Загадки старого дома

В рамках международного фестиваля «Киев — территория мира» в Театре на Подоле состоялась премьера спектакля «Чем дальше — тем темнее дом».
Пьесу шведского драматурга Кристиана Смедса поставил финский режиссер Йоел Лехтонен, сценография Аллы Божко (Россия), художник по костюмам — Нина Руденко.
Кристиана Смедса считают одним из ярких писателей современной шведской литературы. Он автор 10 пьес,а критики его драматургию называю «провокационной и новаторской». Темы, поднятые в пьесе «Чем дальше — тем темнее дом» — общечеловеческие: о любви, смерти, старости, одиночестве и смерти... Ныне драматург работает в странах Прибалтики. Режиссер спектакля Йоел Лехтонен родился в Финляндии, окончил Театральную академию в Москве и в настоящее время живет и работает в России.
Спектакль поставлен Лехтоненом на малой сцене Театра на Подоле. Действие получилось таинственное, мистическое, но порой малопонятное публике. Одинокая, полусумасшедшая старуха (ее играет Алла Сергейко) живет в огромном доме. Служанка (Елена Свирская) помогает ей заниматься хозяйственными делами. Старуха довольно неопрятная особа. Она разъезжает по дому в инвалидном кресле, одетая в рваную норковую шубу и тапочки, постоянно всем недовольна. Она запрещает зажигать свет, топить дрова, стараясь на всем экономить. Сюжет спектакля развивается очень медленно. Зрители ждут актерских и режиссерских находок, которые удивили и взволновали бы их, но действие постоянно пробуксовывает. Оборванные фонограммы, самодеятельные шумовые эффекты вовсе не «работают» на сюжетную линию. На протяжении всего спектакля публика, словно разгадывает некий режиссерский кроссворд, пытаясь понять: в чем собственно, конфликт? В постановке странно соединились реальность с мечтами и воспоминаниями. Нецензурные словечки перемешаны с монотонными воплями старухи, а словесная «мишура» заслоняет сюжет пьесы. Зрители ломали голову: о чем спектакль? Кого жалеть, кому сочувствовать, кого осуждать, т. к. конфликт героев четко не обозначен. Актерский дует Аллы Сергейко и Елены Свирской не состоялся. Каждая из героинь билась в истерике, а почему, зачем? Для чего драматург поселил двух одиноких женщин вместе в темном огромном доме? Эти вопросы так и остались для публики без ответа. К сожалению, спектакль напоминает лоскутное одеяло. Не было целостности действия. А когда, например, служанка появлялась в других образах, то зрители окончательно запутывались... Хотя нужно отдать должное, что актриса Алла Сергейко старалась из всех сил, но она одна все таки не смогла вытянуть столь непонятное действие, предложенное режиссером. Чувствовалось, что и Сергейко и Свирской было трудно играть в материале пьесы: четких режиссерских задач они не получили, а поэтому в целом постановка вышла очень затянутой и довольно скучной. Пьеса вроде прочитана, но так и не расшифрована...
Выпуск газеты №:
№176, (2007)Section
День Украины