«Были случаи, когда медицинские бригады использовали табуреты»
Счетная палата: Более трети бюджетных средств, выделенных на экстренную медицину, использовали неэффективно и с нарушениямиШесть пилотных регионов в 2019 году использовали неэффективно или с нарушением законодательства, треть из миллиарда гривен бюджетных средств на развитие экстренной медицинской помощи (ЭМП).
К такому выводу пришла Счетная палата по результатам аудита эффективности использования средств субвенций из государственного бюджета местными бюджетами, направленных на развитие системы экстренной медицинской помощи. Ответственный за проведение аудита — заместитель председателя Счетной палаты Андрей Майснер.
На развитие ЭМП 6 пилотных регионов — Винницкая, Донецкая, Одесская, Полтавская, Тернопольская области и г. Киев — в 2019 году в целом использовали 1 млрд гривен. Из них 781 млн грн — субвенция из государственного бюджета, а 261 млн грн — софинансирование из местных бюджетов. При этом 115 млн грн субвенции вернули в государственный бюджет как неиспользованные.
За бюджетные средства пилотные регионы приобрели 433 специализированных санитарных автомобиля для центров ЭМП, изготовленных на базе грузовых автомобилей, и 36 учебных манекенов для центров подготовки медиков.
Счетная палата установила, что 252 млн грн субвенции были использованы неэффективно, а 86 млн грн — с нарушением законодательства, что в целом составляет почти треть общих расходов на развитие ЭМП.
Стоимость автомобилей экстренной медицинской помощи одного и того же типа значительно отличалась в разных регионах (областях). Аудитом установлен факт отнесения самих автомобилей ЭМП к медицинским изделиям и получению, как следствие, поставщиками налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость; ограничения конкуренции; неприменение покупателями штрафных санкций в отношении продавцов за несвоевременные поставки автомобилей или их несоответствующее качество.
В Счетной палате считают, что в случае изменения механизма закупки и стимулирования участия в ней других производителей, которые есть на рынке, государство могло бы сэкономить значительные объемы бюджетных средств.
Стоимость приобретения автомобиля ЭМП типа В составляет от 1960000 грн, а типа С — от 2850000 грн и выше. В то же время поставленные автомобили типов В и С отличаются между собой по большей части лишь двумя-тремя опциями — прежде всего наличием аппарата ИВЛ и другой конструкции приемного устройства носилок. Однако стоимость автомобиля типа С на 870-890 тыс. грн, или на 45%, больше стоимости автомобиля типа В, чему нет обоснованных объяснений.
«В некоторых регионах и Киеве были случаи, когда медицинские бригады использовали табуреты, чтобы в салон кареты скорой могли попасть как медики, так и пациенты, требующие неотложной медицинской помощи. И это в 21-м веке», — отметил Андрей Майснер.
Установлены факты внесения недостоверных данных в расходных накладных и актов приема-передачи автомобилей ЭМП, в части даты поставки автомобилей, которые имеют признаки служебной подделки документов. В частности, в Винницкой (на 17 млн ??грн) Донецкой (на 76 млн грн), Полтавской (74 млн грн), Тернопольской (70 млн грн) областях.
В рамках аудита Счетная палата обнаружила закупку манекенов-тренажеров для центров подготовки медиков по цене, завышенной в 3-15 раз. Так, Киевский городской Центр экстренной медицинской помощи закупил два типа симуляционных манекенов Gaumard в 15 и 9 раз дороже цены американского производителя. Аналогично в Винницкой, Донецкой, Одесской и Полтавской областях с наценкой 280-530% приобрели у посредника манекены американского производителя Laerdal.
В государственном бюджете на 2020 год на развитие системы ЭМП в Украине было предусмотрено 923 млн гривен. Однако во время его просмотра в апреле этого года указанная сумма полностью сокращена. Итак, средства субвенции на развитие системы экстренной медицинской помощи выделялись и использовались только в 2019 году.
В то же время Счетная палата обращает внимание, что на июль 2020-го Министерство здравоохранения Украины не приняло решение о проектной документации, оборудовании, программном обеспечении и вообще дальнейшем внедрении «Системы 103». По этой причине уже 9 лет не используются по назначению материальные активы на 86 млн грн, приобретенные за средства государственного бюджета для развития системы ЭМП.
Отчет и решения по результатам аудита опубликованы на официальном вебсайте Счетной палаты.