Бензин будет дешеветь,
...но при условии, что Президент не подпишет закон о плавающих ставках акциза, говорят эксперты
Власти взялась за рынок бензина. На днях парламент принял в первом чтении и в целом правительственный законопроект о введении плавающей ставки акцизного сбора на нефтепродукты. Документом предлагается сделать нынешние ставки акцизного налога на нефтепродукты базовыми до конца 2012 года. В целом же акцизы на топливо будут пересматриваться один раз в десять дней в зависимости от цены на нефть марки Brent в Лондоне. К базовой ставке каждые 10 дней буде прибавляться или вычитаться с нее (в зависимости от средней стоимости нефти Brent (DTD) на бирже ICE за предыдущую декаду) корректирующая сумма, которая не может превышать 50% базовой ставки. Из документа вытекает три варианта возможного акцизного сценария на украинском рынке. Так, при средней цене на нефть в 105—125 долл. за бочку акциз останется неизменным. Если цена будет меньше 105 долл., то акциз автоматически будет расти, а если выше 125 долл., то, наоборот, — снижаться. Ставки акциза на авиационные бензины, топливо для реактивных двигателей и сжиженный газ изменяться не будут. Таким образом правительство пытается стабилизировать цены на моторное топливо в розничной сети.
Не менее интересной оказалась и инициатива Миненергоугля, который разработали проект Технического регламента «Относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу». Им предлагается завершить производство и выпуск в оборот бензина А-92 с 1 января 2021, сообщает OilNews.
Поэтому рынок нефтепродуктов ожидают изменения. А чего ждать потребителям от обновления рыночных правил? Об этом «День» спросил у экспертов.
Сегодня нефть стоит 108—109 долл. за бочку, поэтому до условного барьера в 105 долл., после которого начинается рост акциза, недалеко, рассказывает «Дню» директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Поэтому в случае подписания президентом законопроекта в ближайшее время не исключено, что вместо снижения цен на АЗС может произойти их рост.
По мнению Куюна, к акцизной инициативе Кабмина есть и другие вопросы. Эксперт не понимает, почему величину изменения акциза привязали к нефти, ведь это цена на нее спекулятивная и часто не отражает реальных потребительских настроений на рынке. Стоило бы отталкиваться от стоимости нефтепродуктов на внешних рынках, потому что они отражают реальное состояние рынка, продолжает он. «Вводя привязку акциза к нефти, рискуем за счет спекулятивных ценовых прыжков на нее переносить эту спекулятивность на украинский внутренний рынок топлива», — подводит итог Куюн.
Для снижения ценовой нагрузки на потребителя, говорит Куюн, нужно действовать другими методами. Так, следует снижать налоги на бензин, дизтопливо и заставить производителей нефти платить больше в бюджетную казну, добавляет эксперт. В пики спекулятивного роста цены на нефть такие производители зарабатывают сверхдоходы, потому что себестоимость и расходы добычи черного золота неизменны. Налоги с них государство с каждым годом все уменьшает, детализирует Куюн, а для потребителей увеличивает. Так, налоги на добычу нефти существенно снизились и до конца года это снижение, по прогнозам Куюна, будет составлять 4—5 миллиарда гривен. Для потребителей же акциз вырос в последние годы более чем в три раза.
По мнению заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, механизм снижения и повышения акциза сформулирован так, что оставляет широкий горизонт для массовых злоупотреблений, особенно на таможне.
Опрошенные «Днем» эксперты не видят целесообразности принятия акцизного законопроекта и, наоборот, призывают власти отказаться от своей идеи, потому что она может обернуться неприятностями для рынка, прежде всего для потребителей.
По словам экспертов, на рынке сложились благоприятные условия для ценового снижения. На руку играет, во-первых, снижение мировых цен на нефть и наличие в Украине больших запасов нефтепродуктов из-за уменьшения спроса, вызванного дороговизной. Способствует снижению цен на топливо и введение Советом министров Беларуси с 1 мая сниженных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Согласно принятому решению, экспортная пошлина на нефть снижена с 460,7 до 448,6 доллара за тонну.
С начала мая цены на украинских АЗС уже упали на 15—25 копеек, детализирует Куюн. «Главное, чтобы благоприятная цена на нефть продержалась несколько недель, тогда у нас есть шанс вернуться на ценовой уровень начала года, когда литр бензина стоил 10—10,5 гривны, а дизтопливо — 9,40—9,5 гривны, дает свой прогноз Куюн.
«Существуют экономические основания, чтобы в ближайшие 3—4 недели на бензин марки А-95 цена снизилась на 40—50 копеек. Помешать этому может лишь принятие депутатами в повторном чтении и подписание главой государства законопроекта о плавающих ставках акциза и сезонном повышении спроса на топливо, что объясняется сезоном отпусков», — детализирует заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев
А вот в Институте энергетических исследований вообще прогнозируют до июля уменьшение стоимости литра А-95 до 10,6—10,8 гривны, дизтоплива — до 9,7 гривны.
Напомним, что в январе-апреле 2012 года выпуск бензина уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 19% до 746,4 тысяч тонн, дизельного топлива — на 33% до 592,5 тысяч тонн, мазута — на 38,1% до 447,2 тысяч тонн. Переработка нефтяного сырья уменьшилась на 30,8% до 2,5 миллионов тонн.
Выпуск газеты №:
№88, (2012)Section
Экономика