Мы привыкли традиционно прятать от себя ту правду, над которой надо было бы больше подумать.
Евгений Сверстюк, украинский общественный деятель, философ, литературный критик, эссеист, поэт

Бюджет «кредитной паузы»

Что будет, если МВФ не удастся уговорить, обсуждают эксперты
9 января, 2018 - 18:59
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2018 год», принятый украинским парламентом 7 декабря,  Президент Украины Петр Порошенко подписал 30 декабря 2017 года. И в тот же день он поставил свою подпись и под другими законами из «бюджетного пакета»: об изменениях в Бюджетный кодекс, а также об изменениях в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты. Названный пакет, как всегда, направлен на сбалансированность бюджетных поступлений...

УДАСТСЯ ЛИ ДОСТИЧЬ ЭТОЙ ЦЕЛИ?

Постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Йоста Люнгман затрудняется дать на этот вопрос однозначно положительный ответ. «Риски, которые мы видим, заключаются в слишком быстром росте текущих расходов (темп их роста существенно превышает номинальный рост экономики) и в существенном замедлении некоторых реформ. В совокупности это будет вредить конкурентоспособности Украины, а в конце концов будет угрожать ее долговой устойчивости», — заявил Люнгман и отметил также, что фискальный дефицит не должен превышать запланированный потолок.

Такая низкая «бюджетная оценка» со стороны МВФ чревата пролонгацией его кредитной паузы для Украины. И такая возможность не была секретом для нашего Нацбанка. Не случайно он ранее предупреждал, что задержка с получением транша МВФ угрожает стабильности в стране. В НБУ уверены — без поддержки международных финансовых организаций выплата $20 миллиардов по госдолгу в 2018 — 2020 годах становится маловероятной.

Поэтому в Нацбанке предлагают начать переговоры с МВФ о новой кредитной программе еще до завершения нынешней. Но министру финансов Александру Данилюку его детище нравится, он считает бюджет сбалансированным и предполагает, что МВФ все же вскоре удастся уговорить. 

КАК ОЦЕНИТ БИЗНЕС?

И действительно, в бюджете можно найти много интересных цифр, за которыми, при желании, можно увидеть перспективу и необходимую отдачу. Так, на развитие дорог выделено 47,7 миллиарда гривен, на Фонд энергоэффективности — 1,6 миллиарда. 400 миллионов гривен предусмотрено на программу по энергосбережению. Немалые средства пойдут на места. В частности, 5 миллиардов гривен — на субвенции для социально-экономического развития отдельных территорий, 1,9 миллиарда — на субвенции по формированию инфраструктуры объединенных территориальных общин.

Эти вливания будут дополнительно обеспечиваться упомянутыми выше законами из «бюджетного пакета». В частности,  активизации бизнеса должны способствовать нормы, усовершенствующие порядок блокирования налоговых накладных и расчетов их корректировки в Едином реестре. На защиту собственного производителя направлены изменения правил беспошлинного ввоза товаров на территорию Украины, в том числе в международных почтовых и экспресс-отправлениях.

Какие-то и немалые деньги должно обеспечить госбюджету постепенное повышение ставок акцизного налога. Предпринимателям предстоит оценить предложенные Минфином  меры по стимулированию деятельности и либерализации условий ведения бизнеса, защите прав налогоплательщиков, а также по усилению ответственности контролирующих органов за нарушение прав субъектов хозяйствования.

Все это еще не работает, но уже вызывает скептические замечания даже в среде правящей элиты. Так, глава «Укрпочты» Игорь Смилянский называет норму закона, ограничивающую ввоз товаров и посылок из-за рубежа, спорным решением. Естественно, доходы его ведомства могут в результате сократиться...

ЖДЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВОГО КВАРТАЛА

Экономист Андрей Вигиринский отмечает, что бюджет-2018 «верстался исходя из расходов, а доходы под них подгонялись». В частности, эксперту не понятны источники для еще одного, пусть и небольшого, повышения минимальной зарплаты. Насколько это повышение обосновано, по его словам, станет ясно по итогам первого квартала.

Но, в любом случае, в бюджете-2018 очень много рисков. Один из них — увеличение долговой нагрузки. Сюда он относит как решение Стокгольмского арбитража, обязывающего Украину оплатить, по его данным, $1,5 миллиарда (по другим — $2 миллиарда) за использованный российский газ, а также возможное решение суда о возврате $3 миллиардов так называемого долга Януковича.

