериалами или перевести средства, — обращайтесь к председателю сельсовета Петру Григорчуку, тел. 038 52-5-02-82.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