Альтернативная энергетическая реформа
О том, как украинские инноваторы трансформируют энергосектор страныВ обновленном докладе Международного валютного фонда, обнародованном на прошлой неделе, отмечается, что наиболее важными направлениями действий украинской власти для успешного проведения реформ, в частности, является реформирование энергосектора. Впрочем, украинские разработчики уже давно проводят свою, энергетическую революцию, которая базируется на инновационных технологиях. И таких проектов — немало.
ECOISME
Среди самых известных энергетических проектов, созданных украинцами, — система домашнего энергоменеджмента Ecoisme, о которой «День» писал год назад («Энергоменеджмент — в тренде» №63, 2015).
Последний год команда интенсивно работала над разработкой и продвижением гаджета. Причем делала это достаточно успешно. В январе 2016 года сенсор получил награду «Best of Innovations» в категории разумных домов на крупнейшей выставке электроники CES. А впоследствии руководитель и соучредитель проекта Ecoisme, 28-летний украинец Иван Пасичник попал в список самых успешных и талантливых молодых людей в мире под названием «30 Under 30» журнала Forbes в категории «производство и индустрия».
Позже команда стала участником 1991 Open Data Incubator и разработала приложение для планирования и управления потреблением электроэнергии. Сейчас Ecoisme — в финале конкурса EDF Pulse Award-2016 (категория Connected Home), который организовывает крупнейший в мире оператор атомных электростанций, французская компания Electricite de France.
Также проект попал в акселератор Virgin Media by Techstars и получил 120 000 долларов на дальнейшее развитие. Теперь разработчики работают над сенсором в Лондоне. Кроме этого, стартап привлек инвестиции от нескольких бизнес-ангелов. А уже 7 июля состоится демодей, во время которого команда Ecoisme представит свои наработки перед инвесторами.
TEPLO.ORG.UA
Не менее интересный и перспективный проект — мультипликатор практик разумного энергопотребления Teplo.org.ua. Через сбор, обработку и визуализацию больших данных по потреблению энергоресурсов жилищным и социальным сектором руководители проекта разрабатывают практические рекомендации по разумному энергопотреблению.
Над проектом разработчики работали с 2014 года, когда проходил пик кампании на установление домовых счетчиков тепла. Поскольку всем установить счетчики на тепло у городской власти не было возможности, перед потребителями появился выбор: либо установить счетчик за собственный счет, либо ждать своей очереди.
«Устанавливать за собственный счет было выгодно. Мы видели счета, показатели счетчиков и понимали, какие безумные средства переплачивают просто ни за что», — рассказывает менеджер проекта (СЕО) Надежда Сергиенко. По ее словам, средства, сэкономленные за один месяц использования счетчика, равняются 90% его стоимости.
Впрочем, попытки объяснить жильцам домов преимущества установления счетчика за свои средства, не ожидая очереди, были не слишком действенны. Поэтому команда решила показать в цифрах, сколько денег люди тратят, если платят по нормативам, а не по счетчику.
Сначала команда подала свой проект на конкурс Kyiv Smart City и вышла в финал. А уже в 2016 году проект попал в 1991 Open Data Incubator.
«Сейчас команда работает над разработкой веб-интерфейса, интуитивно понятного даже для пользователя, который случайно попал на наш сайт. Наша цель — «зацепить» человека и мотивировать его к эффективному энергопотреблению, ведь это на 100% совпадает с его собственным «шкурным» интересом», — говорит Надежда Сергиенко.
ELECTROCARS
За последние два года количество электромобилей в Украине выросло со 115 до почти 700, а по прогнозам, до конца года по Украине будет курсировать почти 2000 авто с электрическими двигателями.
С начала года начал действовать закон, который устанавливает нулевые ставки ввозной пошлины на авто, оснащенные исключительно электрическими двигателями. Также сейчас готовится закон об отмене НДС и акциза на импорт электромобилей.
Сегодня подзарядить свой автомобиль можно на 186 специальных станциях. К слову, в 2014 году их было всего две.
К тому же, в Киеве горсовет принял правки к концепции развития единого парковочного пространства до 2020 года, которая позволяет владельцам электрокаров парковаться бесплатно, а 5% паркомест должны быть оборудованы зарядной инфраструктурой для электрокаров.
Всех этих изменений удалось достичь совместными усилиями электромобильных энтузиастов. Среди таких — команда ElectroCars.
«Украина на 80—90% импортозависима от нефтепродуктов. Наши эксперты подсчитывали, что даже простые шаги государства — как отмена НДС на электромобили — уже бы в ближайшие годы улучшили платежный баланс, а полный переход на электромобили в комплексе с построением альтернативной энергетики позволили бы получить энергетическую независимость и сохранять в стране миллиарды долларов ежегодно», — говорит соучредитель ElectroCars Александр Кравцов.
По его оценкам, через несколько лет мировые производители электромобилей выведут на дороги авто, которые не уступают длиной пробега на одном заряде старомодным авто на двигателе внутреннего сгорания.
«Мощное развитие зарядной инфраструктуры, которое демонстрируют США, Китай и Северная Европа, уже сейчас приходит в Украину. Поэтому через несколько лет каждый торговый центр и супермаркет будет предлагать растущему количеству клиентов на электромобилях дополнительные услуги зарядки авто, ведь теперь не придется ездить на заправочную станцию, поскольку «заправить» авто можно будет везде, где есть электрическая сеть. Это позволит получить дополнительную автономность как для населения, так и для бизнеса и будет стимулировать развитие мелких энергетических провайдеров», — прогнозирует Александр Кравцов.
Выпуск газеты №:
№81-82, (2016)Section
Экономика