Кроме того, эксперт напоминает, что МВФ настаивает на дальнейшем повышении газовых тарифов (на 19%) в соответствии с действующим постановлением правительства.  В МВФ при этом анализируют, есть ли в бюджете деньги на дополнительные субсидии населению... «Также нужно понимать, что любой инвестор привязывается  к выполнению программы сотрудничества с МВФ, — говорит Вигиринский. — Если мы ее не продолжим, то можно говорить, что реформы в стране не реализуются, и они (инвесторы) начнут думать, рисковать им своим капиталом или нет».

ЗАМЕЧАНИЯ МВФ ВПОЛНЕ ЛОГИЧНЫ

«Бюджет «падения» натянули на новые «хотелки», а социальная часть осталась недофинансированной», — считает эксперт Экономического делового клуба Игорь Гарбарук. Он соглашается с Вигиринским, что субсидий на услуги ЖКХ в бюджете опять может не хватить. По его мнению, аграрии получили от нового бюджета «виртуальную» поддержку, тогда как промышленности, которая в 2017 году продолжала падение,  даже и она не досталась.

В то же время Гарбарук, как и Вигиринский считают, что с МВФ можно и нужно и дальше сотрудничать. Их поддерживает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Замечания МВФ по поводу бюджета он считает вполне логичными. Больше того, по его мнению, Госбюджет-2018 и заложенные в нем макрофинансовые показатели нереалистичны. Такой вывод он делает на основании итогов выполнения бюджета-2017.

Показатели прошлого года оказались намного хуже, чем прогнозировалось в бюджете, говорит Новак. Так, рост ВВП планировался  на уровне 3,5%, но составил 2%. Инфляция  ожидалась в 9,1%, однако по результатам прошлого года мы имеем 14%. На конец года планировался курс  27,2 гривни за доллар, а реально мы имеем — более 28 гривни за доллар, поскольку в 2018 году перспективы выполнения главной сметы страны этого года, как считает Новак, «также намного хуже».

«НИ ХУЖЕ, НИ ЛУЧШЕ»

«Среди самых вопиющих ошибок украинского правительства в экономической сфере в 2017 году было принятие структурно некачественного государственного бюджета на 2018 год, из-за чего Украина не получила миллиард долларов очередного транша МВФ и связанных с ним 600 миллионов евро транша Евросоюза», — подчеркивает Новак.

«В плане экономического реформирования также не сделано ничего», — утверждает он. Не проведена налоговая реформа, о которой было так много разговоров. По его мнению, то, что называют пенсионной реформой, на самом деле не больше чем изменение условий начисления пенсий. Он отмечает, что пенсионная система в Украине, как и раньше, остается одноуровневой и солидарной, а накопительную систему предполагается ввести только с 2019 года. При этом налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, административная реформы и реформа государственного управления  в 2017 году даже не предлагались.

«Раз ничего не изменилось в экономической системе  Украины в прошлом году, то экономические результаты 2018 года  вряд ли повысятся по сравнению с 2017 годом», — прогнозирует экономист. По его мнению, в 2018 году они будут приблизительно такими же, как и в минувшем. «Проще говоря, не будет», — уверен Новак. Вследствие всего этого, по его мнению, экономический результат 2018 года будет таким же низким, как и в 2017 году.

«СТРАДАНИЯ»... ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

 «Без МВФ свои долговые обязательства в течение трех следующих лет нам будет очень сложно выполнить, — отмечает Вигиринский. — Думаю, что ни правительство, ни международные партнеры не допустят этого. Но приостановление либо оттяжка (финансовой помощи) — это нагрузка на платежный баланс и золотовалютные резервы, и как следствие — девальвация и инфляция, которые будут подрывать рейтинги действующей власти. Поэтому еще раз подчеркну, что сотрудничество с МВФ во многом является безальтернативным».

«Украина не выполнила своих обязательств ни перед Евросоюзом, ни перед МВФ, — констатирует политоло-международник Владимир Воля. По его словам, «деловая репутация страны от невыполнения обещаний международным институциям только страдает». Политолог уверен, что расходную часть государственного бюджета-2018, скорее всего, придется пересматривать и увеличивать уже к весне. И МВФ будет ждать этого пересмотра, чтобы принять то или иное решение в отношении очередного транша. Воля возлагает надежды на китайский кредит, который, по его мнению, может быть предоставлен и без оглядки на МВФ...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments