Антипассажирские меры
В условиях рыночной экономики услуги должны искать людей, а не наоборотНакануне новогодних и рождественских праздников, с 15 декабря, железнодорожное начальство Луганщины существенно сократило количество пригородных рейсов дизель-поездов, которые обслуживают преимущественно селян и жителей шахтёрских городков и посёлков, пользующихся услугами железной дороги два раза в день, поскольку работают в областном центре. Благо, тариф на проезд здесь в 2—3 раза ниже, чем в автобусах, а, кроме того, можно приобрести месячный проездной, что удешевляет поездку наполовину. А еще нельзя забывать о многочисленных льготниках, ездивших дизель-поездами вообще бесплатно.
Пригородное сообщение, конечно, прибыльным для железной дороги не назовешь. Но значит ли это, что можно одним мановением руки отменять поезда, к которым люди уже привыкли? При этом некоторые рейсы сделали так называемыми «засылочными», то есть они следуют до пункта назначения без остановок. Автор специально консультировался с машинистами поездов относительно такого использования дизелей и получил прямой ответ — никакой экономии средств при движении без остановок нет.
Но 19 января начался второй этап «оптимизации» пригородного сообщения на Луганщине. Под «упорядочение» попал рейс, обслуживающий шахтёрский городок Зимогорье Славяносербского района, где намечается закрыть шахту «Черкасскую» (гособъединения «Луганскуголь»). Пользуются им также жители сёл Хорошее, Петровеньки, работающие в областном центре. Прошла так называемая «оптимизация» также на крупных узловых станциях Попасная, Сватово, Дебальцево. И, в результате, люди очень пострадали.
Интересный факт: с 14 ноября прошлого года в соответствии с рекомендациями премьер-министра Виктора Януковича в связи с удешевлением нефтепродуктов стоимость проезда в дизель-поездах была снижена на 5 процентов. Тогда руководство регионального отделения дороги отрапортовало о том, что снижение тарифов не приведет к уменьшению перечня услуг, предоставляемых пассажирам. Однако уменьшенные тарифы действовали недолго — прежняя цена вернулась уже 1 января.
Комментируя эту ситуацию, начальник пассажирского сектора Луганской дирекции железнодорожных перевозок Иван Гурский сказал «Дню»: «Сокращенные дизельные поезда были убыточными, к тому же имевшиеся там 508 посадочных кресел наполнялись едва на четверть». Перед тем, как ответить на вопрос о том, кто именно принимал решение по каждому рейсу, Гурский долго раздумывал, мимоходом сообщил о своём недавнем отпуске, и, наконец, нашёл, на кого можно в данной ситуации «перевести стрелки». Оказывается, докладные записки по результатам обследования пассажиропотока написали как раз начальники локомотивных депо, в ведении которых и находятся пригородные перевозки. Как удалось выяснить автору этих строк, никаких совместных комиссий по ликвидации рейсов, куда бы вошли специалисты того же управления транспорта и связи Луганской областной государственной администрации и региональной федерации профсоюзов, не было. А это — нарушение закона «О железнодорожном транспорте». Лично сам господин Гурский поддерживает недавнее сокращение, ссылаясь на его экономические предпосылки: убыточный рейс, значит — подлежит закрытию. Цитирование генерального директора «Укрзалізниці» Владимира Козака, который говорил об отрицательной рентабельности всего пассажирского железнодорожного транспорта в стране, результата не дало. Гурский, как дисциплинированный чиновник, отчеканил, что «не может рассуждать по этому вопросу, не имея на руках таких цифр».
Но на волевом снятии дизель-поездов антипассажарские нововведения на железнодорожном транспорте Луганщины не завершились. С 1 февраля транзитный пассажир будет лишён права пользоваться вокзалом на станции, в расписании которой нет ночных рейсов. Так, вокзал станции Родаково, прекрасно отремонтированный в связи с тем, что на этом участке ведутся работы по электрификации железнодорожной ветки до Луганска, будет закрыт с 22 часов ночи до 5 утра! Объяснение простое — работники вокзалов не хотят превращаться в обслуживающий персонал ночлежки для бомжей и кочующих цыган, которые осаждают эти комфортабельные помещения в ночное время.
Не знаю, как отреагируют на это бомжи и другие кочевые люди, но не удивлюсь, если кто- то из продвинутых в юриспруденции пассажиров подаст в суд на Луганскую дирекцию по факту притеснения их законных потребительских прав. За всю более чем вековую историю пригородного (до 300 километров) сообщения на Луганщине подобных изменений ещё не было. Правда, однажды прецедент, когда отменялись дизельные поезда, за время нашей независимости всё-таки случился. Это было в течение нескольких дней осенью 1998, когда в России объявили дефолт, а у нас в связи с этим были перебои в поставках дизтоплива. Но даже тогда областная власть смогла грамотно решить эту проблему. Думается, и нынешняя «оптимизация» долго не продержится. Слишком уж большое недовольство она вызывает.
Выпуск газеты №:
№15, (2007)Section
Экономика