Наша свобода зависит от свободы прессы, которую, если ограничить, значит потерять.
Томас Джефферсон, президент США, один из авторов Декларации независимости США, политический деятель, дипломат и философ

Бюджет «кредитной паузы»

Что будет, если МВФ не удастся уговорить, обсуждают эксперты
9 января, 2018 - 18:59
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2018 год», принятый украинским парламентом 7 декабря,  Президент Украины Петр Порошенко подписал 30 декабря 2017 года. И в тот же день он поставил свою подпись и под другими законами из «бюджетного пакета»: об изменениях в Бюджетный кодекс, а также об изменениях в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты. Названный пакет, как всегда, направлен на сбалансированность бюджетных поступлений...

УДАСТСЯ ЛИ ДОСТИЧЬ ЭТОЙ ЦЕЛИ?

Постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Йоста Люнгман затрудняется дать на этот вопрос однозначно положительный ответ. «Риски, которые мы видим, заключаются в слишком быстром росте текущих расходов (темп их роста существенно превышает номинальный рост экономики) и в существенном замедлении некоторых реформ. В совокупности это будет вредить конкурентоспособности Украины, а в конце концов будет угрожать ее долговой устойчивости», — заявил Люнгман и отметил также, что фискальный дефицит не должен превышать запланированный потолок.

Такая низкая «бюджетная оценка» со стороны МВФ чревата пролонгацией его кредитной паузы для Украины. И такая возможность не была секретом для нашего Нацбанка. Не случайно он ранее предупреждал, что задержка с получением транша МВФ угрожает стабильности в стране. В НБУ уверены — без поддержки международных финансовых организаций выплата $20 миллиардов по госдолгу в 2018 — 2020 годах становится маловероятной.

Поэтому в Нацбанке предлагают начать переговоры с МВФ о новой кредитной программе еще до завершения нынешней. Но министру финансов Александру Данилюку его детище нравится, он считает бюджет сбалансированным и предполагает, что МВФ все же вскоре удастся уговорить. 

КАК ОЦЕНИТ БИЗНЕС?

И действительно, в бюджете можно найти много интересных цифр, за которыми, при желании, можно увидеть перспективу и необходимую отдачу. Так, на развитие дорог выделено 47,7 миллиарда гривен, на Фонд энергоэффективности — 1,6 миллиарда. 400 миллионов гривен предусмотрено на программу по энергосбережению. Немалые средства пойдут на места. В частности, 5 миллиардов гривен — на субвенции для социально-экономического развития отдельных территорий, 1,9 миллиарда — на субвенции по формированию инфраструктуры объединенных территориальных общин.

Эти вливания будут дополнительно обеспечиваться упомянутыми выше законами из «бюджетного пакета». В частности,  активизации бизнеса должны способствовать нормы, усовершенствующие порядок блокирования налоговых накладных и расчетов их корректировки в Едином реестре. На защиту собственного производителя направлены изменения правил беспошлинного ввоза товаров на территорию Украины, в том числе в международных почтовых и экспресс-отправлениях.

Какие-то и немалые деньги должно обеспечить госбюджету постепенное повышение ставок акцизного налога. Предпринимателям предстоит оценить предложенные Минфином  меры по стимулированию деятельности и либерализации условий ведения бизнеса, защите прав налогоплательщиков, а также по усилению ответственности контролирующих органов за нарушение прав субъектов хозяйствования.

Все это еще не работает, но уже вызывает скептические замечания даже в среде правящей элиты. Так, глава «Укрпочты» Игорь Смилянский называет норму закона, ограничивающую ввоз товаров и посылок из-за рубежа, спорным решением. Естественно, доходы его ведомства могут в результате сократиться...

ЖДЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВОГО КВАРТАЛА

Экономист Андрей Вигиринский отмечает, что бюджет-2018 «верстался исходя из расходов, а доходы под них подгонялись». В частности, эксперту не понятны источники для еще одного, пусть и небольшого, повышения минимальной зарплаты. Насколько это повышение обосновано, по его словам, станет ясно по итогам первого квартала.

Но, в любом случае, в бюджете-2018 очень много рисков. Один из них — увеличение долговой нагрузки. Сюда он относит как решение Стокгольмского арбитража, обязывающего Украину оплатить, по его данным, $1,5 миллиарда (по другим — $2 миллиарда) за использованный российский газ, а также возможное решение суда о возврате $3 миллиардов так называемого долга Януковича.

Кроме того, эксперт напоминает, что МВФ настаивает на дальнейшем повышении газовых тарифов (на 19%) в соответствии с действующим постановлением правительства.  В МВФ при этом анализируют, есть ли в бюджете деньги на дополнительные субсидии населению... «Также нужно понимать, что любой инвестор привязывается  к выполнению программы сотрудничества с МВФ, — говорит Вигиринский. — Если мы ее не продолжим, то можно говорить, что реформы в стране не реализуются, и они (инвесторы) начнут думать, рисковать им своим капиталом или нет».

ЗАМЕЧАНИЯ МВФ ВПОЛНЕ ЛОГИЧНЫ

«Бюджет «падения» натянули на новые «хотелки», а социальная часть осталась недофинансированной», — считает эксперт Экономического делового клуба Игорь Гарбарук. Он соглашается с Вигиринским, что субсидий на услуги ЖКХ в бюджете опять может не хватить. По его мнению, аграрии получили от нового бюджета «виртуальную» поддержку, тогда как промышленности, которая в 2017 году продолжала падение,  даже и она не досталась.

В то же время Гарбарук, как и Вигиринский считают, что с МВФ можно и нужно и дальше сотрудничать. Их поддерживает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Замечания МВФ по поводу бюджета он считает вполне логичными. Больше того, по его мнению, Госбюджет-2018 и заложенные в нем макрофинансовые показатели нереалистичны. Такой вывод он делает на основании итогов выполнения бюджета-2017.

Показатели прошлого года оказались намного хуже, чем прогнозировалось в бюджете, говорит Новак. Так, рост ВВП планировался  на уровне 3,5%, но составил 2%. Инфляция  ожидалась в 9,1%, однако по результатам прошлого года мы имеем 14%. На конец года планировался курс  27,2 гривни за доллар, а реально мы имеем — более 28 гривни за доллар, поскольку в 2018 году перспективы выполнения главной сметы страны этого года, как считает Новак, «также намного хуже».

«НИ ХУЖЕ, НИ ЛУЧШЕ»

«Среди самых вопиющих ошибок украинского правительства в экономической сфере в 2017 году было принятие структурно некачественного государственного бюджета на 2018 год, из-за чего Украина не получила миллиард долларов очередного транша МВФ и связанных с ним 600 миллионов евро транша Евросоюза», — подчеркивает Новак.

«В плане экономического реформирования также не сделано ничего», — утверждает он. Не проведена налоговая реформа, о которой было так много разговоров. По его мнению, то, что называют пенсионной реформой, на самом деле не больше чем изменение условий начисления пенсий. Он отмечает, что пенсионная система в Украине, как и раньше, остается одноуровневой и солидарной, а накопительную систему предполагается ввести только с 2019 года. При этом налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, административная реформы и реформа государственного управления  в 2017 году даже не предлагались.

«Раз ничего не изменилось в экономической системе  Украины в прошлом году, то экономические результаты 2018 года  вряд ли повысятся по сравнению с 2017 годом», — прогнозирует экономист. По его мнению, в 2018 году они будут приблизительно такими же, как и в минувшем. «Проще говоря, не будет», — уверен Новак. Вследствие всего этого, по его мнению, экономический результат 2018 года будет таким же низким, как и в 2017 году.

«СТРАДАНИЯ»... ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

 «Без МВФ свои долговые обязательства в течение трех следующих лет нам будет очень сложно выполнить, — отмечает Вигиринский. — Думаю, что ни правительство, ни международные партнеры не допустят этого. Но приостановление либо оттяжка (финансовой помощи) — это нагрузка на платежный баланс и золотовалютные резервы, и как следствие — девальвация и инфляция, которые будут подрывать рейтинги действующей власти. Поэтому еще раз подчеркну, что сотрудничество с МВФ во многом является безальтернативным».

«Украина не выполнила своих обязательств ни перед Евросоюзом, ни перед МВФ, — констатирует политоло-международник Владимир Воля. По его словам, «деловая репутация страны от невыполнения обещаний международным институциям только страдает». Политолог уверен, что расходную часть государственного бюджета-2018, скорее всего, придется пересматривать и увеличивать уже к весне. И МВФ будет ждать этого пересмотра, чтобы принять то или иное решение в отношении очередного транша. Воля возлагает надежды на китайский кредит, который, по его мнению, может быть предоставлен и без оглядки на МВФ...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments